Опубликован: 28.04.2011 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Лекция 21:

Философия жизни. Часть II

< Лекция 20 || Лекция 21 || Лекция 22 >
Аннотация: В данной лекции будет рассматриваться продолжение иррациональной философии в учениях А.Бергсона и О.Шпенглера. Французский вариант "философии жизни" созданный А.Бергсоном. Критика безличного разума и возможности интуитивного познания. Философия жизни О.Шпенглера : "Закат Европы" и философия истории.
Ключевые слова: тренд, диалектика, Пейзаж, путь

Цель лекции: ознакомить студента со спецификой Европейской философии иррационализма

Анри Бергсон (1859-1941)

Анри Бергсон - еще один из выдающихся представителей иррациональной философии. В 1927 г. Бергсону была присуждена Нобелевская премия. Основные труды Бергсона: " Опыт о непосредственных данных сознания ", " Материя и память ", " Творческая эволюция ", " Духовная энергия ", " Длительность и одновременность ", " Мысль и движущееся ". Наиболее значимыми для понимания философской концепции Бергсона из перечисленных произведений - " Творческая эволюция ", " Длительность и одновременность ".

Он дожил до Второй Мировой войны - год его смерти датируется 1941 годом.

Философские идеи. В работе "Длительность и одновременность" Бергсон подверг критике эйнштейновскую интерпретацию времени в теории относительности. В теории относительности время рассматривается как четвертая координата. Следовательно, время рассматривается как часть пространства, или другими словами Энштейн, по мнению Бергсона, осуществил опространствование времени, превратив его в координату. Это грубейшая ошибка, с точки зрения Бергсона, так как сущность времени в длительности и непрерывности, с точки зрения Бергсона. Бергсон считал, что непрерывность времени нельзя складывать из суммы последовательных моментов, как получается, если время соотносить с пространственной координатой.

Внешнюю реальность, в которой существует пространство и время, Бергсон признавал объективно. Однако, считал, что такая реальность дана человеку непосредственно в сознании. Это, с точки зрения Бергсона, и есть жизнь. Отсюда и другое название философии Бергсона - философия жизни. Следовательно, основным предметом философии Бергсона становится жизнь. Жизнь для Бергсона - это постоянная динамика, развитие, изменение. Разум своей интеллектуальной деятельностью фактически лишает предметы движения. Т.е. разум схватывает реальность в какой-то отдельный изолированный во времени момент, движение обездвиживается таким образом, а тренд превращается в совокупность точек. Бергсон считал, что наш интеллект работает как фотоаппарат, делая снимок реальности. Надо заметить, что Бергсон был не далек от истины, так как сегодняшняя квантовая физика во многом подтверждает идеи Бергсона.

В своем основном труде "Творчество эволюции" Бергсон разрабатывает теорию жизни, которая дополняет теорию познания. Основной онтологической категорией в философии Бергсона является сверхсознание или абсолютное сознание. Одним из воплощений этого сознания как раз и является индивидуальное человеческое сознание. Такое сверхсознание имеет творческий потенциал, по Бергсону, и рассматривается как жизненный порыв, который проявляется в определенных воплощениях. Сверхсознание рассматривается как абсолютное неделимое непрерывное начало. Сверхсознание создает из самого себя новые воплощения, или формы. В этом заключается творческая эволюция, по Бергсону. Бергсон использует аналогию между сверхсознанием и ракетой. Аналогия следующая. Бергсон сравнивает сверхсознание с ракетой, потухшие остатки этой ракеты выпадают в виде материи. Эти остатки сверхсознание зажигает и превращает в живые организмы. Сверхсознание является первопричиной для человеческого сознания, которое представляет собой эманации абсолютного сознания.

В чем же заключается соотношение между человеческим мозгом и сознанием человека? Бергсон считает, что человеческий мозг есть вместилище сознания. Можно провести аналогию с раком отшельником, которые использует ракушки для своего обитания. Сверхсознание входит в мозг человека и находит там свое пристанище. Сверхсознание творит не только индивидуальное сознание, но также материю. Вливаясь в созданную им материю, сверхсознание разделяется на два рукава - инстинкт и интеллект. Инстинкт - это способ приспособления сознания к среде своего пребывания. Для инстинктивной деятельности характерна машиннообразная стандартная деятельность. Инстинктивное знание происходит из материи. Инстинкт - это врожденное безусловное знание, которое безразлично ко времени. Бергсон приводит здесь пример с насекомыми: насекомых никто не учит, как использовать жало, или плести паутину и летать, это инстинктивное врожденное знание. Инстинкт обладает врожденным знанием, но сам не хочет и не нуждается в познании жизни, так как его действия машинообразные стандартные и запрограммированные. Интеллект не безразличен ко времени, по мнению Бергсона. Интеллект ориентирован на познание повторяющегося в окружающем мире. Интеллектуальная деятельность обладает характеристикой обездвиживать подвижное, делать из непрерывного прерывное. Любое происшедшее событие интеллект пытается встроить в систему уже происшедших событий и проводит аналогии между настоящим и прошлым. Его деятельность противоположна сверхсознанию, которое характеризуется творческим порывом. Интеллект не обладает творческой потенцией, он не создает новые формы, но приводит настоящее к прошлому. Однако у интеллекта есть способность выработки категорий и понятий, что находится за пределами чувственного опыта, и используется в научном образе. Эти категории и понятия представляют собой идеальные символы, с помощью которых описывается действительность. Таким образом, Бергсон разочаровывается в интеллектуальном познании, так как интеллект обездвиживает жизнь, истинная сущность которой в движении. Следовательно, получаем ситуацию, когда интеллект не может познать жизнь, даже при всем стремлении к этому, а вот инстинкт просто не хочет ее познать. Но Бергсон находит выход из гносеологического тупика. Он считает, что жизнь переживается, для того чтобы понять жизнь, надо ее пережить, прочувствовать, раствориться в этом жизненном потоке. Способом познать жизнь Бергсон объявляет интуицию. Но это не интеллектуальная интуиция Декарта, которая позволяет моментально усмотреть суть явления. Это интуиция чувственная, которая позволяет интуитивно прочувствовать истину, поскольку по Бергсону жизнь не понимается, а переживается. Интуиция, по мнению Бергсона, относится и к инстинкту, и к интеллекту. Сам Бергсон давал следующее определение интуиции: " Интуиция - это инстинкт, сделавшийся бескорыстным и сознающий самого себя… Интуиция - это род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек может проникать внутрь предмета и сливаемся с ним самим, с тем, что в нем есть единственного и невыразимого ". Следовательно, первая часть этого определения относится это попытка определить интуицию через инстинкт, вторая - через интеллект. Интуиция - это инстинкт, которому присуще самосознание и саморефлексия, это такая познавательная способность человека, которая может дать абсолютное полное знание о сверхсознании и жизни. Интуиция - главный способ познания в философии и науке, интеллект есть способ познания в науке. Следовательно, как мы видим, Бергсон приближает философию к искусству.

Освальд Шпенглер (1880-1936)

О. Шпенглер является продолжателем линии философии жизни.

Основные труды "Деньги и машина", "Человек и техника", "Пессимизм ли это?" и, конечно, "Закат Европы", который принёс ему всемирную известность. Главный философский труд Шпенглера "Закат Европы", который посвящен проблематике философии истории и социальной философии. Рассмотрим подробнее идеи этого фундаментального произведения. Философия истории Шпенглера является противоположным мнением взгляда на исторический процесс, по сравнению с философией марксизма. Как мы помним, Маркс перенес принципы диалектики на исторический процесс, история стала рассматриваться как процесс смены эпох, который происходит за счет определенных факторов. Шпенглер имел противоположные взгляды. Он отрицал всемирный исторический процесс и считал, что каждый этнос имеет свою замкнутую и изолированную культуру. Эти культуры периодически сменяют друг друга, и не взаимодействуют друг с другом. Например, античная культура сменилась христианской культурой, которая в свою очередь сменилась культурной парадигмой эпохи Просвещения. Следовательно, если Маркс философию истории связывает с понятием общественно-экономической формации, где главное место занимает производственный базис, то Шпенглер связывал исторический процесс с культурой разных народов, которая играет ведущую роль. Средство постижения исторического процесса была аналогия. Аналогия в философии Шпенглера является методом постижения живых форм, в то время как математика - мертвых, т.е. неорганических. Шпенглер проводит аналогию между культурой и живыми формами жизни. Культура проходит те же стадии развития, что и живые организмы. Также существуют аналогии различных исторических личностей. Например, Шпенглер проводит аналогию между великими завоевателями в различных культурах- Ю.Цезарь, А.Македонский, Т. Чингисхан, Б. Наполеон. Шпенглер приходит к очень интересным идеям, разрабатывая метод аналогий. Он считает, что те оптимисты, которые верят в безграничный потенциал культурного развития, выглядят просто наивно. Шпенглер сравнивает культуру с живым организмом. Как нам известно, из эмпирического опыта, любой живой организм, проходит стадия развитии, зрелости и угасания жизненной активности. Также и любая культура достигает пика своего развития и медленно угасает, и раз нет бессмертных форм жизни, то не может быть и культуры, которая бы только развивалась, не приходя рано или поздно к упадку. Следовательно, у любой из культур есть свое детство, юность, молодость, зрелость, старость и …смерть.

Фактор, который приводит к сменам этих фаз в культурном развитии этноса, является судьба. Следовательно, начиная с вполне обоснованной аналогии с живым миром, Шпенглер продолжает свои рассуждения в стиле идеалистических фаталистов. При этом философ не дает рациональное определение понятию судьба. При этом Шпенглер объясняют свою позицию тем, что судьба - это не научное понятие, так как оно лежит за пределами научного объяснения мира. Судьбу можно почувствовать, но не постигнуть разумом. Следовательно, чтобы понять историю, нужно почувствовать судьбу, без этого невозможно усмотреть ход исторического процесса. Для Шпенглера способом постигнуть исторический процесс является интуиция, интуитивное схватывание. В этом позиция Шпенглера близка к позиции Бергсона.

Шпенглер считал, что у каждой культуры есть душа. Эта душа обуславливает содержание каждой культуры. Шпенглер так характеризовал это утверждение: " Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и возникает великая душа, как некий образ из безобразного, как ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на строго ограниченной местности, к которой она привязана подобно растению. Культура умирает только тогда, когда осуществится вся сумма возможностей её души в виде народов, языков, вероучений, искусств, наук и государств, после чего эта душа культуры возвращается в первобытную душевную стихию"1О. Шпенглер "Закат Европы"- М: Гардарики, 1997 .

Ввиду отсутствия взаимодействия между культурами Шпенглер утверждал, что культуры практически ничего не перенимают друг у друга.

Шпенглер считал, что люди разных культур по-разному воспринимают мир. Например, грек и араб отличаются по своему восприятию от китайца или индийца.

Шпенглер выделил восемь завершённых видов культур:

  • Китайскую
  • Индийскую
  • Вавилонскую
  • Египетскую
  • Арабскую
  • Античную

Русскую культуру Шпенглер считал зарождающейся и выделял ее отдельно как русизм.

На американском континенте, по его мнению, была только одна культура, культура народов Майя, таким образом, американскую культуру он не считал за культуру.

Шпенглер пытался преодолеть не только европоцентризм в европейской истории, но также утвердившуюся схему на исторический процесс "Древний мир - Средневековье - Новое время", которая пытается втиснуть всю сложность истории и культурного развития в схематичную данность. В этом и заключается европоцентризм в европейской истории. Поскольку при рассмотрении исторического развития основной упор делается на судьбу Европы, но развитию других стран практически не уделяется внимание. А значит, привычная для европейцев схема по периодизации истории не имеет никакое отношение к другим народам.

Главное на что надо обращать внимание при изучении культур , по мнению Шпенглера - это душа. Душа культуры реализовывается через исторический процесс и в процессе этого создает свою символику, которые выражаются в искусстве, философии, науке, религия. Каждая из этих сфер содержит символику этой культуры. В самом начале развития символы культуры проявляются через религиозные и мифологические представление. Для примера, можно сравнить мифы древней Греции и Древнего Китая и мы наткнемся на совершенно разные символы и представления о жизни. Так в мифологии Древней Греции центральное место отдано Олимпу, как пристанищу Богов, Боги Греции антропоморфны и наделены человеческими качествами. В Древнем Китае первые религиозные представления связаны со стихиями природы и понятиями дао, инь, янь, многие боги китайской мифологии зооморфны. В этом проявляются разные символы культуры , по мнению Шпенглера.

В своем произведении Шпенглер не дает четких определений, в т.ч. определения культуры. Но Шпенглер противопоставляет культуры цивилизации. Культурное развитие Шпенглер характеризует расцветом искусства, религии, метафизических философских систем. А вот во время упадка культуры наблюдаются обратные процессы. Религия замещается атеизмом, идеализм материализмом, вместо соревновательности приходит понятие конкуренции или спорта, на смену культуры приходит цивилизация, где преобладает техническое развитие.

Шпенглер рассматривает души различных культур. Например, он рассматривал арабскую, античную, западноевропейскую культуру. У античной культуры душа Аполлона, у арабской культуры - душа мага, а у западноевропейской - Фауста. При этом каждая из этих культур является обособленной, и не перенимают друг у друга идеи. Так Шпенглер отрицает идею того, что западноевропейская культура - это преемница античности. Для доказательства этого Шпенглер приводит пример относительно разного восприятие пространства и времени в разных культурах. Это восприятие, по его мнению, является принципиальным в развитии культур. Пространство в античности воспринимается через призму геометрии, как замкнутое и однородное. В аристотелевской физике пространство конечно и замкнуто. Душа Аполлона не мятежна, поэтому и культуру и в частности философию античности нельзя назвать бунтующей или революционной. Напротив душа Аполлона стремиться обрести покой, гармонию, прийти к пространственно-временной завершенности. Душа Фауста напротив мятежна и пытается постичь бесконечность. Главная черта Фауста - это воля, а Аполлона покой и безмятежность. Следовательно, душа каждой культуры особенна и соответственно создает свою культуру. Так, душа Аполлона создает евклидовскую геометрию, аристотелевскую физику. Физика в античной культуре статична, а в математике еще нет понятия функции, так как аполлоновская душа стремиться постичь настоящее, а не прошлое и будущее.

Душа Фауста мятежная и мятущаяся, она создает математику, в которой числа связываются с пространством и временем, и появляется понятие функции, координатной оси, Ньютоновская механика. Так же и в произведениях искусства аполлоновская душа создает завершенные статуи и дарийские колонны, фаустовская душа создает фугу, и революционную философию Эпохи Просвещения. Именно поэтому революции, которые пронеслись по Европе в Эпоху Просвещения, возможны в культуре фаустовской души, которая мятежная и непоколебимая. В античности пространство рассматривается как замкнуто, а следовательно, в античном искусстве не возникает перспективы, в античности создавались великолепные завершенные скульптуры, но не создавались пейзажи, не писались горы, моря, просторы. Цвета античной живописи - это красный, золотой, желтый, черный, белый - это цвета тела, крови, земли. А вот живопись фаустовской души использует голубой, зеленый - это цвета неба, полей. Античность создает завершенные скульптуры, она не прибегает к образу дали. Так же античная культура и безотносительна и ко времени. Произведения искусства античности не содержат временного контекста, по сравнению с пейзажами средневековья, где изображается определенной время суток и или года.

Отдельное внимание Шпенглер уделяет русской душе. Также как представитель античности и западноевропейской культуры по-разному воспринимает мир, также и представители русской культуры обладают специфическим мировосприятием. В русской культуре пространство понимается как поверхность, а поверхность - это образ степи. Если для европейца пространство устремляется ввысь, а вот для русского в даль.

Таким образом, культура - это замкнутое и изолированное проявление мировой души в трактовке Шпенглера. Душа каждой культуры обладает специфическими чертами, что проявляется в особенном мировосприятии представителей этой культуры. Каждая культура подобна живому организму, которая рождается как эманация мировой души, растет, развивается и умирает. Срок существования культуры примерно 1000 лет.

Понятие культуры Шпенглер отличал от цивилизации. Он считал, что когда культура приходит в упадок, то наступает время цивилизации. Следовательно, цивилизация в философии Шпенглера - это смерть культуры. Срок жизни цивилизации примерно 300 лет, по мнению Шпенглера. Так Шпенглер считал, что в частности западноевропейская культура пришла в упадок и вступила в этап цивилизации. Во время цивилизационного этапа культура окончательно приходит в упадок, люди духовно и морально деградируют, теряют интерес к культурному развитию, и в итоге скатываются к чисто биологическому существованию.

***

Таким образом, пройдя долгий путь от теологизма средневековья, рационализма Нового Времени и Идеализма немецкой классики философия вновь обращается к человеку в философии иррационализма. Человек, его эмоции, чувства, мотивы и движущая сила его существования становятся главными вопросами в философии начала 20 в. Следовательно, основной характеристикой иррациональной философии является субъективизм. Проблема субъекта стала на первый план. При этом философия жизни уходит в вопросах антропологии и субъективизма идет дальше марксизма или социальных концепций Нового Времени. Теперь предметом философии стал сам человек, отдельный индивид и его жизнь.

Глоссарий

  • А.Бергсон - (1859 - 1941) один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни.
  • Культура - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью.
  • Цивилизация - последняя стадия развития культуры в философии О.Шпенглера
  • О.Шпенглер - (1880-1959) выдающийся немецкий философ и культуролог, разрабатывал проблематику социальной философии и философии истории.
< Лекция 20 || Лекция 21 || Лекция 22 >
Анастасия Голубева
Анастасия Голубева

Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо

Елена Аджар
Елена Аджар
Олег Бредихин
Олег Бредихин
Артур Нигматуллин
Артур Нигматуллин
Россия, Самарская область