Опубликован: 24.07.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 919 / 142 | Длительность: 14:06:00
Лекция 13:

Организационная культура

Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

13.1. Организационная культура: субстанциональный аспект

Ранее мы говорили о том, что цель и структура как традиционные параметры порядка теряют свою актуальность в условиях смены организационной парадигмы, когда организация, будучи инструментом бизнеса, исчерпала свой потенциал, достигла предельного уровня развития (эквифинальности) и уступает место бизнес-системам, в которых параметром порядка выступает организационная культура, которая базируется не на иерархии, а на системе ценностей.

Мы живем в определенной системе ценностей. Система ценностей представляет собой наиболее устойчивую категорию отношений между людьми, сформировавшуюся на основе всего предшествующего опыта практической и интеллектуальной деятельности. Система ценностей включает в себя мировоззренческие представления, состояние правового и экономического пространства, а также другие составляющие. Однако система ценностей - это не просто совокупность некоторых представлений как элементов этой системы. Системообразующим фактором системы ценностей является мораль (нравственность), которая составляет основу духовной культуры человека и общества.

В большинстве стран преобладает рыночная экономика, но уровень их развития существенно различается. Одной из основных причин этого является различие в культуре. "Без культуры в обществе нет нравственности, не действуют социальные, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука", - говорил академик Д. Лихачев, настоящий русский интеллигент, Человек с большой буквы, посвятивший свою жизнь изучению и сохранению культуры.

После того как были исчерпаны возможности управленческого рационализма Ф. Тейлора и школ, ориентирующихся на социально-психологические аспекты трудового поведения (школы человеческих отношений), теоретики и практики менеджмента обратили свое внимание на особенности национальных культур, их неограниченные возможности влиять на экономические процессы.

Замечено, что самая высокая производительность труда имеет место там, где существует многовековая культура. Экономическое чудо Японии основано на высокой открытости национальной культуры влияниям других культур при бережном отношении к собственным культурным традициям, в том числе уважительном отношении к интеллектуальной деятельности.

В разное время на вопрос, что мешает нашей стране в социально-экономическом плане уверенно продвигаться вперед, три известных академика С. Шаталин, Л. Абалкин и Н. Моисеев, придерживающиеся различных экономических доктрин, дали очень похожие ответы - отсутствие культуры.

Академик Н. Моисеев, обобщая свой большой опыт работы с крупными отечественными хозяйственниками, с горечью отмечал, как понизился уровень интеллигентности наших руководителей по сравнению с дореволюционным. В руководящей среде царят грубость, неумение и нежелание понимать другого, отсутствует доброжелательность. Слишком долгие годы интеллектуализация управления у нас подвергалась обструкции. Для экстенсивного развития достаточно было и волевых методов.

С точки зрения общечеловеческих ценностей все современные российские экономические и политические проблемы являются псевдопроблемами. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере культуры и нравственности.

Конечно, взаимная обусловленность экономики и культуры имеет достаточно сложный характер, но приоритет культурно-нравственных императивов уже не подвергается сомнению.

Культура управления позволяет оценить степень соблюдения системой управления тех требований, которые к ней предъявляет общество. Система управления организацией характеризуется общесистемными признаками, важнейшими из которых являются:

  • целеустремленность, способность формировать цели и достигать их;
  • целостность и связность;
  • открытый характер организации;
  • динамизм и стремление к развитию.

Разнообразие элементов культуры управления предопределяет необходимость следования в процессе управления многим нормам, а именно: моральным, юридическим, организационным, техническим, эстетическим.

Нравственность - это "озоновый слой" цивилизации в целом и экономики в частности, защищающий нас от деградации и хаоса. Этот слой очень тонкий и уязвимый.

Природу нравственности изучает наука, которая называется этикой. Слово "этика" содержит две смысловые сущности. Во-первых, этика - это фундаментальная научная дисциплина, изучающая содержательные основы морали. Во-вторых, она представляет собой систему норм нравственного поведения.

Как фундаментальная наука этика имеет богатую историю. Великие философы древности Спиноза, Конфуций, Платон и многие другие оставили нам свои исследования по этике.

Направление развития человеческой цивилизации определяет главный этический принцип И. Канта: всякий человек является самоцелью, и ни в коем случае он не должен рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было общественных задач, хотя бы это и были задачи достижения общественного блага.

Сегодня всеобщим достоянием становятся этические размышления таких российских философов, как Н. Федоров, Ф. Достоевский, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Российскую этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для нее характерно прежде всего осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности, жизни, наполненной духовным смыслом. Спектр этических представлений российских философов простирается от религиозных православных концепций до натуралистической этики.

Этика изучает проблему соотношения свободы личности и системы ее ограничений, исследует природу добра и зла. Аристотель утверждал, что этика помогает познать, что следует делать и от чего воздержаться.

Можно обосновать и установить определенные ограничения в поведении человека (нельзя толкать друг друга в общественном транспорте, нельзя воровать и т. п. ), однако перечень подобных ограничений будет практически бесконечен.

Кроме того, возникает проблема приоритетов, критериев, противоречивости установок. Вместо запоминания "перечня инструкций" достаточно осознать простую истину: каждая личность свободна и неприкосновенна. Из этого следует, что каждая личность свободна изначально и ее свобода распространяется до тех пор, пока не нарушается свобода и неприкосновенность другой личности, неприкосновенность физическая, психологическая, имущественная.

Следует отметить со всей определенностью, что субстанционально не существует отдельно взятой, обособленной управленческой этики, медицинской этики, педагогической этики и т. д. Есть этика как единое общечеловеческое достояние, и есть определенная среда, имеющая свою специфику. Повторяем: конкретная среда может характеризоваться особенностью свойств (экономические отношения, научная деятельность, военное дело и др.), но этика едина в своей сущности. Поэтому корректно вести речь, например, об этических проблемах медицины, о тех специфических ситуациях, которые могут возникнуть только в этой среде и которые требуют этической оценки в универсальных категориях общечеловеческих ценностей. Это не терминологическая эквилибристика, а естественная логика системного подхода в познании сущности вещей, дисциплина мыслительного процесса, за которыми следуют адекватные практические намерения и действия.

Рассмотрим основную этическую проблему менеджмента. Она заключается в том, что менеджер, выражая интересы предпринимателя, ориентирует свою деятельность на достижение успеха, а не на усовершенствование общества, что является задачей этики. Здесь заложены истоки противоречия, ведь добиться успеха можно и за счет нанесения морального (в том числе и как следствие материального) ущерба обществу. Цель предпринимателя - получение прибыли. Этой цели можно достичь, используя, например, неопределенности законодательных норм, недостатки, слабости, некомпетентность или неинформированность людей, манипулируя общественным сознанием или сознанием конкретного человека.

На рынке доминирует конкуренция. Четкую границу между честной и нечестной конкуренцией провести невозможно. Играя в шахматы с товарищем, можно указывать ему на явный "зевок", но ставки в игре на рынке гораздо выше, ведь речь идет о выживаемости организации. Вопрос, правильно ли я поступил, в таких случаях обычно не задают.

Тем не менее общество с рыночной экономикой далеко ушло от того времени, когда говорили: "Извини, но Боливар двоих не выдержит!" Сформировались определенные общественные соглашения. Во-первых, существуют правила игры, с которыми согласны все игроки и которые они обязуются выполнять.

Во-вторых, есть признанная всеми третья сторона, необходимая для разрешения споров и недоразумений. Лучше, чтобы этой стороной было государство, контролируемое гражданским обществом, а не живущее в декорациях гражданского общества.

В отношениях между работодателем и наемным работником также множество этических проблем. Одна из основных функций менеджмента - мотивирование поведения, т. е. осмысленное, целенаправленное действие менеджера, ориентированное на побуждение другого действовать так, как нужно менеджеру. Можно не сомневаться, что каждый менеджер скажет, что он делает это во благо других, что это единственный способ общественного прогресса, что все альтернативы этому являются утопиями. Все это верно, но этические проблемы тем не менее остаются.

Современная управленческая парадигма предполагает признание того, что принуждение в процессе производственных отношений является аморальным, незаконным и экономически неэффективным действием. Отношения между работодателем и наемным работником должны строиться на основе добровольной договоренности между ними. Эта договоренность определяет правила поведения сторон, и нарушение их какой-либо стороной является основанием для расторжения договоренности или становится предметом судебного разбирательства.

Этический минимум в менеджменте определяет закон. Объективные противоречия между идеями менеджмента и этическими представлениями являются источником совершенствования правовых норм общественного бытия в направлении их приближения к нравственным нормам.

Центральной идеей этики управления является ориентация на личное достоинство людей.

Культура речи руководителя, его голос и те выражения, которые он использует, во многом определяют эффективность его управленческой деятельности. Ругань - это не только бескультурье, но и признак бессилия, несостоятельности руководителя.

Общество, особенно современное российское, нуждается в нравственно здоровых руководителях, озабоченных духовным самосовершенствованием. Поскольку успех работы руководителя определяется умением работать с людьми, предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания, среди которых одно из первых мест занимают этические знания.

Все люди рождаются свободными, но они не могут жить изолированно друг от друга. В одиночестве человек не может состояться как личность, в одиночку решить свои материальные проблемы практически невозможно. Взаимодействие людей, включая производственные отношения, предполагает определенную организацию, организационную деятельность. В хозяйственной практике организацию создает собственник для достижения своих целей. Организация - это прежде всего люди. Для того чтобы люди не были только средствами достижения целей организации, общество выработало соответствующие механизмы, главными среди которых являются система культурных и моральных ценностей, экономические интересы, государственные законы.

К сожалению, в жизни экономические цели порой достигаются неэкономическими средствами, например путем угроз, обмана, демагогии. Предпринимателю нередко все равно, каким способом будет получен доход.