Опубликован: 19.04.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1299 / 424 | Длительность: 47:49:00
Тема: Экономика
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 35:

Государственная фискальная политика и экономическое развитие

< Лекция 34 || Лекция 35: 12 || Лекция 36 >

Государственная фискальная политика: определение и ее виды

Государственная фискальная политика - это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией.

По характеру воздействия на экономику различают стимулирующую и сдерживающую государственную фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика - политика, направленная на:1) увеличение государственных расходов или 2) снижение налогов, или сочетание 1) и 2) пунктов. Стимулирующая фискальная политика имеет место в период экономического кризиса. Это хорошо доказал Кейнс и его сторонники.

Сдерживающая фискальная политика - политика, направленная на:

1) уменьшение правительственных расходов или 2) увеличение налогов, или сочетание 1) и 2) пунктов. Сдерживающая фискальная политика имеет место в период экономического подъема и галопирующей инфляции.

По степени участия правительства в решении макроэкономических проблем различают дискреционную и недискреционную, или автоматическую, фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика - политика сознательного манипулирования правительственными расходами и налогами.

Нужна ли дискреционная фискальная политика в рыночной экономике? Ответы на этот вопрос даются разные. <За> дискреционную фискальную политику выступают <либеральные> экономисты. Их позиция: расширение государственного сектора с целью устранения недостатков рыночной системы. И наоборот, <консервативные> экономисты, считающие государственный сектор неэффективным, выступают <против> дискреционной фискальной политики, т.е. за сокращение государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Недискреционная фискальная политика - политика <автоматического> манипулирования правительственными расходами и налогами за счет встроенных стабилизаторов.

Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая может повлиять на дефицит государственного бюджета или его положительное сальдо без участия правительства.

Это именно то, что делает налоговая система. Образно говоря, экономика - <на автопилоте>. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад, т.е. с уменьшением ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту.

Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает тяжесть экономических колебаний. Все, что делают стабилизаторы, - это ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Последователи Кейнса соглашаются, что для существенной коррекции подъема или спада требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины правительственных расходов. При этом мы отвлекаемся от вопросов политики.

Неоклассический синтез как основа экономической политики государства

Неоклассический синтез - взаимодействующее влияние денежно-кредитной и фискальной политики на уровень экономической активности.

Сначала рассмотрим влияние денежно-кредитной политики на уровень экономической активности. Схематично его можно выразить в виде следующей зависимости:

М (рост) > i (падение) > I (рост) > Y (рост), или ЧНП (рост),

т. е. прослеживается следующая взаимосвязь: рост количества денег в обращении (М) вызывает снижение уровня ссудного процента (r), облегчая получение кредита. Это, в свою очередь, способствует росту инвестиций (I), т.е. появляются новые источники финансирования производственных проектов. Все это вместе взятое приводит к росту национального дохода (Y), или ЧНП.

Возьмем на заметку: взаимосвязь между ростом количества денег в обращении и снижением процента экономисты называют <предпочтением ликвидности>, а связь между снижением процента и ростом инвестиций - <предельной эффективностью инвестиций>.

Теперь рассмотрим влияние фискальной политики на уровень дохода. Оно происходит по двум направлениям.

Первое направление - это изменение правительственных расходов. Например, правительство в результате увеличения своих расходов может строить дороги, школы, больницы, обустраивать места отдыха, обеспечивать социальную защиту населения и т.д. В этом случае эффект фискальной политики выглядит так: возросшие государственные расходы (G) увеличивают занятость и потребительские расходы (С), которые благодаря мультипликатору (К) вызывают рост национального дохода (Y). Схематично это выглядит так:

G (прирост I) > С (рост) > У (прирост) = К (1/1 - МРС) > I (прирост).

Это не что иное, как эффект мультипликатора правительственных (государственных) расходов.

Второе направление - это изменение ставок взимаемых налогов. Опять просто. Например, власти снижают налоги: это дает возможность одновременно увеличить потребительские расходы населения, следовательно, их предельную склонность к потреблению. А чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше мультипликатор и тем больше рост национального дохода. Связь между ростом правительственных расходов и ростом дохода выражается эффектом мультипликатора. Это эффект мультипликатора от снижения налогов, или так называемый налоговый мультипликатор.

Вместе взятые эффекты - от роста правительственных расходов и снижения налогов - обеспечивают еще больший рост дохода, чем каждый в отдельности. В противоположном случае, когда фискальная политика направлена на сокращение государственных расходов и увеличение ставок налогов, доход уменьшается. Таким образом, страны с развитой рыночной экономикой располагают как денежно-кредитными, так и фискальными инструментами в поисках эффективных путей влияния на уровень экономической активности дохода как неизбежного условия для преодоления экономических колебаний и обеспечения экономического роста. А это и есть механизм экономической политики государства, или правительства.

< Лекция 34 || Лекция 35: 12 || Лекция 36 >
Bekzod Sobirjonov
Bekzod Sobirjonov
Валерий Иванов
Валерий Иванов

В каждом тесте который я проходил после лекций, половина вопросов исходит из последующих лекций. Почему это происходит? Исправьте.