Опубликован: 20.08.2004 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Новосибирский Государственный Университет
Лекция 15:

Концептуальная база проекта как основа его развития

Аннотация: Вводится понятие концептуальной базы проекта, которая формируется при развитии любого проекта. Показано, что стихийное формирование концептуальной базы практически всегда приводит к неудаче. Обсуждается соотношение концептуальной базы и планирования, а также то, какие материалы обязательно должны быть представлены в концептуальной базе.
Ключевые слова: работ, деятельность, ПО, система деятельностей проекта, инициатор работ, концептуальная база проекта, активность, место, общий план проекта, операционный маршрут, Agile Manifesto, методология программирования, экстремальное программирование, ближайшая задача проекта, представление, качество, типы задач, цикла, IBM, метафора рабочей книги проекта, рабочая книга, разделы, рабочий продукт, релиз, риск, определение, графика, стратегия развития проекта, минимум, концепции развития проекта, план выпуска релизов, стратегия минимизации рисков, стратегия управления качеством, права доступа, опыт, выход, очередь, делегирование, итеративное наращивание, менеджер, управление проектом, реализация требований, отношение, информация, принятия решений, декомпозиция проекта, общие принципы, специальный принцип, переиспользование, предметной области, профиль проекта, итеративный проект, распределение ресурсов, производственная функция, конечные, нотация, сценарий, инструментарий, верификация, база данных, аттестация, пооперационный перечень работ, WBS, breakdown, structure, иерархическая система работ, детерминированный проект, затраты, контроль, конкретизация, декомпозиция, разбиение, глоссарий проекта, путь, дерево целей, сужение задачи проекта, недетерминированный проект, тупик, отбор требований, операции, понятность, альтернативные, предложения MSF, модель проектной группы, MSF, RUP, модели жизненного цикла, объектно-ориентированное проектирование, обобщение, доказательство, логика развития проекта, совместная работа, модель фазы-функции

При разработке программного проекта возникают весьма разнообразные отношения участников (субъекта-исполнителя и всех других инициаторов работ) в связи с процессом производства продукта, его распространения, использования и других сопутствующих деятельностей. Эти отношения влияют на траекторию проектной деятельности по-разному, что в результате может уводить ее из области допустимости. Но если даже формирование целевой области в течение заметного периода не является определенным по результатам, то что уж тогда говорить обо всей системе деятельностей проекта! Ясно, что в данном случае необходимо согласование интересов всех инициаторов работ и что такое согласование целесообразно выделить как специальную деятельность системы. При стихийном характере ее выполнения — а так или иначе выполнять согласование приходится всегда — возникает опасность сделать не то, что нужно, или вовсе не сделать ничего. Мы говорим, что в ходе деятельности согласования формируется концептуальная база проекта, которая организует активность исполнителей проекта таким образом, что намерения успешного выполнения проекта превращаются в конкретные виды согласованной активности, продвигающей работы проекта к конкретизируемым по мере развития проекта целям.

Концептуальная база проекта складывается из очень многих составляющих, большинство из которых остаются на неосознанном уровне. Их роль и место в проекте по большей части определяется спецификой проекта и условиями его выполнения, но есть сведения, без явной фиксации которых в том или ином виде никакое развитие проекта невозможно. Это та часть концептуальной базы, которая определяет общий план проекта. На языке теории деятельности общий план следует рассматривать как метод (см. лекцию 4), поскольку его назначение — предписывать и регламентировать процесс выполнения "глобальной" деятельности проекта. Общий план отражает соглашение о динамике развития проекта и о том, какие траектории его выполнения считаются допустимыми. Из этого, в частности, следует, что для определения общего плана необходимо, чтобы между инициаторами работ было достигнуто соглашение о целевой области операционных маршрутов деятельности проекта. Понятно, что из-за неопределенности с требованиями к большинству программных проектов это соглашение не может быть сформулировано ни до начала проекта, ни в ходе его развитии, пока не будут точно определены потребности деятельностей, использующих результаты. А поскольку потребности развиваются, говорить об определенности планирования в большинстве случаев не приходится1Именно об этом говорится в соответствующем тезисе Agile Manifesto (см. раздел "Жесткие и гибкие стратегии в методологиях программирования" в лекции 5). Именно эта причина обусловливает тот факт, что в радикальных методологиях быстрого развития (например, в экстремальном программировании ) говорят не об общем плане проекта, а об игре в планирование, которая предпринимается между разработчиками и заказчиками с целью выяснения того, что можно и нужно реализовывать в качестве решения ближайшей задачи проекта .. Тем не менее соглашение о принципах планирования, о том, каким должен быть план в его исходном представлении, как он может и должен развиваться, и как он будет контролироваться, необходимо. Это сведения концептуальной базы проекта.

Данная и следующая лекции посвящены изучению намеченных вопросов. Вначале обсуждается соотношение между планами и концептуальной базой. Далее дается представление об обязательных материалах концептуальной базы. Наконец, в следующей лекции представлены специальные составляющие концептуальной базы, касающиеся преодоления рискованных ситуаций в проектной деятельности и обеспечения качества, без которых проектная деятельность не может быть успешной в принципе.

Федор Антонов
Федор Антонов

Здравствуйте!

Записался на ваш курс, но не понимаю как произвести оплату.

Надо ли писать заявление и, если да, то куда отправлять?

как я получу диплом о профессиональной переподготовке?

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Юрий Коробков
Юрий Коробков
Россия, Москва, МЭИ, 1998