Опубликован: 31.07.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 5017 / 869 | Оценка: 4.54 / 4.40 | Длительность: 06:39:00
ISBN: 978-5-9963-0038-9
Специальности: Художник
Лекция 8:

Векторная графика. Знакомство с Adobe Illustrator

Аннотация: Векторные форматы файлов: WMF (Windows Metafile), EPS (Encapsulated PostScript), PDF (Portable Document Format). Интерфейс программы Adobe Illustrator.

Цели занятия

  • познакомить учащихся с интерфейсом программы;
  • научить создавать изображения геометрических фигур, выбирая подходящий инструмент в зависимости от целей создания изображения;
  • научить пользоваться основными инструментами рисования векторной графики.

Содержание занятия

Информация о векторных форматах файлов

Векторный формат WMF (Windows Metafile) применяется для хранения векторных изображений. В этот формат конвертируются векторные изображения при переносе через буфер обмена Clipboard, поэтому для редактирования этого формата никакого специального приложения не существует.

Векторный формат EPS (Encapsulated PostScript) является вариантом PostScript-файла. Он разработан фирмой Adobe Systems как универсальный формат для нужд цифровых графики и полиграфии.

Изображение в файле хранится в двух вариантах: основной вариант - это собственно векторное изображение, сохраненное как описание на языке PostScript, и дополнительный вариант - это пиксельное изображение с уменьшенным разрешением, используемое для предварительного просмотра. В программах верстки пиксельное изображение отображается на экране и печатается на принтерах, не поддерживающих язык PostScript, с небольшим разрешением. Важно обратить на это особое внимание.

Благодаря надежности, совместимости со многими программами и платформами и большой совокупности настраиваемых параметров формат EPS выбирают большинство разработчиков программного и аппаратного обеспечения.

Векторный формат PDF (Portable Document Format - переносимый формат документов) - это еще один вариант языка PostScript, а именно, его оптимизированная версия, созданная как межплатформенный формат, который интегрирует макет страницы с иллюстрациями, как векторными, так и пиксельными, шрифтами, гипертекстовыми ссылками, звуками и анимационными фрагментами. Для обеспечения небольшого размера используются разные способы компрессии.

Векторный формат AI принадлежит фирме Adobe и является внутренним форматом векторного редактора Adobe Illustrator.

Знакомство с Adobe Illustrator CS3

При открытии программы мы видим интерфейс, похожий на другие продукты компании Adobe. На экране монитора присутствуют панели инструментов, меню и свойств, строка состояния и дополнительные панели. Отличие от растрового редактора состоит в том, что в окне документа отображается монтажный стол, состоящий из рабочего листа - прямоугольной области, очерченной рамкой, - и компоновочной области, окружающей рабочий лист. На печать выводится та часть объектов, которая будет расположена внутри печатаемой области, очерчиваемой пунктирной линией.

Слои используются при обработке любых графических документов. В документах предусмотрено применение слоев четырех типов. Для управления слоями используется панель Layers (Слои). Содержимое документа, представляющее различные объекты, располагается в различных слоях. Объекты могут быть различных типов.

  • Векторные объекты - описываются математически и состоят из трех связанных частей: векторного контура, области заливки и области обводки.
  • Растровые объекты - импортированные растровые изображения.
  • Текстовые объекты - содержат текстовую информацию.
  • Символьные объекты - представляют собой копии символов.
  • Групповые объекты - механически объединенные вместе объекты любых типов для совместного перемещения или трансформации.
  • Вспомогательные и прочие объекты.

Для выравнивания положения объектов на странице или между собой применяются направляющие и сетка. Такое выравнивание удобно производить с включенными режимами привязки.

Программа обладает широкими возможностями создания и обработки объектов. (Мы рассматриваем далеко не все функции Ilustrator, а только те инструменты, которые пригодятся нам для выполнения итогового проекта.)

Любой объект векторной графики состоит из двух взаимосвязанных частей: контура, замкнутого или разомкнутого, определяющего форму объекта, и его внутренней области. Оформление контура называется обводкой, а внутренней области - заливкой.

Для рисования линий используется три инструмента: Pen (Перо), Pencil (Карандаш), Paintbrash (Кисть).

Инструментом "Карандаш" рисуются разомкнутые контуры "от руки". Предварительно выберите внешний вид объекта в панели Appearance (Внешний вид) и настройте параметры инструмента, сделав двойной щелчок на пиктограмме инструмента в диалоговом окне. Если необходимо соединить контур, выполните команду Object / Path / Join (Объект / Контур / Соединить).

Отличие инструмента "Кисть" от "Карандаша" состоит не в порядке создания контура, а в его оформлении.

С помощью инструмента "Перо" можно рисовать прямые, ломаные линии и сегменты кривых. Линия строится по базовым точкам на основе механизма кривых Безье.

Этот инструмент - самый сложный для учащихся по технике применения, поэтому в дальнейшем лишь немногие из них будут пользоваться его возможностями. Эффективное применение инструмента Реn требует определенных практических навыков. Чтобы освоить его применение, надо провести несколько практических занятий - в данном случае необходим опыт. Кроме этого, важна общая подготовленность учащихся (возможно, они уже рисовали кривые Безье в других векторных редакторах). Тем не менее затраты времени на его освоение окупятся, как только возникнет необходимость создать нечто нестандартное. Поэтому освоение этого инструмента можно предложить желающим в качестве самостоятельной работы.

 Линии контуров, нарисованные различными инструментами

Рис. 14.1. Линии контуров, нарисованные различными инструментами

Рисование кривых с помощью пера основано на редактировании узлов - базовых точек и касательных или направляющих в этих узлах. Длина и направление касательной определяют размер и величину изгиба сегмента кривой между двумя узлами.

В Illustrator предусмотрены десять инструментов для создания объектов стандартных геометрических форм (рис. 14.2.):

 Простые геометрические объекты

Рис. 14.2. Простые геометрические объекты
  • Line Segment (Линейный сегмент)
  • Arc (Дуга)
  • Spiral (Спираль)
  • Restangle Grid (Прямоугольная сетка)
  • Polar Grid (Полярная сетка)
  • Restangle (Прямоугольник)
  • Rounded Restangle (Скругленный прямоугольник)
  • Ellipse (Эллипс)
  • Poligon (Многоугольник)
  • Star (Звезда)

Примерные вопросы для контроля

  1. Из каких частей состоит панель инструментов?
  2. Для чего служит панель свойств? От чего зависит ее внешний вид?
  3. В каких форматах можно сохранять векторные документы?
  4. Какие инструменты используются для рисования линий?
  5. Какими инструментами можно нарисовать простые объекты?
  6. Чем отличается линия, нарисованная инструментом " Карандаш ", от линии, нарисованной инструментом " Кисть "?
Аделина Копыльцова
Аделина Копыльцова

подписалась на курс, но после поняла, что прямо СЕЙЧАС нет возможности его изучать. как отписаться от курса, чтобы позже, когда у меня предоставится возможность вернуться к нему снова?

Антон Бобров
Антон Бобров

Добрый день!

Могли бы Вы "на пальцах" объяснить про частоту растра?

И как частота растра связана с техническим разрешением принтера?

спасибо