Опубликован: 16.07.2017 | Уровень: для всех | Доступ: свободно
Лекция 7:

Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности

< Лекция 6 || Лекция 7: 123456 || Лекция 8 >

Инструментальные средства компьютерных технологий, применяемые для разработки информационного обслуживания управленческой деятельности, можно делить на классы, в зависимости от:

  • принадлежности к определенным этапам (фазам) жизненного цикла информационной системы;
  • массовости использования - типовые решения различного уровня общности, имеющие обобщенное название "коробочные" (тиражные) программные продукты, и оригинальные ("под заказ") разработки программного обеспечения;
  • охвата этапов процесса разработки программного обеспечения информационных систем - локальные (отдельные этапы) и комплексные инструментальные средства;
  • методологии проектирования информационных систем и технологий - структурный анализ и проектирование (SADT - Structured Analysis and Design Technique) и (или) объектно-ориентированное проектирование (программирование) (OOPP - Object Oriented Program and Project);
  • степени универсальности инструментальных средств (тип аппаратно-программной платформы для их применения).

Жизненный цикл информационных систем и технологий можно условно разбить на три этапа: проектирование; внедрение; эксплуатация.

Сформировался специализированный класс инструментальных средств под общим названием CASE (Computer Added System Engineering) - средства компьютерного проектирования, или CASE-технологий, которые также можно разделить на подклассы инструментальных средств поддержки жизненного цикла объекта:

  • программное обеспечение (спецификация требований, алгоритмизация и программирование, отладка, документирование);
  • база данных (моделирование данных, проектирование логической и физической модели базы данных, разработка технологии создания и администрирования базы данных);
  • информационная система (анализ, моделирование и реализация бизнес-процессов и информационных технологий управления).

При проектировании информационных технологий для системы управления бизнес-процессами (Business-Process Management - BPM) большое значение имеет предварительное бизнес-моделирование, идентификация основных (ключевых) бизнес-процессов, их формализованное описание, анализ и моделирование эффективной реализации.

Для оценки эффективности затрат на информационные технологии аналитической компанией Gartner Group в конце 1980-х гг. была предложена методика совокупной стоимости владения (Total Cost Ownership - TCO), которая учитывает различного вида затраты (стоимость приобретения или разработки информационных технологий, стоимость аппаратно-программных средств для поддержки информационных технологий, затраты на подготовку объекта управления к внедрению информационных технологий, включая обучение и повышение квалификации сотрудников, реорганизацию бизнес-процессов и др.). Показатель ТСО может применяться на основных этапах жизненного цикла информационной системы, позволяет учесть как существующие, так и планируемые затраты на информационное обслуживание управленческой деятельности.

Мировой опыт внедрения КИС показывает, что вариант адаптации тиражных программных продуктов КИС минимизирует совокупную стоимость владения и обеспечивает гарантированный уровень качества проектных решений.

Коробочные программные продукты КИС имеют специальные настройки для предметных областей - отраслей народного хозяйства ("отраслевые решения"), определенного типа предприятий и организаций (банки, промышленные предприятия, корпорации, предприятия транспорта, связи, социальной сферы и т. п.). Практически все коробочные КИС построены по модульному принципу, что позволяет реализовать модульный подход к созданию КИС, предполагают методологию выполнения внедренческих работ.

7.1. Общие свойства КИС

Разработка и эксплуатация КИС, имеющей модульную структуру, позволяет обеспечить внедрение или модернизацию отдельных функциональных модулей при сохранении работоспособности "ядра" КИС. Функциональную полноту КИС можно выразить в виде формулы:

Ядро КИС + Набор функциональных модулей.

Функциональные модули КИС поддерживают стандартные интерфейсы взаимодействия с БД и другими функциональными модулями. Можно выделить общие свойства КИС:

1. Поддержка стандартов управления

1.1. MRP II - Manufacturing Resource Planning, планирование производственных ресурсов (материальных, трудовых, ресурсов оборудования);

1.2. ERP - Enterprise Resource Planning, полнофункциональное управление всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, ресурсами оборудования, финансовыми);

1.3. ERP II - Enterprise Resource Planning, полнофункциональное управление всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, ресурсами оборудования, финансовыми), реализация бизнес-процессов в среде Интернет.

1.4. ISO 9000 - международный стандарт качества и др.

2. Масштабирование КИС

К созданию КИС приступают, как правило, крупные предприятия и организации, для которых необходимо обеспечить "управляемость". Рост масштаба объекта управления в связи с ростом числа пользователей, увеличением интенсивности информационных потоков, ростом объемов хранимых данных, увеличением размерности решаемых задач и пр. выражается в изменении требований к информационным технологиям.

3. Корпоративные сетевые коммуникации

Все многообразие компьютерных сетей: локальные (ЛВС), ассоциации ЛВС, Интернет / интранет / экстранет обеспечивает поддержку совместной работы территориально распределенных пользователей, взаимодействие с удаленными информационными источниками, совместное использование сетевого оборудования, данных и программ.

4. Многоплатформенность технологий

Информационные технологии КИС ориентированы на использование вычислительной техники различных классов и разнородных операционных систем. В ряде случаев это многообразие является объективной основой эффективной реализации информационных технологий. КИС создаются как "открытые" системы, которые допускают дополнение программно-технических компонентов.

5. Специальные корпоративные информационные технологии

5.1. Бизнес-моделирование КИС.

Бизнес-процессы КИС обладают масштабом выполняемых функций, сложной организацией взаимодействия компонентов - процедур управления (действий). Для обеспечения эффективности бизнес-процессов КИС осуществляется реинжиниринг бизнес-процессов - BPR (Business Process Reengineering), который основан на описании, анализе, моделировании и проектировании бизнес-процессов. Идея BPR принадлежит М. Хамеру (1992 г.), который выдвинул ряд принципов:

  • организация работы вокруг желаемого результата вместо решения разрозненных задач;
  • передача контроля и принятия решений (в том числе и всей сопутствующей информации) в руки исполнителей;
  • назначение заинтересованных лиц исполнителями;
  • централизация информации о процессах.

Важнейшим результатом BPR является ориентированный на процессы подход к бизнесу. Проведение BPR основано на методологии реинжиниринга, которая включает следующие этапы:

  • стратегическое планирование BPR;
  • идентификация всех бизнес-процессов;
  • отбор бизнес-процессов для BPR;
  • создание карт бизнес-процессов (карт потока рабочих процессов, структуры сбоев в потоках рабочих процессов);
  • анализ процессов значительных улучшений бизнес-процессов;
  • новаторские улучшения бизнес-процессов;
  • внедрение бизнес-процессов, прошедших BPR;
  • измерение эффективности бизнес-процессов, прошедших BPR.

Среди наиболее популярных инструментальных средств описания и моделирования бизнес-процессов, моделирования данных бизнес-процессов: AllFusion Modeler (ERWin Data Modeler, BPWin Process Modeler); ARIS; Rational Rose; Casewise и др. Эти средства поддерживают большинство стандартов графического представления бизнес-процессов и структур БД:

  • IDEF (функциональная декомпозиция бизнес-процесса);
  • IDEF (динамическое соответствие процедур обработки);
  • DFD (диаграммы потоков данных для разработки схемы документооборота, выбора мест хранения данных);
  • IDEFX (представление структуры данных реляционной БД) и др.

В последнее время широко применяется объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем, универсальный язык моделирования UML (Universal Modeling Language). На основе языка XML реализуются решение задач по гарантированной доставке сообщений, шифрование и обеспечение безопасности, управление транзакциями и др.

5.2. Корпоративные сети.

Корпоративная сеть объединяет несколько рабочих станций и различные типы серверов: сервер БД; сервер приложений (бизнес-логики); сервер представлений (презентации); сервер факс-модем; сервер печати; прокси-сервер; шлюз межкорпоративных связей и др.

Специализация серверов и открытость архитектуры КИС обеспечивают высокую производительность обработки транзакций, возможность оперативной замены серверов, оптимизацию расхода вычислительных ресурсов и т. п.

5.3. Сервис-ориентированная архитектура приложений (SOA - Services-oriented architecture). Приложения функционируют как распределенные в сети Интернет / интранет.

5.4. Создание систем поддержки принятия решений (Decision Support System - DSS), применение методов интеллектуального анализа данных (извлечение знаний из информации - Data mining, интеллектуальный анализ бизнеса - Business Intelligence и др.).

6. Интеграция предприятий с внешней средой

Обработка данных в КИС реализована в виде потока бизнес-операций обработки бизнес-объектов, содержащих: Ядро - данные объекта; Бизнес-логику объекта - набор Правил и Ограничений; Интерфейс - независимое от платформы описание бизнес-объекта для его применения во внешних информационных системах. Для бизнес-объекта применяются разнообразные технологии доступа: компонентная модель объектов - COM, распределенная компонентная модель объектов - DCOM, удаленный вызов процедур - функций методов обработки объекта - RFC и др. Интерфейс программирования бизнес-приложений - Business Application Program Interface (BAPI) обеспечивает обработку бизнес-объектов, создание библиотек классов объектов и связанных с ними методов обработки.

7. Обеспечение высокого качества информации для принятий управленческих решений, надежность и защищенность КИС.

Отличительной особенностью КИС является комплексность, взаимосвязь автоматизируемых бизнес-процессов планирования, контроля, учета и анализа деятельности предприятия. КИС обладает открытостью и гибкостью компонентной архитектуры, состоит из ряда интегрированных модулей, объединенных в контуры (подсистемы) управления. Методы планирования и контроля выполнения производственных и снабженческих заказов во взаимосвязи с задачами сбыта, методы контроллинга затрат на продукт, функции регистрации выполнения заказов и контроля качества технологических процессов и продукции обеспечивают:

  • увеличение объема производства (объема продаж);
  • сокращение материальных запасов и незавершенного производства (оборотных средств);
  • снижение издержек производства (себестоимости);
  • повышение фондоотдачи технологического оборудования (рентабельности капитала) и сглаживание нагрузки производственных мощностей;
  • повышение качества продукции и уменьшение брака и т. п.
< Лекция 6 || Лекция 7: 123456 || Лекция 8 >
валентина петрашева
валентина петрашева
rozybayev kemal
rozybayev kemal
Владислав Ветошкин
Владислав Ветошкин
Россия, Ижевск, Ижевский государственный технический университет имени А.Т. Калашникова, 2011
Саламат Исахан
Саламат Исахан
Россия, Turkistan