Россия |
Структура и основные разделы бизнес-плана
Нельзя иметь все. Куда вы все это положите?
Стивен Райт
Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспектив роста предприятия.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров и т.п.) разделы бизнес-плана могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом и в нашей практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 6.1).
Наименование раздела | Состав раздела | Цель | Задача анализа и оценки |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
Резюме | Результаты и выводы бизнес-плана - предполагаемого проекта. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов | Объективная оценка продукции, деятельности фирмы | Результаты анализа и оценки объема продаж, затрат. Оценка риска, прибыли |
Исходные данные и характеристика | Функциональные особенности; местоположение; условия использования территории | Основание для анализа и расчетов | |
Прогноз конъюнктуры рынка | Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере | Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм | |
Стратегия маркетинга | Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели | Влияние положительных и отрицательных факторов спроса, покупательской способности, формирование ценовой политики | Анализ состояния рынка. Анализ изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы, сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей фирмы |
Конкуренция | Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов | Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон. | |
Товар (услуга) | Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса | Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции | |
Определение затрат | Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования | Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям | |
План производства | Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здание, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции. | ||
Организация работ и финансирование | Блоки и этапы программ; организация работы; установление форм собственности; виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения дохода | Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости проекта | |
Рынок сбыта | Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура | Оценка положительных дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры | |
Определение доходов | Виды производства, себестоимость работ (услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции | Объем производства, себестоимость работ (услуг) и т.п. | |
Финансовый план | Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности | Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения | |
Формирование потока чистых средств | План и структура управления (например, недвижимостью на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п. | Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов | |
Оценка экономической, коммерческой, социальной эффективности | Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат; рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта и другие показатели | Экономическая, коммерческая, бюджетная, социальная эффективность инвестиций | |
Страхование коммерческого риска | Типы риска, условия их возникновения, возможный ущерб. Слепые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков | Механизм предотвращения риска, формы и условия страхования | Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений |
Резюме. В резюме внимание должно быть нацелено на главные результаты и выводы бизнес-плана в целом и каждого его раздела, включая возможный риск и пути его преодоления.
Исходные данные и характеристика бизнеса. В данном разделе определяются функциональные особенности, местоположение, технические параметры, условия бизнеса (например, строительства, реконструкции), эксплуатации объекта. Рассматривается влияние на формирование проектного предложения внешних и внутренних факторов.
Оценка рыночной конъюнктуры. Содержит общую характеристику современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в инвестиционной сфере. Прогноз динамики спроса на аналогичные объекты (товары, услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса. Прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к данному бизнесу (например, застройке территории).
Конкуренция. Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов.
Сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов. Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон.
Товар (услуга). Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса.
Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции.
Стратегия маркетинга. Включается описание целей, маркетинговой ситуации программы осуществления стратегии, отражающей состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации; отражение влияния на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков и т.п.); формирование ценовой политики; описание путей адаптации мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации.
Организационно-финансовый механизм. Содержит описание инвестиционной программы с подразделением на блоки и этапы; организация проектирования и строительства объектов с подразделением их по форме собственности и источникам финансирования.
Определение затрат. Приводится расчет единовременных и текущих затрат по реализации проектного предложения с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции. Показатели затрат подразделяются по источникам финансирования с выделением бюджетных и внебюджетных средств.
План производства. Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.
Организация работ и финансирование. Блоки и этапы программ; организация работы; установление форм собственности; виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов.
Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений.
Рынок сбыта. Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура.
Оценка положительных дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры.
Определение доходов. В разделе приводится расчет объемов производства, себестоимости продукции (работ, услуг), определяются условия ценообразования, налогообложения, получения валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции по единовременным поступлениям в бюджет и внебюджетный фонд (например, плата за право аренды земли и объектов муниципальной недвижимости, продажа существующих и новых объектов и т.д.).
Формирование потока чистых средств. Приводится расчет потоков чистых средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой в процессе строительства и эксплуатации объектов, расположенных на данной территории, с распределением по годам расчетного периода нарастающим итогом начиная с первого года инвестирования. Поток чистых средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам, страхованию и др.
Финансовый план. Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности.
Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.
Оценка экономической, бюджетной, коммерческой и социальной эффективности инвестиций. Приводится расчет показателей эффективности и их интерпретации: срок окупаемости (Ток) вариантов проектного предложения; чистая текущая стоимость ЧТС) проекта, индекс доходности (ИД) инвестиций; внутренняя норма рентабельности (ВНР) проекта; точка безубыточности проекта (ТБ) и других показателей, характеризующих экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.
Страхование коммерческого риска и юридическая защита. Определяются типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб. Рассматриваются возможности предотвращения (снижения) рисков, формы и условия страхования, величины страховых выплат.
Составление бизнес-плана для предприятий промышленности, строительства, транспорта, торговли имеет свою специфику, но его структура не будет существенно различаться, за исключением некоторых дополнений, например, планирование использования мощностей оборудования, выпуска продукции и т.п.
Необходимыми разделами бизнес-плана являются:
- организационный (организационная схема предприятия);
- юридический (правовой статус организации).
Важно также тщательно просчитать риски и определить меры профилактики и страхования.
В более развернутом виде структуру (разделы и подразделы) бизнес-плана можно представить в следующем виде.