Опубликован: 19.04.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1296 / 421 | Длительность: 47:49:00
Тема: Экономика
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 39:

Теории международной торговли. Теория глобализации

< Лекция 38 || Лекция 39: 12 || Лекция 40 >

Теории абсолютного преимущества и сравнительных издержек производства

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII - начале XIX в. выдающимися английскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо. А. Смит в своей книге <Исследование о природе и причинах богатства народов> (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества.

Согласно теории абсолютного преимущества большую выгоду можно получить, если каждая страна будет специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом. Например, если есть более плодородные земли, благоприятные месторождения природных ресурсов или местоположение страны.

Д. Рикардо, биржевой маклер, собственными силами составивший миллионное состояние, в 1817 г. обосновал теорию сравнительного преимущества, или сравнительных издержек производства, впоследствии получившую широкую известность.

Согласно теории сравнительных издержек каждая страна может извлечь огромную выгоду, специализируясь на тех товарах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом (наибольшей относительной эффективностью).

Конкретно это означает, что производственные возможности разных стран сильно отличаются друг от друга. Если даже случается так, что две страны могут производить одни и те же товары, то каждая из них без труда обнаружит, что ей выгоднее сосредоточить свои усилия на производстве каких-то определенных товаров и торговать ими в обмен на другие товары. До тех пор, пока между обеими странами существует различие в относительной эффективности при производстве разных товаров, всегда можно убедиться в том, что даже бедная страна обладает сравнительным преимуществом в отношении тех товаров, в производстве которых она обладает относительно наибольшей эффективностью. Точно так же богатая и высокопроизводительная страна обнаружит, что ей следует специализироваться в тех отраслях производства, где она располагает сравнительным преимуществом, и импортировать те товары, при производстве которых она поставлена в сравнительно неблагоприятное положение. Итак, если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран.

Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того, что соотношения издержек в разных странах различны. Из этого вывода следует, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом. В реальной действительности такой полной специализации не происходит, что объясняется, в частности, тем, что издержки замещения, как правило, возрастают по мере роста объемов производства. При возрастающих издержках невыгодна полная специализация, хотя в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются. Таким образом, теория сравнительных издержек приходит к выводу, что максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.

В смешанной экономике, базирующейся на теории неоклассического синтеза, мобилизующего современные теории кредитно-денежной и фискальной политики в целях ликвидации хронических спадов и инфляции, классическая теория сравнительного преимущества вновь приобретает общественное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это <дорогой ценой> - снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.

Теория международной торговли Хекшера-Олина

Согласно теории Хекшера-Олина страны будут стремиться экспортировать избыточные факторы и импортировать дефицитные факторы производства, т.е. движение товаров из страны в страну должно компенсировать относительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мирового хозяйства.

Необходимо подчеркнуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие, будет ниже, чем в других странах. Таким образом и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.

Теория Хекшера-Олина успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в современной международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается и на мировом рынке все больше возрастает доля торговли <подобными> товарами между <подобными> странами.

<Парадокс Леонтьева>

Американский экономист В.Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера-Олина. Использовав модель межотраслевого баланса <затраты - выпуск>, построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат противоречил теории Хекшера-Олина и потому получил название <парадокс Леонтьева>. Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие: 1) неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации, и с этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую больших затрат неквалифицированного труда; 2) государственную внешнеторговую политику, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

Альтернативные теории международной торговли

В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Причины следующие: 1) превращение технического прогресса в доминирующий фактор в мировой торговле; 2) все возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства; 3) резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю.

Рассмотрим альтернативные теории.

А. Теория жизненного цикла продукта

Согласно данной теории развитие мировой торговли готовыми изделиями объясняется периодом времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии - разработка, рост, зрелость и упадок.

На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер.

На стадии роста спроса на продукт растет и его производство, постепенно продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится частным импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом, например, дешевой рабочей силой. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющими значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

Б. Теория эффекта масштаба

Суть теории: при определенной технологии и организации производства средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Для того чтобы эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

< Лекция 38 || Лекция 39: 12 || Лекция 40 >
Bekzod Sobirjonov
Bekzod Sobirjonov
Валерий Иванов
Валерий Иванов

В каждом тесте который я проходил после лекций, половина вопросов исходит из последующих лекций. Почему это происходит? Исправьте.