Опубликован: 28.04.2011 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Лекция 7:

Формирование идеализма античной философии

< Лекция 6 || Лекция 7: 12 || Лекция 8 >
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены истоки идеалистической античной философии , основные концепции и представители, панорама первых идеалистических концепций.

Цель лекции: рассмотреть истоки идеалистической философии.

Как уже отмечалось в прошлой лекции, стихийный материализм первых философских концепций древнегреческих мыслителей оставлял много вопросов об устройстве мира. Даже такая развитая и зрелая концепция материалистического атомизма все равно вызывала много вопросов о движении, этике, детерминизме, космогонии и др. Одним из основных принципов, из которых исходит философия античности - это объективизм. Философия космоцентризма, которой является античная философия, не просто материалистична, но это объективный материализм. Принцип субъективизма появится в философской мысли только во Времена Эпохи Возрождения. Основным объектом античной философии является чувственно-материальный космос, который состоит из атомов, как в учении атомистов, или четырех стихийных прото-элементов (вода, огонь, земля, воздух). Другая черта чувственно-материального космоса - это ум, душа, которые присущи этому космосу. Так вот если стихийный материализм хотел постичь первооснову космоса, то идеалистические течения древней Греции пытались постигнуть Логос, мировой ум или душу чувственно-материального космоса.

Еще одной причиной возникновения идеализма как объекта познания является не только направленность на другую сторону изучаемого объекта, но и ограниченность эмпирического познания. В Древние Времена наука была достаточно ограничена в процессе познания. Большинство теорий, которые выдвигались мыслителями, было невозможно проверить на практике, даже такая гениальная догадка о существовании атомов и то была на долгие века забыта, вплоть до Эпохи Возрождения, поскольку было невозможно провести какие-либо эксперименты. Следовательно, необходимостью было развивать именно рациональный способ познания, который является основой идеализма.

Отдельные идеи идеализма проявляются в диалектике Гераклита, который ввел понятие Логоса (идеальной категории), однако первое идеалистическое учение мы видим в концепции Пифагора. Вершиной философии идеализма в Древней Греции считается философия Платона.

Пифагорейская школа

Пифагор (ок. 580 - 500 гг. до н.э.).

Пифагор был родом с острова Самос. Произведения Пифагора и даже его точные биографические данные до наших дней не сохранились. Известно, что в г. Кротон он основал свою философскую школу, которая впоследствии получила название Пифагорейский союз. В результате чего, как писал Ф.Энгельс "философское учение Пифагора подвергалось такому же искажению, как его история жизни. С ним связывалось все, что придумали христианские теологии, склонные к меланхолии и аллегории".

Основными произведениями Пифагора считают "О воспитании", "О делах общины", "О природе".

Онтология. Главной онтологической категорией в учении Пифагора является число. Пифагор долгое время занимался изучением взаимосвязи между числами. Он видел в числах мистическую категорию, с которой связывал суть всех вещей. Главным числом у Пифагора является единица, из единицы получается неопределенная двоица, из двоицы все остальные числа, затем идут точки, из которых формируются линии, линии создают плоские фигуры, из которых получаются объемные фигуры - это есть чувственно -воспринимаемые тела - огонь, воздух, земля, вода). А эти тела составляют наш мир - Землю. Вот так, начиная с единицы, Пифагор построил весь мир. Учение о сущности бытия Пифагора имеет спекулятивный характер. Пифагор считал, что весь мир можно свести к числу. Наряду с единицей, основным числом было - десять. К этому числу, по мнению Пифагора, можно свести все вещи и явления мира с его противоположностями. Такой подход к сущности мира можно назвать математическим, когда объяснение отношений и связей между вещами объясняется количественно. Учение Пифагора - это первая попытка количественно объяснить мир. Наглядный пример математического объяснения мира - арифметическая геометрия, когда пространственные взаимоотношения между вещами сводятся к числам. Возможность абстрактно в мыслях манипулировать числами, переставлять их, приводит к тому, что числа начинают восприниматься как самостоятельно существующие объекты реальности. Из этого Пифагор делает простой вывод - что числа есть суть вещей, т.е. тот самый первоэлемент, который искали мыслители ранних философских школ. С понятием числа Пифагор и его последователи связывали и понятие гармонии - это идеальное взаимоотношение между вещами. Правильное отношение чисел приводит к гармонии. Душа также воспринималась как гармония, а значит, в основе души тоже лежат числовые отношения. Следовательно, даже основные духовные категории объяснялись через численные категории. А так как число есть идеальная категория, то и философия Пифагора идеалистична по своей сути.

Следовательно, знание также было связано с освоением науки чисел. Такое отношение к числам, конечно же, позволило достигнуть заметных успехов в таких областях знания, как математика, арифметика, геометрия, астрономия и астрология, которые подразумевают серьезные исчисления. Пифагорейцы стали первыми, кто ввел понятие иррационального числа. Пифагорейцы углубились в постижение сущности и законов чисел, правильные числовые пропорции лежат в основе гармонии. В основе хаоса и беспорядка, по мнению Пифагора, лежали иррациональные числа и неправильные числовые отношения. Однако главной заслугой Пифагорейцев является абстрагирование от материальной сущности вещей. Пифагор и его ученики отделили суть вещи от самой вещи, что стало предпосылкой формирования идеалистического учения, которое достигнет своей вершины в философии Платона.

Одним из наиболее интересных последователей Пифагора был Филолай. Филолай занимался вопросами онтологии, гносеологии, космогонии. Одной из главных идей Филолая была созданная им гелеоцентрическая модель космоса, что было очень прогрессивно для его времени. Основной онтологической категорией Филолай также, как и его учитель, считал числа. Филолай с каждым числом связывал определенное свойство реальности. Так единица - это основа бытия, точка основа пространства, двойка воплощает линии, тройка - плоскостное пространство, четверка - стереометрическое пространство, пятерка придает цвет, шестерка одушевляет тела, семерка связана с умом, восьмерка - это воплощение мудрости.

Космогония.Филолай не считал, что в центре всего находится Земля. Геоцентрическая система мира не подтверждается наблюдениями, считал Филолай и был более чем прав. В центре мироздания Филолай полагал вселенский огонь. Этот огонь был назван в честь древнегреческой богини - Гестия -хранительницы домашнего очага и семьи. Гестия - вселенский огонь - есть начало всего бытия. Гестия - это дом Зевса. Мир ограничен огненной сферой, которую Филолай называл Олимп, следовательно, как и большинство мыслителей своего времени, Филолай считал, что мир - это замкнутое пространство, вокруг которого пустота. Филолай также выделял такие элементы мироздания, как Уран и Космос. Уран состоит из Земли, Луны и Анти- земли (антихтона). Космос - складывается из солнца, 5-ти планет, открытых на тот момент, и звезд. Антихтон располагается между Гестией и Землей, не давая нам увидеть вселенский огонь - Гестию. Уран и Космос находятся в круговом вращательном движении вокруг Гестии.

Онтология. Окружающий мир состоит из гармонии, беспредельного и предела. Соединяясь вместе беспредельное и предельное составляют вещи окружающего мира. Под пределом Филолай понимал число, а вот под беспредельным материальную субстанцию. Число упорядочивает эту материальную субстанцию и так образуются вещи. Но в основе мира лежит число. Гармония соединяет разнородное в мире. Также Филолай выделял подлунный мир, где царит гармония и порядок, и надлунный мир, там существует беспредельное, которое хаотично возникает и исчезает и которое еще не стало упорядочено числом.

Гносеология. Филолай был сторонник рационального познания. Это очевидно, поскольку - это единственный способ понять числа. Главное внимание в познании Филолай считал, что нужно уделять числу десять, так как именно это число лежит в основе большинства процессов и явлений. Также Филолай придавал большое значение мнемоническим упражнениям, которые должны помогать в познании.

Таким образом, основная онтологическая характеристика пифагорийского направления заключается в признании числа в основе бытия. Так как число не является материалистической категорией, то пифагорийское учение идеалистично в отношении решения основного вопроса философии.

Пифагор основал философскую школу, названную в его честь Пифагорейский Союз.В эту школу могли попасть и мужчины, и женщины. Но процесс отбора был очень серьезен. Будущие ученики должны были проявить как высокие интеллектуальные способности, так и высокую нравственность. При вступлении в союз ученики лишались частной собственности и затем делились на две группы - акусмататиков и математиков. Первые учили догматические знания, вторые занимались доказательством и обоснованием знаний. Каждый Пифагореец вставал засветло, день начинался с мнемонических упражнений. В конце дня каждый пифагореец анализировал свой день, отвечая на три вопроса: "Как я прожил сегодняшний день? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?" Проблематика, которой занимался Пифагорейский союз, была достаточно широкая. В центре их внимания оказались не только вопросы гносеологии, но также социальной философии. Особое внимание уделялось вопросам этики. Пифагорейцы разработали иерархию ценностей, самые высшие из которых были - благопристойность и прекрасное (например, наука или философия), на следующей ступени находились польза и выгода, а на самой низшей ступени - удовольствие. Пифагорейцы разработали учение о "надлежащем", т.е. о том, что необходимо делать человеку. Это включало следующие предписания - подавление страстей и сильных эмоциональных порывов, культ старших, культ дружбы между членами Союза, почитание Пифагора.

Пифагорейцы вели активную политическую жизнь, но этическим идеалом Пифагорейцев был не политик, но мудрец-философ, который занимается созерцательным образом жизни и познает мироздание.

Плюралисты

Достаточно далеко по пути идеализма продвинулись плюралисты, особенно Анаксагор. Хотя это течение было только началом идеалистической философии. Главными представителями этого течения являются Эмпедокл и Анаксагор. Учение Эмпедокла и Анаксагора завершает первый этап античной философии.

Эмпедокл (V в. до н.э)

Основными произведениями Эмпедокла являются " Очищение", "О природе ", которые сохранились до наших дней.

Онтология.Философия Эмпедокла все еще является стихийным материализмом. Но Эмпедокл выделяет не одну первоматерию, а 4 стихии - это корни всякого бытия. Эти четыре первостихии Эмпедокл ассоциировал с Богами греческого Олимпа. Так Зевс воплощал огонь, Гера - воздух, Гадес - землю, Настида - воду. Четыре стихийных элемента пассивны. Эмпедокл выделял две движущие силы, которые путем смешивания четырех стихий способствовали созданию всего многообразия мира - любовь (дружба) и вражда (ненависть). Таким образом в основе всего сущего лежат четыре стихийных первоэлемента и две движущие силы. Эти две силы носят материальный характер. Они постоянно разъединяют и соединяют четыре первоэлемента от маленьких до самых больших частей. Первоэлементы Эмпедокла не могут быть сотворены или уничтожены. Они есть вне времени - они неизменны, они были, есть и будут. Такой взгляд Эмпедокла приближает его теорию к взглядам элеатов. Эмпедокл отрицал идею атомистов о существовании пустоты. По мнению Эмпедокла, не существует пустоты, но вещи только меняются друг с другом местами. Однако одним из главных атрибутов материальных стихий является движение - перемещение. Отдельное внимание Эмпедокл уделял движению света, он считал, что скорость света бесконечна, но человек не может это воспринять, так как не обладает развитыми органами чувств.

Космогония.Стихийный материализм Эмпедокла отражается и на космогонических взглядах Эмпедокла. Эмпедокл выделял 4 стадии мироздания.

  • Сайфос - это первичная стадия, в которой находился космос. В этой стадии четыре первоэлемента (вода, огонь, воздух, земля) находились в истинном единстве. На этой стадии не было вражды, только любовь ( филия ). Акосмическая стадия, так как здесь есть только одно активное начало - любовь.
  • На следующей стадии в мир приходит вражда, и стихии начинают разъединяться. Космические активные начала - вражда и любовь уравновешивают друг друга
  • На третьей стадии существует только вражда. Все стихии разделены. Эта стадия акосмическая
  • На четвертой стадии происходит возврат любви. Стихии соединяются любовью. Космическая стадия

Это космогонический процесс развития, который выделил Эмпедокл в космогонии. По мнению Эмпедокла, этот цикл есть круг времен. Путем объединения и разъединения стихий двумя движущими началами образуется все многообразие вещей в мире.

Гносеология. Как представитель стихийного материализма Эмпедокл был сторонник чувственного познания. Характеристикой гносеологии Эмпедокла является гносеологический оптимизм. Эмпедокл считал, что познание возможно, и истина принципиально достижима. Это объясняется тем, что объект и субъект познания состоят из четырех стихий. Получалось познание "подобного подобным". Человек мог познать Филию, так как сам может любить, и также вражду, так как сам умеет ненавидеть.

Учение о живом. Эмпедокл постулировал идею об органической целесообразности. Он считал также как Анаксимандр, что живые организмы произошли от неживых. Однако, он считал, что организмы не появились целиком развитые. Он считал, что вначале из неживой материи были образованы части живых организмов, которые потом соединялись и разъединялись, подобно тому, как соединяются и разъединяются четыре первоэлемента. А затем, наиболее удачные соединения, проверенные школой выживания на земли выжили, так как были более приспособленные, чем другие. Эмпедокл считал, что сочетание частей были настолько удачны, что возникает мысль о том, что это было заранее продуманно высшим разумом.

Интересной онтологической особенностью первоэлементов Эмпедокла является их одухотворенность. Учение Эмпедокла все еще относится к стихийному материализму. Но стихии Эмпедокла одухотворены. Такое разрешение онтологического вопроса о первопричине приближает его концепцию к идеализму. Хотя надо отметить, что Эмпедокл является представителем стихийного материализма, так как четыре первообразующие стихии все же материальны хотя и одухотворены.

Однако его учение было развито Анаксагором, который гораздо дальше продвинулся по пути идеализма.

< Лекция 6 || Лекция 7: 12 || Лекция 8 >
Анастасия Голубева
Анастасия Голубева

Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо

Елена Аджар
Елена Аджар
Олег Бредихин
Олег Бредихин
Артур Нигматуллин
Артур Нигматуллин
Россия, Самарская область