Мировой рынок услуг
Торговля объединяет человечество во всеобщее братство взаимной зависимости и интересов.
Д. Гарфилд
Благодаря торговле все народы узнали нравы других народов и смогли сравнить их. Это привело к благотворным последствиям.
Ш. Монтескье
Каждый живет продажей чего-нибудь.
Р.С. Стивенсон
Мировой рынок услуг - важное явление современных международных экономических отношений, несмотря на то, что он находится еще в стадии активного формирования, которое происходит стремительными темпами. Именно в последние годы наблюдается значительное увеличение масштабов и разнообразия международной торговли услугами: на долю услуг приходится свыше четверти всего мирового торгового оборота, она достигла в начале XXI в. почти 2 трлн дол. (по некоторым оценкам, около 3 трлн). Примечательно, что во внешнеторговом обороте темпы роста объема услуг примерно в 1,5 раза выше темпов роста объема физических товаров.
Потенциал мировой торговли услугами огромен. Согласно экспертным оценкам в международный оборот вовлечено сейчас лишь около 7% мирового производства услуг.
Феномен быстрой экспансии международной торговли услугами связывают с действием ряда условий и факторов.
Во-первых, общим условием, определяющим масштабы, структуру, тенденции и динамику развития мирового рынка услуг, является быстрый рост самой сферы услуг во всех развитых странах и ее отдельных секторов в большинстве государств мира. Так, если в конце 50-х годов ХХ в. доля всех видов услуг в ВВП западных стран составляла около 55%, то к началу XXI в. она превышала 70%.
Во-вторых, длительный экономический подъем в большинстве стран мирового сообщества, наблюдаемый в конце XX в., привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм, платежеспособности населения, развитию общественного сектора экономики. Более "мобильный" стиль жизни (деловой и обывательской) обусловил не только значительный рост спроса на уже известные услуги, вовлеченные в мировой торговый оборот, но и расширение спектра новых услуг.
В-третьих, реально и активно протекающий процесс глобализации выступает мощным фактором развития мирового рынка услуг, способствуя одновременно углублению специализации стран и разнообразию форм торговли услугами.
В-четвертых, важнейшую роль в развитии мирового рынка услуг, его структуры сыграл и продолжает играть научно-технический прогресс. Он, в частности, привел к тому, что:
- революционные технологические изменения в средствах связи и на транспорте превратили в товары целый ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, Интернета дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;
- ускорение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информатики повлекло за собой появление новых форм торговли услугами. Речь идет о международном коммерческом обмене информацией, в котором либо базы данных становятся объектом внешней торговли, либо фирмы таким образом поддерживают контакт со своими зарубежными филиалами;
- технологический прогресс позволил увеличить спрос на те виды услуг, которые и раньше имели товарную форму (финансовые, банковские, страховые услуги).
Международная торговля услугами стала объектом изучения сравнительно недавно. Длительное время услуги согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к так называемым неторгуемым товарам (nontradable goods), т. е. к товарам, которые потребляются в той же стране, где они производятся, и не перемещаются между странами. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин "торгуемые услуги". Такие услуги по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
Главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем:
- цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны, и за рубежом. Цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке. Колебания цен на такие товары в других странах значения не имеют;
- поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть всегда компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения - увеличением поставок иностранных товаров. Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно. При его нарушении возникают серьезные социально-экономические диспропорции;
- динамика и уровень внутренних цен на торгуемые товары следуют за динамикой и уровнем цен в других странах. Внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран, а изменение может не приводить к изменению зарубежных цен на такие же товары.
Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения, 2000. С. 20.
Определяя международную торговлю услугами как специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран, специалисты обращают внимание на ее особенности. Рассмотрим их.
- Международная торговля услугами тесно сопряжена и (или) взаимосвязана с торговлей физическими товарами. Как правило, купля-продажа материальных товаров влечет за собой целый шлейф услуг: маркетинговых, транспортных, финансовых, страховых, сервисных (обслуживающих). И чем технически сложнее и дороже материальное благо, тем шире круг услуг, связанных с его движением. Вместе с тем торговля услугами все активнее способствует продвижению физических товаров на внешнем рынке: маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая и информационная поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и другие услуги "прокладывают дорогу" материальным товарам и повышают эффективность торговли ими. Таким образом, если традиционно физические товары "тянули" за собой услуги, то в настоящее время при очень жесткой конкуренции на мировом рынке физических товаров "проталкивание" их в другие страны осуществляется с помощью и благодаря услугам.
- По своей специфике не все услуги могут быть объектом внешней торговли. По критерию возможного участия в международной торговле все услуги подразделяются на три группы:
- услуги, которые могут быть объектом внешней торговли. К ним, например, с незапамятных времен относятся транспортные услуги: еще 3,5 тыс. лет тому назад финикийцы регулярно занимались фрахтом - морской транспортировкой товаров; 2,5 тыс. лет назад зародились международный туризм, финансовые, страховые, банковские услуги;
- услуги, которые в силу своих особенностей не могут предлагаться на мировом рынке. Обычно к ним относят коммунальные услуги, часть бытовых. Заметим, что круг таких услуг постепенно сужается;
- услуги, могущие быть и не быть объектом внешней торговли. К ним относится большая часть услуг; их спектр расширяется по мере научно-технического прогресса. Так, во внешнеторговый оборот все больше втягиваются услуги системы быстрого питания, учреждений культуры, здравоохранения, спорта и т. д.
- Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля физическими товарами:
- защищена государством от иностранной конкуренции. Правительства многих стран считают, что масштабный импорт услуг может представлять угрозу для суверенитета и безопасности. Поэтому международная торговля услугами регламентируется со стороны государства более жестко;
- монополизирована. "Зарубежная доля в банковском итоге у французского банка "Креди Лионе", занимающего 9-е место в мировом рейтинговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из шести крупнейших аудиторских компаний мира имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%, 60% мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний";
- диверсифицирована. Расширяется объем купли-продажи целых пакетов услуг, в результате чего снижаются риски от совершаемых операций.
Современный мировой рынок услуг включает торговлю самыми разнообразными услугами (160 видов), которые классифицированы Статистической комиссией ООН по 12 разделам:
- "Деловые услуги" (46 отраслевых видов услуг);
- "Услуги связи" (25 видов);
- "Строительные и инжиниринговые услуги" (5 видов);
- "Дистрибьюторские услуги" (5 видов);
- "Общеобразовательные услуги" (5 видов);
- "Услуги по защите окружающей среды" (4 вида);
- "Финансовые услуги, включая страховые" (17 видов);
- "Услуги по охране здоровья и социальные услуги" (4 вида);
- "Туризм и путешествия" (4 вида);
- "Услуги в области организации досуга, культуры и спорта" (5 видов);
- "Транспортные услуги" (33 вида);
- "Прочие услуги".
Из перечисленных позиций в соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл. 10.1).
Вид | Подвид | Платежи между резидентами и нерезидентами за: |
Транспорт | Пассажирский | Международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг |
Грузовой | Международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг | |
Поездки | Деловые | Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки) |
Личные | Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующим по личным вопросам (туризм) | |
Связь | Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами | |
Строительство | Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами | |
Страхование | Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами | |
Финансовые услуги | Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.) | |
Компьютерные и информационные услуга | Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров | |
Роялти и лицензионные платежи | Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии | |
Другие бизнес-услуги | Посреднические услуги | Комиссия за посредничество |
Лизинг | Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования | |
Прочие деловые, профессиональные и технические услуги | Правовые, бухгалтерские, управленские, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр. | |
Личные, культурные и рекреационные услуги | Аудиовизуальные услуги | Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов |
Прочие | Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий | |
Правительственные услуги | Поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира |
Источник. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения, 2000. С. 265.