Опубликован: 03.08.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1131 / 134 | Длительность: 44:47:00
Лекция 26:

Международная торговля товарами и услугами

< Лекция 25 || Лекция 26: 1234 || Лекция 27 >

Согласно международно принятым определениям, в частности в ООН, ВТО, ОЭСР, международная торговля - это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом стоимость экспорта товаров дается в ценах F.O.B., а импорта - C.I.F. На этой терминологической базе построена и международная статистика, данные которой, в зависимости от источника, могут немного отличаться друг от друга.

Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей экономики и предприятий в производстве товаров и услуг для внешнего рынка. Существует ряд показателей, характеризующих участие страны в международном разделении труда, важнейшим из которых является "экспортная квота", т.е. отношение стоимости экспорта страны к стоимости ВВП этой страны.

Механизм возникновения материальных выгод международного разделения труда впервые был раскрыт еще в последней четверти XVIII - начале XIX вв. классиками политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо и получил название теории сравнительных издержек производства. К трудовым издержкам последующие исследователи добавили такие факторы производства, как земля, капитал, технология, информация, предпринимательские способности и т.д.

Согласно более поздней неоклассической концепции шведских ученых Э. Хекшера и Б. Олина экспорт товаров (как результат избытка тех или иных факторов в стране) может быть заменен трансграничным перемещением факторов производства (кроме земли), а вознаграждение, полученное владельцем фактора за его использование, является ценой фактора. Сторонники этой теории негативно относились к ограничениям, затрудняющим межстрановое перемещение как товаров, так и факторов производства, выступали за свободу внешней торговли.

Классическая теория международной торговли позднее была развита и дополнена. Так, теория технологического разрыва (С. Линдер и др.) предполагает, что развитие торговли между странами одинаковой наделенности факторами производства вызвано в первую очередь техническими и технологическими новшествами, позволяющими производить товар с меньшими издержками.

По теории жизненного цикла продукта (Р. Вернон и др.), страны могут специализироваться на производстве товаров, но на разных стадиях их "зрелости". Эта теория позже была дополнена понятием "инновации", внедрение которых в производство не только повышало конкурентоспособность товара, но и вело к экономии использования ресурсов.

Теория международной конкурентоспособности наций, или конкурентных преимуществ, М. Портера, появившаяся на рубеже ХХ и ХХI вв., легла в основу современной внешнеторговой политики практически во всех странах. Она соединила элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности предприятия. Конкурентоспособность страны, по Портеру, создают конкурентные преимущества предприятия, успех которого на мировом рынке зависит от правильно выбранной стратегии.

Следует отметить, что все эти теории, начиная с теории А. Смита, обслуживали интересы экономически развитых стран, предполагая максимальное развитие свободы торговли и ее либерализацию.

Современный неолиберализм, с основополагающим принципом "равных возможностей" и опорой на свободу рыночных сил при минимальном участии государства, до последнего времени является основой теории глобализации и международной торговли. Вместе с тем ведущие страны, особенно США, декларируя святость и универсальность этого принципа и приверженность правилам ВТО, не раз нарушали их, прибегая к протекционизму, если прямо или косвенно затрагивались интересы тех или иных отраслей национальной экономики. Развитие конкурентоспособности приоритетных отраслей промышленности и продвижение их продукции на мировой рынок в этих странах всегда происходило при самой активной поддержке государства, использующего для этого весь арсенал средств экономической и торговой политики.

События последних лет, особенно в связи с глобальным финансовым кризисом 1997-1999 гг., заставили многие страны, в первую очередь развивающиеся, серьезно пересмотреть свое отношение к указанным принципам. По мнению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), концепция "равных возможностей", применимая к экономически развитым странам, не подходит для создания справедливых условий участия в международной торговле развивающихся стран. На конференции ВТО в Канкуне (2003 г.) развивающиеся страны впервые консолидированно выступили в рамках группы G-22, т.е. самых крупных и успешных развивающихся стран, как противовес неолиберальной политике ведущих развитых держав.

Сегодня теория и практика либерализации международной торговли, в том числе в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), нуждается в серьезной корректировке, в дифференцированном подходе с большим вниманием к интересам развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

26.1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей

Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. Более того, сегодня ни одна страна не может рассчитывать на успех в своем экономическом развитии без активного участия в международной торговле.

Странам выгодно экспортировать. Так, в 1950-1990 гг. производство ВВП в мире возросло в 5 раз (в постоянных ценах), а товарный экспорт - в 11 раз. При расширении обрабатывающей промышленности за этот период в 8 раз ее экспорт увеличили в 20 раз. За последнее десятилетие истекшего века при росте ВВП на 1/4 мировой экспорт товаров возрос более чем в 2 раза. В результате внешнеторговая квота, т.е. зависимость экономики всех стран от внешней торговли, рассчитанная как отношение стоимости внешнеторгового оборота к стоимости ВВП в мире, за 1990-2000 гг. увеличилась с 32 до 40% (табл. 26.1).

Таблица 26.1. Мировой экспорт товаров и услуг
Показатель Стоимость, млрд дол. Среднегодовые темпы роста, %
2003 г. 2004 г. 2005 г. 1990-2000 гг. 2003 г. 2004 г.
Товары 7274 8907 9600 6 16 21
Услуги (коммерческие) 1763 2125 2500 7 12 18

Источник: Monthly bulletin of statistics. 2006. № 1.

WTO: World Trade Developments in 2004 and Prospects for 2005.

По физическому объему мировая торговля в 2005 г. увеличилась на 6,5%, и, согласно прогнозам ВТО, в 2006 г. этот рост составит порядка 7%.

Сегодня главное и неуклонно растущее место в международной торговле занимают наукоемкие высокотехнологичные товары. Расширение международной торговли этими товарами стимулирует обмен услугами, на ускоренный рост которого влияют также социально-экономические изменения в странах ("постиндустриальное развитие") и научно-технический прогресс в мире. В 2005 г. мировой экспорт услуг составил порядка 2,5 трлн. дол. (против 155 млрд. дол. в 1975 г.), или более 20% мировой совокупной торговли товарами и услугами. При этом уровень протекционистских ограничений в международной торговле услугами повсеместно выше, чем в торговле товарами. Основными участниками этого обмена выступают практически те же страны, что и в торговле товарами, т.е. экономически развитые страны.

Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни. Ведущее место в мировом экспорте занимает продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в 2000 г. достигла 75% (70% в 1990 г.). Из этого на долю машин, оборудования и средств транспорта приходится около 40% (36% десятилетие назад), среди которых наиболее динамичной статьей является офисное и телекоммуникационное оборудование - более 13% (9%), тогда как торговля продукцией автомобилестроения стабилизировалась на уровне 9%. Следующей по значению товарной позицией является продукция добывающей промышленности - 12% (14%), в которой главное место занимает топливо. Значение сельскохозяйственных товаров продолжает уменьшаться - до неполных 9% (12%), так же как и текстильных изделий и одежды - 5% (6%).

Современная международная торговля представляет собой широкую многоярусную систему. Нижний этаж - рынок базовых товаров - образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности. Средний - полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, т.е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности). К среднетехнологичным товарам относятся станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки.

Наиболее динамичным сектором международной торговли в последние годы является обмен товарами "высоких технологий" или наукоемких отраслей промышленности и отраслей нематериального производства. Именно рынок высокотехнологичной продукции сегодня в решающей степени формирует офисное и телекоммуникационное оборудование, электроника, электрооборудование, точные измерительные приборы, аэрокосмическая техника, сложное медицинское оборудование и фармацевтика.

Основные торговые державы - это, как и прежде, экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Германия, Япония, Франция и Великобритания.

Данные о географии международной торговли товарами представлены в табл. 26.2.

Таблица 26.2. География международной торговли товарами в 2004 г., (млрд. дол.)
Зоны и страны Экспорт Импорт
ЕС (25 стран) 3589 3622
в тон числе Германия 912 718
Франция 424 442
Великобритания 342 452
Италия 354 355
Голландия 318 284
НАФТА 1204 1888
в том числе США 818 1526
Канада 304 273
Мексика 189 197
Китай 593 561
Япония 566 455
Республика Корея 254 224
СНГ 262 150
в том числе Россия 182 76
Развитые страны 5282 5771
Развивающиеся страны 2779 2570

Источник: Monthly bulletin of statistics. 2006. № 1.

Сохранение лидерства развитых стран в международной торговле обеспечивается прежде всего благодаря экспорту продукции высоких технологий и соответствующих услуг. На них приходится почти 3/4 мирового экспорта этой продукции, который в стоимостном выражении составляет более 1 трлн. дол.

Следует отметить различие в характере международной торговли ведущих стран. США имеют многолетний пассив торгового баланса, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, достигающий 0,5 млрд. дол. и более. Однако платежный баланс этой страны сводится с активом за счет поступлений от экспорта капитала и услуг. В то же время для Германии и Японии характерны активное сальдо торгового баланса.

В последнее десятилетие отмечается усиление позиций в международной торговле новых индустриальных стран (НИС) из числа развивающихся главным образом за счет увеличения в их экспорте обработанной продукции, в том числе высоких технологий. Только за последнее десятилетие в экспорте стран Восточной и Юго-Восточной Азии (ВЮВА) доля изделий обрабатывающей промышленности увеличилась с половины до двух третей, при этом высокотехнологичные товары составили более 30% всего экспорта. Это стало результатом целенаправленной политики развития экспортно ориентированной экономики и широкого участия в международной производственной кооперации.

Вот почему в вывозе таких стран, как Филиппины, Малайзия, Сингапур, доля продукции высоких технологий сегодня уже достигла 60% в общей стоимости экспорта обработанных товаров. Для Таиланда, Южной Кореи, стран ВЮВА этот показатель превышает 30%, тогда как в среднем по развивающимся странам - 20%.

Многие развивающиеся страны продолжают по-прежнему серьезно зависеть от экспорта продукции добывающей промышленности (75% вывоза стран Ближнего Востока) и сельского хозяйства (страны Латинской Америки и Африки).

Однако и среди развитых государств есть примеры высокой зависимости от сырьевого экспорта, что объясняется наличием у них естественных конкурентных преимуществ (60% экспорта Норвегии - нефть и газ, Австралия и Канада - руды и металлы, 60% экспорта Новой Зеландии и 67% Исландии - сельскохозяйственные товары).

Из стран переходной экономики наибольшие объемы внешнеторговых операций приходятся на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Россию, хотя в целом их доля в международной торговле продолжает оставаться весьма незначительной (в 2003 г. - менее 4%).

Самое скромное положение в системе международной торговли занимают наименее развитые страны, к которым принадлежит 50 беднейших государств мира, на долю которых приходится лишь 0,6% мирового экспорта. Разрыв в доходах этих стран по сравнению со странами золотого миллиарда составляет порядка 1 : 150, а продолжающаяся их маргинализация чревата опасностями для процесса мирохозяйственной глобализации.

Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой торговли, являются рынок машин и транспортного оборудования (с объемом экспортных поставок свыше 3 трлн. дол.), рынок минерального топлива, нефти, природного газа и углей (около 1 трлн. дол.), а также рынок черных и цветных металлов (около 450 млрд. дол.). Значительный рост стоимости поставок топлива за последние годы объясняется главным образом исключительно высокими ценами на нефть.

Специфика современного мирового рынка машин и оборудования состоит в том, что он сегодня во многом определяет материальное содержание процесса глобализации, называемого в современной литературе глобальным производством (global production). В основе этого явления лежат устойчивые связи производственного кооперирования на базе средне- и долгосрочных контрактов в рамках внутриотраслевой специализации и аутсорсинга. Здесь в полной мере проявляются преимущества международного разделения труда и межстрановых перемещений факторов производства, включая движение огромных финансовых средств и инвестиций, использование передовых инноваций, информационных технологий, оригинальных предпринимательских решений. Именно в этой сфере, составляющей важный элемент развития всей мировой цивилизации, удерживают свои позиции развитые страны золотого миллиарда благодаря перекрестным внутриотраслевым связям, прибыльность которых является постоянной заботой транснациональных корпораций и транснациональных банков.

Эти процессы отразились, в частности, в бурном росте торговли офисным и телекоммуникационным оборудованием (в 1990-2000 гг. ежегодно в среднем на 12%), составляющим треть зарубежных поставок машинотехнической продукции, или 1,1 млрд. долл. (в 1994 г.). Крупнейшими поставщиками этого оборудования выступают США и Япония, хотя в то же время США является еще более крупным импортером этой продукции.

Главными поставщиками автомобилей на мировом рынке выступают Германия (16% стоимости мирового экспорта в 2000 г.), Япония (15%), США (12%), Канада (11%), Франция (7%), а среди развивающихся стран - Мексика (3,7% - включая реэкспорт) и Южная Корея (около 4%). Главным импортером (почти 30%) являются США. Ежегодно в мире производится до 60 млн. автомобилей, 40% которых экспортируется. Помимо готовых автомобилей, значительная часть продукции этой отрасли экспортируется и импортируется в виде узлов и компонентов для последующей сборки. Несравненно большую номенклатуру кооперационных поставок насчитывает авиакосмическая промышленность.

Постоянное расширение международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности объясняется не только неуклонно растущими потребностями научно-технического прогресса, но и высокой эффективностью этой торговли в плане как быстрой коммерциализации, так положительного влияния на экономику стран-экспортеров.

Другим крупнейшим товарным рынком в мире является рынок минерального топлива, ресурсы которого сосредоточены в основном на Ближнем Востоке (более 65% мировых разведанных запасов нефти). Страны региона обеспечивают свыше 50% поставок сырой нефти на мировой рынок, регулируя добычу и экспорт нефти с помощью ОПЕК. Нефть и нефтепродукты занимают 80% (по стоимости) мирового экспорта энергоресурсов; в то же время за последние два десятилетия усилились позиции природного газа, в основном из-за его большей экологичности. Крупнейшим экспортером природного газа является Россия - 200 млрд. м3 в 2005 г. Главными мировыми импортерами нефти и нефтепродуктов выступают США (26%), Западная Европа (24%), страны Юго-Восточной Азии (19%), Япония (более 12%). США, Германия и Япония - основные покупатели природного газа - соответственно 20, 15 и 14%.

Топливно-сырьевой экспорт, как показывает мировой опыт, подвержен резким изменениям спроса и цен, трудно предсказуем и зависит от колебаний рыночной конъюнктуры. Примером нестабильности топливно-сырьевой торговли может служить динамика мировых цен на нефть, которые только за период 80-90-х годов трижды пережили резкое падение: в 1986 г. к уровню 1985 г. более чем на 50%; 1988-1987 гг. - на 22% и 1998-1997 гг. - на 34%, а в 2005-2006 гг., напротив, - беспрецедентный рост цен.

Глобальную понижающую тенденцию цен на сырье хорошо иллюстрирует движение так называемого индекса условий торговли, показывающего отношение средних цен экспорта к средним ценам импорта, т.е. покупательную способность 100 единиц экспорта, выраженных в единицах импорта. Если этот показатель для страны или группы стран больше 100, то соотношение цен в их торговле по сравнению с базисным периодом благоприятное; если меньше, то, напротив, неблагоприятное. Для развитых стран этот индекс на протяжении всех 90-х годов, да и раньше (база - 1990 г.), был постоянно положительным в пределах 105-106 пунктов, а для развивающихся - в основном поставщиков сырья - колебался в пределах 95-100 пунктов.

В международной торговле услугами, как и товарами, ведущее место опять-таки принадлежит промышленно развитым странам, в первую очередь странам ЕС. Однако в последнее время доля этих стран в торговле услугами несколько снизилась из-за расширения поставок услуг филиалами ТНК в развивающихся странах. На страны Западной Европы сегодня приходится более 40% экспорта и импорта услуг, на Северную Америку - более 20% и примерно столько же на азиатские страны.

Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7% мирового экспорта в 2003 г.), а также Франция, Германия (по 6%). Крупнейшими импортерами выступают США (13%), Германия (10%), Япония (6%). На долю России в 2003 г. пришлось около 0,9% экспорта и 1,5% импорта услуг в мире.

Хотя в классификаторе услуг ООН содержится свыше 500 позиций и субпозиций, а по классификации ВТО - более 160 видов услуг, в международной статистике чаще всего выделяется три укрупненных позиции: транспортные услуги, туристические и другие виды услуг, главным образом так называемые деловые.

Данные о структуре мирового экспорта услуг приведены в табл. 26.3.

Таблица 26.3. Структура мирового экспорта услуг
Вид услуг Год
1970 1980 1990 2000 2004
Все виды услуг, млрд дол., в том числе доля, %: 63 363 783 1455 2125
транспортные услуги 41 37 28 23 23
туристические услуги 28 32 34 32 30
прочие виды услуг 31 31 38 45 47

Источник: WTO. International Trade Statistics за соответствующие годы.

Как следует из табл. 26.3, за последние 30 лет произошли коренные изменения в мировой торговле услугами. Доля транспортных услуг значительно сократилась в результате расширения сферы туристических и особенно прочих (деловых) услуг, отражающих более высокий уровень жизни и роста значения нематериальных видов деятельности.

Сравнительно новые, быстро развивающиеся виды деловых услуг связаны с обслуживанием бизнеса - предприятий, банков, страховых обществ, торговли, а также СМИ. К этим услугам относятся, в частности, профессиональные и управленческие (консультации, бухгалтерия, аудит); информационные и компьютерные, в том числе программное обеспечение, база данных; передача технологий и ноу-хау; кадровые услуги; операционные - управление предприятием, контроль качества, ликвидация отходов производства; банковские и страховые; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, торговое посредничество; услуги в области телекоммуникаций и аренды; ремонт и техобслуживание оборудования; проектирование и строительство объектов; услуги в освоении космоса в гражданских целях.

Глобализация этой важнейшей сферы человеческой деятельности и бизнеса привела к расширению привлечения квалифицированных специалистов с целью дальнейшего увеличения производительности труда, сокращения издержек, повышения качества, более эффективного использования ресурсов, сокращения времени работ. Все это позволяет предприятию повысить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Последние становятся все больше связанными с прямыми иностранными инвестициями, и эта связь осуществляется через передачу технологий, информации, трансграничное перемещение персонала и путем коммерческого присутствия (например, создание отделений банков).

Информация о способах предоставления услуг приведена в табл. 26.4.

Таблица 26.4. Способы предоставления услуг, (%)
Трансграничные поставки 35%
Потребление услуг за границей 10-15%
Коммерческое присутствие 50%
Личное присутствие 1-2%

Источник: WTO; World Trade Development 2004 and Prospects for 2005.

Активно растущим сектором деловых услуг в последнее десятилетие стала электронная торговля через Интернет. Объем мировой электронной торговли составил в середине 90-х годов 5-10 млрд. дол., в начале века - 100-150 млрд. дол. и порядка 1,5-2 трлн. дол. в 2003 г. Каждые 12-18 месяцев в мире происходит удвоение коммерческих сделок через Интернет, а их потенциал оценивается в 30% ВВП развитых стран. Исключительно большие возможности для роста электронной коммерции представляют сектора торговли и финансов. Преимущества этого вида услуг состоят прежде всего в экономии издержек и времени совершения сделок.

Подобно тому как безгранично развитие внутриотраслевой специализации и кооперирования в материальной сфере, так безграничен по своей природе и рынок услуг. Значение международной торговли услугами выходит за рамки этого сектора и представляет собой динамичную составляющую глобализации мирового хозяйства.

< Лекция 25 || Лекция 26: 1234 || Лекция 27 >
Андрей Кудырский
Андрей Кудырский

Чтоб сдать данный тест, пришлось рыскать по всему учебнику, вплоть до 33-ей лекции. Хотелось бы, чтобы при прохождении теста проверялось то, что было изучено непосредственно в теме..
 

Екатерина Дедкова
Екатерина Дедкова
Россия, Барнаул, РАНХиГС, 2017