Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо |
Философия позитивизма
Цель лекции: ознакомить студента с особенностями позитивизма как философского течения рубежа 19-20вв.
Философия позитивизма возникает в период между 1830 и 1848г, который соответствует двум французским революциям. В середине 19в. в Германии и Франции была проведена реформа академических структур. Это привело к расширению предмета философского знания. Под пристальным вниманием философии оказались не отдельные аспекты научного знания, но вся наука. Направление философии, изучающее принципы и закономерности развития науки как отдельной отрасли человеческой деятельности называют п озитивизмом.
В философии позитивизма обычно выделяют следующие этапы:
- первый позитивизм
- второй позитивизм (махизм, или эмпириокритицизм)
- неопозитивизм
- постпозитивизм.
Главные представители этого философского направления Огюст Конт, Дж. Милль, Э.Мах, Гр. Спенсер. Р. Авенариус.
Огюст Конт (1798-1857).
Огюст Конт представитель французской линии позитивизма и один из основателей этого философского направления.
Основные труды: " Курс позитивной философии " в 6 томах, " Общий обзор позитивизма ", " Дух позитивной философии ", " Система позитивной политики ".
Огюст Конт был социологом и философом. Его главной заслугой в научной мысли является выделение социологии как отдельной науки и основание позитивизма как философского направления.
Конт был неординарным гениальным и в то же время провокационным мыслителем. Его идеи были настолько же популярны в обществе, насколько подвергались критике и насмешкам. О.Конт прожил интересную, сложную и во многом трагическую жизнь. Конт родился в католической семье в г. Монпелье. В возрасте 16 лет, имея большие способности к математике Конт, поступил в Политехническую школу. Однако, еще будучи студентом, О.Конт, вместе со своими товарищами, был недоволен одним преподавателем и отправил письмо, с просьбой выйти в отставку. После этого происшествия школу на время закрыли, а Конта выслали из Парижа. Через год Конт возвращается в Париж, где присоединяется к кружку известного мыслителя Сен-Семона, представителя религиозной идеалистической философии. В 1822г. Конт наталкивается на серьезные разногласия со своим наставником и покидает кружок. Весной 1826г Конт открыл свой первый курс по позитивной философии, однако не смог его дочитать так как заболел серьезным психиатрическим расстройством и сбежал в г. Монморанси из Парижа. Одной из причин его помешательства была неконтролируемая ревность к его жене, которую в припадке он чуть не утопил в озере по приезду в Монморанси. Вскоре после этого Конт попал в психиатрическую клинику с диагнозом маниакально-деперссивного расстройства. Вскоре он был взят на попечение жены и матери домой. Однако припадки депрессии и умопомешательства с тех пор не покидали его до конца жизни. В 1823г в одном из приступов умопомешательства в Париже Конт совершил попытку суицида и бросился в Сену. Однако был спасен и опять помещен в психиатрическую клинику. Только к 1828г Конт смог полностью восстановиться после своей долгой болезни и продолжил курс позитивной философии. В 1833г совместно основал Политехническую Ассоциацию, которая проводила занятия для рабочих. Конт преподавал курс астрономии и позитивной философии. Конт несколько раз обращался к министру просвещения Гюз с просьбой организовать для него кафедру общей истории естественных и математических наук. Однако ему было отказано. Так же безуспешно Конт пытался проникнуть в академию наук. К 1845г Конт создает и систематизирует свой основной труд "Система позитивной философии", с которой связана новая позитивная религия, разработанная Контом. В связи с этим Конт называет себя первосвященником этой религии. В роли первосвященника Конт обращается к различным политическим деятелям, в т.ч. Николаю I и великому визирю Решид-паше, а также к главе иезуитов с различными предложениями и советами. Данные попытки Конта не принесли ему положительных результатов. На последнем этапе философия Конта все больше обращается мистицизму, что отвернуло от нее многих учеников и последователей Конта. К концу жизни Конт остался практически без единомышленников и духовной поддержки. Конт умер в 1857г. Сейчас трудно дать однозначную оценку личности Конта - кто-то из исследователей считает его гением, оригинальным мыслителем и великим ученым, кто-то воспринимает его как помешанного, ограниченного невежественного сумасшедшего. Однако, Конт бесспорно внес огромный вклад в развитие философской мысли и стал основоположником позитивизма.
Рассмотрим ближе его философские идеи.
Конт хотел создать новую философию, которая бы отличалась и превосходила все философские системы, придуманные до него. Такую философию Конт называл позитивной. Конт считал, что в основе философского метода познания должен лежать метод эмпирических наук. Формой философского знания Конт полагал должно быть описательное обобщение, по принципу обобщения в естественных науках. Главным недостатком, прежних философских систем является метафизический базис многих из них. Метафизика, которая начинается еще с трудов античных философов и достигает своей кульминации в трудах Канта и Гегеля, является непрактической областью знания, а значит, по мнению Конта, должна быть удалена из философии.
Задачей философии Конт считал не построение абстрактных метафизических систем, которые не подлежат экспериментальной проверке или теоретическому обоснованию, а вполне конкретные действия, такие как
- Свод и упорядочивание знаний данных специальных наук
- Систематизация этих данных
- Систематизация понятий и категорий специальных наук
- Кодификация выводов
Конт выделил три закона позитивной философии:
- закон трех стадий
- закон подчинения воображения наблюдению
- энциклопедический закон
Закон трех стадий. Похожая идея этого закона встречается у Тюрго и Кондорсе. Этот закон гласит, что научное развитие человечества прошло три этапа - теологический, метафизический, позитивный. Теологический этап соответствует господству религиозному и мифологическому мировоззрению, вере в сверхъестественные силы, богов, демонов, различных вымышленных персонофецированных героев, которые олицетворяли различные стихии и пр. Эта стадия интеллектуального развития человечества характеризуется гносеологическим оптимизмом.
Второй период развития интеллектуального потенциала человечества связан с созданием абстрактных часто идеалистических систем научного знания, с помощью которых делаются попытки объяснить все явления окружающего мира. Такие системы в основу бытия кладут какой- либо материальный или идеальный принцип, через который пытаются объяснить весь мир. Так, например, у Гегеля этим принципом была абсолютная идея, у Платона - идея, у Гераклита - огонь, у Аристотеля - форма, у Декарта - Бог и так далее. Однако эти первоначальные субстанции не даны в восприятие человеку, и следовательно, эти принципы положены в основе различных философских систем как аксиомы, и не могут быть доказаны теоретически или эмпирически. При этом ввиду введения таких абстрактных принципов, философия часто становится настолько отвлеченной, что уже не имеет никакого отношения к действительности. Примером такой отвлеченной философии является философия Гегеля, философия Платона и пр.
На стадии позитивного развития интеллектуальная деятельность человечества направлена на накопление положительного знания. Положительный (позитивный) период в развитии науки не связан с построением абстрактных теорий или отвлеченных понятий. На позитивной стадии происходит систематизация и обобщение результатов наблюдений, выведение закономерностей, формирование законов.
Исходя из этой периодизации, мы видим, что, по мнению Конта, наука не должна заниматься выяснением первопричин, т.е. отвечать на вопрос "почему?", но скорее отвечать на вопрос "как". Конт выделял следующие функции науки: описательную и предсказательную. Объяснительную роль науки Конт упразднил. Конт постулирует такой тезис: "Видеть, в смысле знать, чтобы предвидеть".
Главная критика этого закона заключается в том, что переход к новой стадии развития, не отменяет предыдущую стадию. Так, появление первых метафизических систем, например Аристотелевской метафизике, не привело к отмене религиозных верований.
Предметом философии с точки зрения Конта является именно систематизация данных других наук.
Закон подчинения воображения наблюдению.Формулировка второго закона Конта постулирует, что научная теория должна соотноситься с наблюдениями. Главным методом познания Конт считал эксперимент. Поэтому теория должна опираться и подтверждаться экспериментом. Также Конт относился и к научным гипотезам, считая что гипотезы должны быть проверены экспериментом.
При этом Конт правильно заметил, что научное знание представляет собой процесс, а не абсолютный монолит, поскольку эксперименты можно ставить до бесконечности, и каждый эксперимент может увеличивать знания.
Конт выделял эмпирические методы познания - эксперимент и наблюдение, а также рациональные - индукция и дедукция.
Энциклопедический закон. Этот закон соотносится с классификацией наук, приведенной Контом:
- математика
- астрономия
- физика
- химия
- физиология (прежде всего, физиология мозга)
- социология (социальная физика)
- мораль
Классификация наук базируется на определенных принципах:
- восхождение от абстрактной дисциплины к более конкретной
- восхождение от простого к сложному (математика -простая наука, социология самая сложная)
- восхождение от более древней к более новой дисциплине (математика древнейшая наука, социология - новейшая)
В классификацию Конта не включено множество дисциплин, таких как история или филология, и даже философия. Философия имеет причастие к каждой из наук как система однородного знания, поэтому Конт не выделил ее обособленно. Такой характеристикой обладает позитивная философия. Для создания однородной системы наук философия должна исследовать законоположения специальных научных дисциплин и создавать на основе этого единую систему наук.
Социология (социальная физика).Социология занимает последнее место в классификации Конта, а значит, социология является самой конкретной, самой сложной и новейшей наукой. Конт проводит аналогию между социологией и физикой (второе название дисциплины - социальная физика), указывая, таким образом, на то, что социология тоже должна опираться на эмпирические методы научного познания. Положения социологии должны быть описательными обобщениями. Общественную жизнь Конт сравнивал с жизнедеятельностью живого организма. Так же как и живые организмы, индивиды в обществе производят попытки либо приспособиться к среде, либо изменить эту среду. Таким средством приспособлением для человека является логика, однако логика, по мнению Конта, приводит к оцепенению духа. Развитие человеческой цивилизации Конт сравнивает с определенными стадиями оцепенения человеческого духа.
Социология Конта триадична, как разделы философии Гегеля. Конт выделял в социологии: социальную статику, динамику, политику.
-
Социальная статика о писана в 6 томе " Позитивной философии ". Здесь Конт подвергает анализу различные социальные институты:
Семья. Семья - это ячейка общества. Семья выполняет несколько функций - воспитание детей, приучение их к морали, а также политическая активность.
Церковь выполняет функции духовного объединения в обществе. Конт был создателем позитивной религии, которую считал новым теологическим учением. При это сам себя назначил первосвященником этой религии.
Государство устанавливает законы для обеспечения солидарности между индивидами. Государство, как считал Конт - это дух народа.
- Социальная динамика. Предметом этого раздела является общественный прогресс. Залогом такого прогресса Конт считал повышение морально-нравственного уровня индивидов. Другие виды прогресса - это материальный прогресс и физический прогресс, который связан с улучшением человека как биологического вида, а также интеллектуальный прогресс. Однако Конт считал, что материальный, физический, интеллектуальный прогресс обусловлены прогрессом этическим.
- Социальная политика. В этой части социологии Конт приводит свои убеждения относительного того, что в будущем будет создана единая федерация, столицей которой будет Париж. Официальной идеологией этой федерации будет позитивная философия Конта. Движущей силой этой федерации будет пролетариат, а пропагандировать и распространять позитивную философия будут артисты и ученые.
Однако единая федерация Конта не имеет отношения к социализму. Конт, напротив, полагал, что частная собственность является и стимулом к труду, и гарантом ответственности человека.
Таким образом, к концу своего творчества философия Конта впадает в мистицизм и излишнюю религиозность. Последователи Конта чаще всего отвергали эти черты философии Конта, а развивали более ранние его идеи.