Автоматизированные информационные системы страховой деятельности
Разработка и внедрение автоматизированных информационных систем страховой деятельности (ИС СД) выполняются с целью повышения эффективности управления страховой деятельностью компании за счет обеспечения руководителей и специалистов страховых компаний информацией в необходимом объеме и качестве, а также реализации стандартов информационных технологий управления на основе:
- поддержки принятия управленческих решений;
- снижения издержек управления страховой деятельностью;
- создания интегрированной БД;
- обеспечения защиты информационных ресурсов;
- поддержки электронного документооборота;
- интеграции с внешними информационными системами;
- повышения информационной культуры управленческого труда.
Большой объем информации, требования к оперативности получения, полноте и точности представления информации, расширение масштабов и функций управления страховой деятельностью - вот неполный перечень причин, которые обусловливают необходимость автоматизации управления страховым бизнесом.
17.1. Организационная структура ИС СД
Существуют различные виды ИС СД.
1. Автономные автоматизированные рабочие места - АРМ (рис. 17.1-1).
Каждый автономный АРМ выполняет определенный набор функций управления страховой деятельностью, ориентирован на страховых агентов определенного вида:
- аквизиторов - занимаются привлечением и заключением новых договоров страхования;
- актуариев - производят расчеты по страхованию жизни;
- андеррайтеров - формируют страховой портфель;
- брокеров страховой компании - осуществляют посредническую деятельность от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика) и др.
Масштаб функций отдельного АРМа ограничен. Технические средства АРМа лимитируют размер БД, производительность ИС СД (скорость выполнения функций управления страховой деятельностью). Оперативность управления страховой деятельностью низкая, в первую очередь из-за отсутствия системы коммуникаций АРМов.
Изолированное выполнение задач и функций оперативного управления страховой деятельностью, отсутствие функциональной и информационной интеграции АРМов и внешней среды делают невозможным дальнейшее развитие страховой деятельности с применением ИС СД данной формы организации.
Локальная автоматизация отдельных отделов и служб позволяет упростить выполнение тех или иных операций, но не оказывает никакой помощи руководству страховой компании для подготовки аналитических отчетов, моделирования управленческих решений из-за отсутствия единого информационного пространства, являющегося основой подготовки управленческих решений.
2. Комплекс взаимосвязанных АРМов, функционирующих на единой информационной базе.
ИС СД (рис. 17.1-2) поддерживает функции основной деятельности (страховании), вспомогательные функции управления (бухгалтерский учет, финансовый анализ, управление кадрами и др.). Возрастание масштабов деятельности страховых компаний проявляется в расширении состава функций управления, увеличении численности сотрудников страховых компаний. Осуществляется функциональная специализация и информационная интеграция АРМов. С увеличением масштабов ИС СД необходима унификация информационных технологий, программных и технических средств обработки информации.
Обязательным компонентом ИС СД становится компьютерная сеть, в основном это - локальные вычислительные сети (ЛВС). Компьютерные сети и информационные технологии ИС СД позволяют улучшить характеристики информации и информационных процессов, обеспечить полноту и целостность данных для принятия управленческих решений, оперативность получения и обработки данных, высокий уровень надежности, достоверности и актуальности информации и др.
3. Корпоративная информационная система страховой деятельности (КИС СД).
Рост масштабов деятельности и повышение требований к эффективности управления организаций страхового бизнеса - причины создания КИС СД, характерными чертами которой являются:
- переход к распределенной обработке данных (использование компьютерных сетей, интранет, выход в Интернет);
- применение разнородных вычислительных машин - серверы, рабочие станции, ноутбуки (аппаратная);
- интеграция программных средств обработки данных (программная "многоплатформенность");
- расширение функций автоматизации управления;
- создание и ведение интегрированной БД - основы единого информационного пространства для принятия управленческих решений;
- использование интеллектуальных методов решения задач (статистическое прогнозирование, математическое моделирование, оперативная обработка аналитической информации - OLAP-технологии, системы искусственного интеллекта и др.).
На рис. 17.1-3 приведен фрагмент КИС для отдельного структурного подразделения - филиала крупной страховой компании.
В КИС создаются мощные сетевые ресурсы (принтеры, серверы печати, факс-модемы, БД, общие приложения), доступ к которым возможен с рабочих станций. Имеет место существенная экономия финансовых средств, повышается информационная и технологическая "вооруженность" каждого АРМа, обеспечена мобильность специалистов страховой компании.
Прогресс в сфере технических средств обработки данных и средств коммуникаций (удешевление технических комплексов, новые технологии WiFi, WAP и GPRS и др.) позволили реализовать:
- мобильное подключение переносных компьютеров (ноутбуков) к Интернет/интранет (корпоративной сети);
- поддержку частных сетей - VPN (Virtual Private Network);
- передачу и прием больших объемов данных с помощью мобильной телефонной связи и др.
В КИС ИС СД входят две системы обработки данных:
- OLTP(On-Line Transaction Processing) - система оперативной транзакционной обработки данных;
- OLAP (On-Line Analytical Processing) - система оперативной аналитической обработки данных.
Характеристики OLTP-систем:
- многочисленность пользователей;
- транзакционный характер обработки данных. Обработка приложении разбивается на отдельные транзакции. Транзакция - совокупность действий, которые переводит БД из одного целостного состояния в другое. В случае возникновения сбоев или отказов выполняется откат транзакции и восстановление БД в исходное состояние. Так поддерживается надежность и высокая производительность обработки информации;
- большие объемы собираемых, передаваемых хранимых и обрабатываемых данных по регламентированным алгоритмам решения задач;
- жесткий состав форм входной и выходной информации, схем документооборота.
Характеристики OLAP-систем ИС СД:
- создание предметно-ориентированных хранилищ данных (Data Warehouse), "многомерных" аналитических БД, используемых для многомерного анализа данных ИС СД;
- использование методов "извлечения" знаний (вычисление статистических итогов, агрегирование структур данных, установление закономерностей связей данных, формирование правил выработки управленческих решений), создание баз знаний, экспертных систем;
- имитационное моделирование управленческих решений и др.