Опубликован: 08.05.2016 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 8:

Политическое изменение

Программные тезисы

  • Природа, сходство и отличие категорий политического изменения и политического развития.
  • Проблематика изменений в ретроспективе: от античности к просвещенческой линейно-прогрессистской схеме политического развития; от пессимистических концепций "кризиса западной цивилизации" конца XIX - начала XX в. к восстановлению оптимистических представлений о перспективах развития в концепциях модернизации в середине XX в. Главные тезисы общей теории политического развития.
  • Дихотомия традиционное - современное как ядро теории модернизации. Закрытые традиционные общества. Разновидности переходных обществ. Основы современного общества. Политическое развитие как рост сложности, специализации и дифференциации политических институтов. Недостатки классической теории модернизации.
  • Типы политического изменения: реформа, революция, переворот, реставрация, пересмотр конституции. Систематизация их объяснений и основные характеристики.
  • Категория Современности/Модерна. Качества Современности. Политическая модернизация - процесс, ведущий к становлению современных демократических политий, ее предпосылки и факторы. Модели модернизации Д. Растоу и С. Хантингтона.
  • Спонтанная (первичная) и направляемая (вторичная) модернизация. Проблема "догоняющего" развития ("позднего старта").
  • Тематика переходных обществ. Переоценка положений теорий модернизации. Политическая модернизация как типологическое состояние: концепции и реальность.

8.1. Политическое изменение как фактор общественного развития

8.1.1. Природа политического изменения

Все живое, наделенное разумом, непременно движется, изменяясь во времени и пространстве. Это его способ существования. С философской точки зрения, изменение - естественная форма бытия всех объектов и явлений, представляющая собой постоянный переход из одного состояния в другое. Ученые очень убедительно доказали, что в истории не было и не может быть лишенных действия и развития человеческих сообществ.

Изменение в широком смысле включает в себя все эволюционные процессы, а также возникновение новых явлений в мире, потому категории политического изменения и политического развития тесно связаны и соотносятся друг с другом, следовательно, они обычно рассматриваются воедино. Эти понятия принадлежат к числу наиболее важных и часто употребляемых в современной политической науке.

Каждая полития - живой организм, подчиняющийся внутренней логике саморазвития и реагирующий на стимулы и вызовы, которые поступают как со стороны общества, так и из внешней среды. Истоки динамики политических систем заключаются в диалектике развития, в разрешении внутренних противоречий и в ответах на внешние воздействия. Политический процесс можно и должно объяснять как определенные перемены в состояниях политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизводства (становление, функционирование, развитие с выходом на более высокий уровень). Вместе с тем между понятиями политического процесса, политического изменения и развития есть существенное различие. Если процесс воспроизводит политическую систему, то изменения и развитие представляют собой не просто преобразование внутренних свойств системы, а еще и ее переход в иное качественное состояние либо смену одного системного типа другим. Политическое развитие позволяет также создать довольно сложные и защищенные от влияния других подсистем общественных отношений институты, способные включать в свою орбиту и упорядочивать участие в политике новых групп, стимулировать социально-экономические перемены.

Политические изменения постоянны, поскольку нет неизменных, т.е. полностью статичных, политических систем, равно как и совершенно застывших в одном состоянии, неразвивающихся обществ. Однако следует все же разграничивать два вида развития - динамическое, которое основано на необходимости постоянного движения, диктуемого логикой индустриального общества, и стационарное (лат. stationarius - неподвижный), подпитываемое слабыми социальными импульсами, не выводящими из гомеостаза структуры традиционного типа.

Сам процесс становления современного индустриального общества делает движение вперед необратимым, а политическое развитие - поступательно-восходящим. Долговечность политий, их совершенствование зависят от возможностей обществ изменяться и приспосабливаться к новым обстоятельствам. Сверх того стабильность политической системы отнюдь не равноценна отсутствию изменений в ней. Напротив, устойчивость - это характеристика системной способности адаптироваться к внутренним и внешним влияниям и к органическим, ненасильственным изменениям в составе политической элиты, в распределении материальных и информационных ресурсов и т.д. Политическое развитие системы отражает ее активную реакцию на структурные, финансовые, ресурсные и иные кризисы современного индустриального общества, указывающие на недостатки его устройства. Мобилизуя свой незадействованный потенциал и проводя перегруппировку социально-политических сил, общество тем самым может воссоздать жизнеспособность политической системы уже на более высоком уровне равновесия.

Политическое изменение по-разному влияет на адаптивные возможности политических систем. В одних случаях система, мобилизуя внутренние ресурсы, сравнительно легко приспосабливается к новым потребностям и преобразованной среде, а значит, самостоятельно перемещается на более высокий уровень устойчивости, Во втором варианте одну политическую систему, неспособную к самообновлению, сменяет другая, следовательно, движение имеет направляемый характер и осуществляется, как правило, в форсированном режиме, неизбежно повышающем нагрузку на политические институты, социально-культурную среду и отдельные группы общества.

Интерпретация: Сэмюэл Хантингтон и Хосе Домингес определили политическое развитие следующим образом: это "схема изменений, происходящих в обществе определенного типа вследствие конкретных причин и направленных на цели, достижение которых функционально необходимо для данного общества" ("Справочник по политической науке", 1975).

Ученые считают, что развитие происходит через изменения и означает рост: 1) сложности (диверсификация); 2) специализации; 3) дифференциации политических институтов данного общества.

Обратите внимание! Двумя классическими, хотя и разными по направленности изменениями, примерами усложнения, специализации и дифференциации политических систем можно считать послефранкистскую Испанию и современную Южную Корею. В обоих государствах - их население слабо воспринимало идеи политического представительства - становление современных институтов (т.е. политическое развитие) было реакцией на создание основ индустриального общества, которое не могло прогрессировать дальше без появления эффективной системы обратных связей "общество - государство".

Образованию системы политического представительства в послефранкистской Испании благоприятствовал относительно высокий социально-экономический уровень, достигнутый за годы авторитаризма. Среди факторов, ускоривших политические изменения, выделяется организация конструктивного реформистского блока сил центристской ориентации.

Форсированный рост экономики имел следствием формирование индустриального общества в Южной Корее, с конца 1970-х гг. вес настойчивее требовавшего свободы самовыражения. Со второй половины 1980-х гг. политическая либерализация довольно быстро преобразила южнокорейский социум, способствовала развитию партий, утверждению принципов представительства интересов как общезначимой социальной нормы. Политическое развитие явно стимулировал устойчивый экономический рост, позволивший массовому сознанию естественно усваивать новые для Южной Кореи представления и ценности.

Институционализация политического представительства путем усложнения, специализации и дифференциации всего комплекса социальных отношений создает благоприятные условия для выражения и осуществления самых многообразных интересов. Вывод из сказанного: в современном мире политическое развитие присуще системам разных типов и уровней - как авторитарным, так и демократическим, причем его стимулом служат экономические факторы индустриального типа.

Интерес к проблематике политического изменения и политического развития в современной политологии в последние десятилетия явно растет. Данная тенденция непосредственно связана с появлением после Второй мировой воины множества новых государств, а значит, политических систем, с необходимостью понимания траектории их продвижения вперед, к более совершенным политико-экономическим состояниям.

Интерпретация Дэвид Аптер пишет, что "новая" сравнительная политология с ее акцептом на проблемы развития появилась в атмосфере общего оптимизма послевоенного периода. "Предпосылки и перспективы развития представлялись благом, злом же считались коммунизм и холодная война". Такой постановкой вопроса воспользовались страны третьего мира, балансировавшие между США и СССР. Для американцев политическая проблема глобального распространения своего влияния сводилась к необходимости сочетания деколонизации, демократизации новых государств и переориентации их национализма на нациестроительство, что требовало экономического роста. Для осуществления такой программы стала очень полезной теория развития, предполагавшая, что развивающийся мир обязательно воспроизведет основные политические, социальные и культурные ценности и институты западных индустриальных стран ("Политическая наука: новые направления").

Антон Дубовенко
Антон Дубовенко
Россия, Москва, Фонд "Эволюция", Президент
Татьяна зубкова
Татьяна зубкова
Россия, керчь