Опубликован: 08.05.2016 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 12:

Мировая политическая система и международные отношения

< Лекция 11 || Лекция 12: 123456789
Ключевые слова: реализм

Программные тезисы

  • Исторический экскурс в развитие мировой политической системы. Формирование Вестфальской модели мира и ее эволюция.
  • Теоретическое осмысление политического развития мира. Школы реализма и неореализма; либерализма и неолиберализма. Неомарксистский и постмодернистский подходы. Сравнительный анализ различных теоретических школ и подходов к изучению международных отношений и мировой политики.
  • Тенденции современного развития политической структуры мира. Различные мнения о глобализации: постоянно идущий исторический процесс; гомогенизация и универсализация мира; проявление открытости национальных границ. Вклад новых информационных, коммуникационных технологий и биотехнологий в процесс глобализации. Противоречия и сложности глобализации.
  • Эрозия Вестфальской модели мира в связи с процессами глобализации, появлением новых участников на международной сцене (неправительственных организаций, внутриполитических регионов, ТНК и др.). Окончание холодной войны и распад Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
  • Возможные сценарии политического миропорядка в начале XXI в. ("конец истории", "столкновение цивилизаций" и др.). Дискуссии относительно много- и однополярности мира.
  • Соотношение предметных областей мировой политики, международных отношений, сравнительной политологии. Проблемы и тенденции в развитии международных исследований.

12.1. Мировая политическая система: предыстория и Вестфальский договор

12.1.1. Начальное развитие мировой политической системы

С глубокой древности люди стремились жить сообща. Уже их первые поселения (деревни и города) контактировали - торговали или воевали, заключали договоры даже с различного рода представительствами, какими-либо иными способами общались между собой. Весь этот процесс можно считать прообразом (архетипом) международных отношений.

В исторической памяти и источниках сохранилось множество сведений о том, как осуществлялись подобные взаимодействия. Одна из первых таких работ - описание древнегреческим историком Фукидидом (около 460 - 396 до н.э.) Пелопоннесской войны (431 - 404 до н.э.) между союзами полисов: Делосским во главе с Афинами и Пелопоннесским с лидером Спартой. Мелосский диалог Фукидида дает классический пример использования силы в качестве главного фактора при решении международных дел.

Обратите внимание!

Афиняне ...Мы господствуем по праву, ибо сокрушили персов... По праву дела делаются между людьми, когда силы их равны, а по силе - когда сильнейший стоит на своем, а слабый уступает.

Мелияне. Мы, однако, думаем, что польза (говорим о пользе, ибо вы решили исходить из пользы вместо права) состоит не в том, чтобы вы вовсе отменили общее благо, но в том, чтобы и в опасности человеку всякий раз уделялось, что ему следует.

Афиняне. О конце нашего владычества мысль нас вовсе не смущает... Нам нужна не тягостная власть наша, а взаимовыгодное нам спасенье ваше.

Мелияне. Но если владычество полезно для вас, то какое рабство может быть полезно для нас?

Афиняне. Вас бы подчинение охраняло от ужаснейших бедствий, а нам было бы выгодно, чтобы вы не погибли.

Фукидид, "Афины против Мелоса"

ФУКИДИД (ок. 460-396 до н.э.) - древнегреческий историк, автор труда «История» (в 8  книгах); из-за поражения у берегов Фракии во время Пелопонесской войны в 424 г. до н.э. подвергся осуждению в Афинах и провел в изгнании двадцать лет, считается одним из родоначальников реализма в политике

ФУКИДИД (ок. 460-396 до н.э.) - древнегреческий историк, автор труда «История» (в 8 книгах); из-за поражения у берегов Фракии во время Пелопонесской войны в 424 г. до н.э. подвергся осуждению в Афинах и провел в изгнании двадцать лет, считается одним из родоначальников реализма в политике

Центры цивилизации, как известно, возникали не только в Европе. Высокого уровня развития достигли в древности культуры Китая, Индии, Японии, Ближнего Востока и Центральной Америки. В Китае примерно тогда же, когда в античной Греции существовали города-полисы, сложились территориальные образования, усиленно использовавшие военные средства в борьбе за господство. Это описано в трактате древнекитайского полководца Сунь-цзы (VI-V вв. до н.э.) "Искусство войны", который теоретизировал по поводу связи войны и политики, факторов победы и пр.

После периода экспансии, сменившегося распадом Арабского халифата, в X-XI вв. своего расцвета достигает арабская цивилизация того времени, в т.ч. арабо-мусульманская культура. В Европе это была эпоха "темных веков", а Япония подпала под сильное культу pine влияние Китая. Впоследствии (с XVI в.) Япония изолировалась от остального мира, прежде всего от европейских цивилизационных влияний, вплоть до 1860-х гг. (начало периода Мэйдзи), когда ее правители приступили к модернизации и индустриализации страны.

В Латинской Америке цивилизация майя достигла наибольшего развития в III-Х вв., а ацтеков и инков - к XV в. В Экваториальной Африке одно из самых ранних королевств образуется в Гане примерно в V в. В целом же африканские государства формируются после X в., но потом, начиная с XVI в., оказываются в сильной зависимости от европейцев, своей работорговлей открывших жестокий период истории континента.

Европа становится доминирующим регионом в мире примерно в XV-XVI вв., с эпохи Ренессанса и Реформации. На том этапе исторического развития человечестве географические открытия позволили европейским странам овладеть новыми территориями; вместе с тем европейцы вновь обратились к классической культуре античных Греции и Рима, что значимо повлияло на мироустройство. Итальянские города-государства переняли многие древнегреческие принципы международных взаимоотношений, включая принцип силы. В XIV столетии в Италии же образовались первые внешние представительства - прообразы современных дипломатических миссий.

Обратите внимание! Покровителем дипломатов был выбран бог плодородия (изначально), торговли и прибыли Гермес - символ чар, плутовства и хитрости. В греческой мифологии Гермеса называли еще заступником пастухов, путешественников, посланником богов - вестником их воли. Он считался очень красноречивым.
< Лекция 11 || Лекция 12: 123456789
Антон Дубовенко
Антон Дубовенко
Россия, Москва, Фонд "Эволюция", Президент
Татьяна зубкова
Татьяна зубкова
Россия, керчь