Опубликован: 28.04.2011 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Лекция 19:

Философия марксизма

< Лекция 18 || Лекция 19: 12 || Лекция 20 >
Аннотация: В данной лекции рассмотрены следующие вопросы: Карл Маркс и Фридрих Энгельс - основатели диалектического и исторического материализма. Первоосновы философии марксизма: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, концепция общественно-экономических формаций и идея коммунизма.

Цель лекции: ознакомить студента с главными философскими идеями марксистского учения.

Основатели марксизма являются Маркс, Энгельс. Наиболее известным последователем философии марксизма является Ленин.

Основные совместные произведения Маркса и Энгельса " Святое семейство" и "Немецкая идеология ". Произведения Маркса: " Тезисы о Фейербахе ", " К критике политической экономии", "Капитал ". Произведения Энгельса: " Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Анти-Дюринг", "Диалектика природы ". Философские труды Ленина: " Философские тетради", "Материализм и эмпириокритицизм".

Теоретическим источником марксизма является: философия, политэкономия (труды английских экономистов Смита и Рикардо) научный социализм (являются утопические произведения Сен-Симона, Оуэн, Фурье). Диалектическим источником марксизма является философия Гегеля и антропологический материализм Фейербаха.

Маркс выделял следующие преимущества гегелевской диалектики - принцип развития, однако недостатком считал идеалистическую позицию Гегеля. В философии Гегеля развития и все преобразования существуют только в сфере логики, т.е. чистого разума. Природные и общественные изменения также претерпевают изменения в сфере понятий. Философию Фейербаха также подвергли критике марксисты. Маркс отметил положительную сторону учения Фейербаха, которая заключалась в признании материализма, однако недостатком этого учения он считал метафизический и созерцательный подход в гносеологии. Более того Фейербах был сенсуалистом, а значит считал чувства главным источником познания. Маркс считал такую позицию ошибочной, так как из поля зрения упускается активность человеческого сознания.

Маркс и Энгельс сделали революцию в социальной философии, распространив принципы диалектики и материализма на развитие общества и природы. Они стали создателем диалектического материализма. По определению Энгельса, материалистическая диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

В философии Маркса, источником познания является практическая деятельность. Главной гносеологической установкой марксизма является " Практика - критерий истины ".

Маркс полагал, что Фейербах оторвал сущность человека от его развития, истории. Главный аспект при рассмотрении сущности человека Фейербах уделял его моральным и нравственным качествам, таким, как воля, сила, ум. Маркс же считал, что сущность человека составляет совокупность общественных отношений, которые подвержены динамике, а значит и сущность человека не является неизменной как в философии Фейербаха, но имеет динамику развития.

Философия марксизма состоит из двух частей: диалектический материализм и исторический материализм. Марксистский материализм находился под сильным влиянием развития естествознания в 19в. Ввиду успеха науки Энгельс считал необходимым изменение характера философии, он признавал ненужность философских систем мира, которые возвышаются над наукой и основаны на умозрительных и априорных методах. Современный материализм, как считал Энгельс, " не нуждается больше в стоящей над прочими науками философии. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой совокупной их связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительные науки о природе и истории"1Ф.Энгельс, Анти -Дюринг, Госполитиздат, 1950, стр. 25..

Диалектический материализм.Главной категорией в философии диалектического материализма является понятие материи. Наиболее точное определение материи на сегодняшний день было дано Лениным в произведении " Материализм и эмпириокритицизм ". До этого в натурфилософии было представлено множество определений понятия материи. Наиболее рабочее определение материи до Ленина было определение материи как вещества, состоящего из атомов. Однако физика 19в сделал ряд открытий, которые подвергли такое определение критике. Это были открытия радиоактивности в 1896 г., электрона в 1897г., была выдвинута Лоренцом теория электронного строения материи, которая постулировала, что атом не есть неделимая корпускула, что внутри атома есть пустота. Более того, при исследовании электромагнетизма было установлено, что и масса электрона не является неизменной и ведет себя изменчиво в зависимости от скорости. Немецкий физик Освальд произвел синтез материи и духа в понятии энергия. На место материальной субстанции Освальд поставил энергетическую субстанцию.

Ленин считал все эти утверждения не верными, так как надо пересматривать не само понятие материя, тот предел, с которого была познана материя. Определенные атрибуты материи, которые прежде считались абсолютными (например, неделимость атома) стали не абсолютными. Ленину необходимо было дать новое определение материи. Которое бы учитывало физические достижения и при этом объясняло все природные и общественные явления. Это определение должно было подтверждать новейшие исследования в области естествознания и, конечно, обосновывать материалистическую позицию в отношении основного вопроса философии. Материя является наиболее широким и предельным понятием как в сфере материальных явлений, так и в области мышления.

Так Ленин посчитал, что материю необходимо определить через противопоставление ее предельно широкому понятию другому более предельно широкому понятию. Ленин дал следующее определение понятию материи:

Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Отсюда вытекает объективизм его философского учения. Материальное существует вне зависимости от человеческого сознания. Ленин, однако, выделял понятия объективной и субъективной реальности, но при этом считал, что субъективная реальность связана с возникновением мышления, а мышление это уже следующий самый высокий уровень организации материи. Объективная реальность предшествует субъективной реальности.

Ленин выделял определенные атрибуты материи:

  1. движение - это главный способ существования материи. Движение воспринимается не как перемещение материальных тел, но как изменения разного рода. При этом движение понимает предельно широко, как изменение вообще. Энгельс в своих трудах "Диалектика движения" и "Анти-Дюринг" выделил пять форм движения материи:
    • механическая форма
    • физическая форма
    • химическая форма
    • биологическая форма
    • социальная форма
  2. пространство и время. В диалектическом материализме - это есть формы существования материальных тел. Маркс, Энгельс и Ленин придерживались реляционной концепции ( relation - отношение) пространства и времени. С точки зрения марксистов, пространство и время - это система взаимоотношений между взаимодействующими материальными объектами и материальными процессами. Такая точка зрения является противоположной на тот момент господствующей теории Ньютоновской механики, которая исходила из абсолютного понятия пространства и времени, которые существуют независимо от материи.
  3. системность. Этот атрибут материи показывает преобладание в окружающем нас мире организованности над хаотическими процессами.
  4. отражение. Этот атрибут был введен Лениным для решения извечной проблемы в философии - как образуется мыслящая и ощущающая субстанция из неживой материи.

Ленин считал, что живая и неживая материя обладает свойством сходным с ощущением отражением.

Отражение- это способность одних материальных тел в результате их взаимодействия с другими материальными телами, воспроизводить определенные особенности последних в своей собственной природе.

Ленин определил два вида отражения: пассивное и активное отражение.

Пассивное отражение имеет место для физико-химических форм движения материи. Такое отражение не носит избирательный характер и является следствием физико-химических процессов.

Активное отражение имеет место в биологической форме движения материи. Первая форма активного отражения - раздражимость, которая носит избирательный характер. Раздражимость - это до психическая форма отражения. Следующая форма отражения - это психическая форма отражения, которая объясняется наличием нервной системы. Психическое отражение также имеет несколько форм, а именно

  1. Ощущение
  2. Восприятие и представление

Принципы диалектического материализма могут быть сформулированы следующим образом:

  • принцип материального единства:наличие единой материальной основы мира
  • принцип развития,который исходит из диалектических законов: закон единства и борьба противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот, и закон отрицания отрицания

    Энгельс считал, что для того чтобы увидеть в действии в материальном мире диалектические законы, мы должны рассмотреть предметы во взаимодействии с другими предметами, а не обособленно. Когда мы рассматриваем предметы в движении, в их истории, в их развитии, во взаимодействии друг с другом, то неизбежно обнаруживаем диалектические противоречия, законы и принципы.

    Закон это единство и борьба противоположностей. Энгельс считал, что само понятие движения уже показывает нам осуществление этого закона, потому что при движении тело находится в определенной точке пространства и с другой стороны не находится в ней. Энгельс считал, что возникновение и разрешение противоречия - есть сущность механического перемещения.

    Закон перехода количественного в качественное. Здесь Энгельс обращается к такому примеру из мемуаров Наполеона- сражения между французской кавалерией и мамелюками: два мамелюка побеждают трех французов, сто французов примерно равны ста мамелюкам, триста французов побеждали мамелюков, но не всегда, а тысяча кавалеристов побеждали мамелюков всегда, в силу своей дисциплинированности.

    Закон отрицания отрицания. Энгельс приводил пример из физики. Первая - физика Аристотеля. Первое отрицание - физика Ньютона, второе - теория относительности Эйнштейна. Действительно, Аристотель рассматривал пространство замкнуто и разнородно, Ньютон как бесконечное и однородное, а вот в физике Эйнштейна мы видим двойное диалектическое отрицание - пространство и время есть единые свойства материальных систем.

  • принцип диалектического материализма или детерминизма. Этот принцип содержит следующие положения
    1. всеобщая детерминация материальных систем и процессов
    2. необходимым условием детерминации - коренная причинная производительность - принцип причинности.
    3. всеобщая обусловленность носит закономерный и регулярный характер
    4. закономерность и регулярность имеет объективный характер
  • принципы диалектического мышления. Основа познания и критерий истинности в диалектическом материализме является практика. Под практикой Ленин рассматривал, как практическую деятельность индивида, так и общественно-историческую деятельность на протяжении всех поколений. Ленин вывел следующие принципы диалектического мышления:
    1. объективность - объективное рассмотрение предметов познания
    2. системность - подразумевает всесторонне рассмотрение предмета в его наличном состоянии, определение элементов и структуры материальных систем
    3. историзм - рассмотрение предмета в его развитии
    4. диалектическое противоречие - определение диалектических противоположностей и противоречий в истории материальных систем
    5. восхождение от абстрактного к конкретному
< Лекция 18 || Лекция 19: 12 || Лекция 20 >
Анастасия Голубева
Анастасия Голубева

Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо

Елена Аджар
Елена Аджар
Олег Бредихин
Олег Бредихин
Артур Нигматуллин
Артур Нигматуллин
Россия, Самарская область