Опубликован: 20.08.2004 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Новосибирский Государственный Университет
Лекция 2:

Функциональные роли в коллективе разработчиков

< Лекция 1 || Лекция 2: 1234 || Лекция 3 >
Аннотация: Определяются функции, выполняемые сотрудниками в ходе развития проекта и типичные для программных проектов роли разработчиков; указывается, какие роли могут совмещаться при выполнении проекта. Представлены решения обсуждаемых вопросов, предлагаемые компанией Microsoft и Центром объектно-ориентированных технологий IBM.
Ключевые слова: работ, ПО, разработчик, типовые функции, распределение функций, кодирование, аналитик, тестировщик, отладка, декомпозиция проекта, функция, стратегия развития проекта, место, технологичная функция, экстремальное программирование, организационные функции, производственная функция, менеджер, заказчик, значимость, список, unified, processing, RUP, модель проектной группы MSF, область компетенции, группа, проектная группа, команда, ролевой кластер, MSF, область функциональной специализации, functional, area, кластер, менеджер проекта, кластер управления продуктом, product manager, кластер управления программой, program manager, кластер разработки, кластер тестирования, кластер удовлетворения потребителя, user experience, удобство эксплуатации, кластер управления выпуском, очередь, IBM, планировщик ресурсов, руководитель команды, leader, архитектор, проектировщик подсистемы, эксперт предметной области, domain expert, классы временной зависимости, разработчик информационной поддержки, специалист по пользовательскому интерфейсу, human factor, tester, библиотекарь, планировщик , отношение, инициатор работ, stakeholder, внешние функции менеджера, внутренние функции менеджера, распределение ресурсов, опыт, совмещение ролей, , предметной области, определение, перекрестное совмещение ролей, роли разработчиков, вес, модуль, самотестирование, представление, максимум, программа, адаптация, запуск, анализ, оценка продукта

Для целенаправленного выполнения проекта должен быть выполнен ряд работ, различных как по своему назначению, так и по квалификационным требованиям, предъявляемым к разработчикам. Иными словами, в ходе развития проекта командой разработчиков выполняются те или иные функции.

Функции, выполняемые разработчиками, — понятие неформализованное. В разных проектах оно может обретать свое содержание. Тем не менее типовые функции, которые предполагают практически все программные проекты, можно перечислить. Так, в любом программном проекте есть функции кодирования, т.е. записи программы на алгоритмическом языке по имеющимся спецификациям, анализа требований, т.е. выявления истинной потребности в создаваемой программе, тестирования и отладки. Далее мы рассмотрим эти и другие функции разработчиков, связанные с проектом, а пока лишь заметим, что в рамках деятельности менеджера любого проекта необходимо организовать распределение функций проекта между исполнителями. Вполне естественно считать эти действия одной из функций менеджера. В результате ее выполнения члены команды, выполняющей проект, начинают играть соответствующие роли.

Обычно роль объединяет родственные функции. Также принято обозначать роли их главными функциями. Продолжая только что приведенную иллюстрацию функций, выполняемых разработчиками проекта, укажем на следующие роли: кодировщик — действующее лицо, главной функцией которого является кодирование, аналитик — тот, кто занимается анализом требований. Подобную характеристику можно дать и тестировщику. Что же касается функции отладки, то в реальных проектах она обычно подразделяется на несколько видов: отладка компонентов, которой занимаются разработчики компонентов (например, те же кодировщики) и комплексная отладка, которая может поручаться специально выделенным сотрудникам или рассматриваться в качестве задачи группы разработчиков. Часто выполняются такие работы, как отладка спецификаций, декомпозиция проекта и др. Иными словами, функция отладки обычно не рассматривается как образующая роль, а распределяется по нескольким ролям в соответствии с принятой стратегией развития проекта.

Не следует путать функции, которые предписано выполнять разработчику как исполнителю определенной роли, с поручениями в проекте. Поручения — это разовые или систематические задания, из которых обычно и складываются действия, необходимые для выполнения той или иной функции. Если для функции определен регламент выполнения поручений, т. е. последовательность выполнения составляющих ее поручений не требует дополнительных разъяснений для исполнителя, то такая функция называется технологичной. В случае нетехнологичной функции сотруднику, который выполняет соответствующую роль, приходится самому выстраивать нужную последовательность. Иными словами, технологичность здесь уступает место ремеслу.

При разработке любых проектов естественно стремление к повышению их технологичности, к установлению регламента для как можно большего числа функций. И одним из способов достижения этого для менеджера является использование работников с нужной квалификацией, для которых поручаемые им роли оказываются технологичными, т.е. состоящими только из технологичных функций. К сожалению, реальность такова, что менеджеру приходится работать в условиях ограниченных возможностей в подборе кадров, а потому уровень технологичности выполнения проекта снижается по сравнению с идеальной ситуацией.

Таким образом, в рамках любого проекта возникает задача повышения квалификации сотрудников. Для различных схем ведения проектов эта задача решается по-разному. Крайнюю точку зрения на проблему соответствия квалификации работников требованиям проекта отражает идея экстремального программирования [ 3 ] , когда используется неформальная организация группы исполнителей проекта без четкого распределения ролей, а значит, и обязательств сотрудников. В этом случае провозглашается принцип, когда каждый в группе делает то, что он умеет делать лучше всего. И хотя все функции, которые должны выполняться, остаются, создается впечатление, что в группе исполнителей проекта исчезают роли. В результате возможны пробелы в разработке, в частности при анализе и декомпозиции проектируемой системы. Чтобы этого избежать, разработчики должны понимать, какую абстрактную роль они исполняют в каждый конкретный момент, выполнение каких проектных функций необходимо сейчас, как связаны между собой работы, как должны распределяться ресурсы. Словом, они должны обращать внимание на выполнение распределенных по группе менеджерских функций. И даже в этом случае схему экстремального программирования можно рекомендовать лишь для слаженных групп исполнителей с высоким уровнем коллективной ответственности.

Функции, выполняемые разработчиками в проекте, подразделяются на организационные и производственные. Первые создают условия для выполнения проектных заданий, вторые непосредственно связаны с этими заданиями. Часто неудачи проекта возникают из-за того, что менеджер не учитывает важность выполнения организационных функций. Так, обычно проектное задание фиксирует лишь то, что нужно предъявлять заказчику в качестве результатов. С точки зрения результатов просто не требуется знать, например, как организована передача проектных материалов между разработчиками, какая процедура отчетности предусматривается, но игнорирование задач реализации информационных потоков в проекте может привести к хаосу, что в конечном итоге отразится и на результатах.

Понятно, что как состав, так и значимость ролей разработчиков и тех, кто с ними связан, различаются в зависимости от выполняемого проекта, от коллектива исполнителей, принятой технологии, от других факторов. Неоднозначность выбора ролей приводит к тому, что их список часто становится непомерно велик (иллюстрацией тому может служить первая редакция документации по Rational Unified Processing (RUP), в которой определено свыше 20 ролей; в последующих версиях документа это число сокращено до обозримого уровня [ 30 ] ). Чрезмерное увеличение числа есть следствие отождествления роли и функции и, соответственно, игнорирования понятия родственности функций. В то же время, если ролей выбрано недостаточно, есть опасность, что не все нужные в проекте функции будут охвачены планированием и управлением.

Как конкретный разработчик может получать одновременно несколько ролей, так и роль может быть распределена между несколькими исполнителями. В рамках изложения, следуя соглашению об абстрактных действующих лицах (см. лекцию 1), мы вправе отождествлять роль и действующее лицо. Но это не более чем способ представления материала, направленный на разделение сущностей. Когда менеджеру в конкретных условиях руководства коллективом придется распределять роли, он неизбежно столкнется с тем, что эта задача зависит и от специфики проекта, и от контингента исполнителей. В связи с этим уместно упомянуть об одном из ее решений, которое предлагается специалистами Microsoft в качестве универсального подхода.

В модели проектной группы концепции Microsoft Solution Framework (MSF) предлагается образовывать небольшие мобильные коллективы как атомарные производственные единицы с общей ответственностью за выполняемые задания — так называемые проектные группы [ 44 ] . Такие группы строятся как многопрофильные команды, члены которых распределяют между собой ответственность и дополняют области компетентности друг друга. Группа состоит не более чем из 10 человек. Все они считаются обладающими сходным уровнем профессиональной подготовки, хотя и в разных областях индивидуальной специализации. Провозглашается равноправие членов группы и коллективная ответственность за выполняемые задания: проектная группакоманда равных. Все это позволяет сохранять внутри группы неформальные отношения.

Вместо понятия роли для группы в целом определяются ролевые кластеры, которые заполняются точно так же, как происходит распределение ролей. В то время как за успех проекта ответственна вся команда, каждый из ее ролевых кластеров, определяемых моделью, ассоциирован с одной из проектных целей и работает над ее достижением. В данной модели именно эти цели задают роли разработчиков, которые определяются кластерами. В терминологии MSF используется понятие области компетенции, или области функциональной специализации (functional area), обозначающее ту или иную роль, которую выполняет кластер группы в проекте. Принципиальное отличие распределения исполнителей по ролевым кластерам от распределения ролей заключается лишь в том, что ответственность за это несет не менеджер проекта, а сама группа. Менеджер проекта выдает задания и контролирует их выполнение лишь в целом для группы, не вмешиваясь в ее работу.

< Лекция 1 || Лекция 2: 1234 || Лекция 3 >
Федор Антонов
Федор Антонов

Здравствуйте!

Записался на ваш курс, но не понимаю как произвести оплату.

Надо ли писать заявление и, если да, то куда отправлять?

как я получу диплом о профессиональной переподготовке?

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Сергей Пантелеев
Сергей Пантелеев
Россия, Москва
Ахмет Арчаков
Ахмет Арчаков
Россия, Магас