Опубликован: 24.07.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 989 / 182 | Длительность: 14:06:00
Лекция 10:

Организационно-правовые формы межорганизационной интеграции

< Лекция 9 || Лекция 10: 1234 || Лекция 11 >

10.1. Глобализация международного бизнеса

Развитие современного международного бизнеса сопровождается глубокими изменениями. Его существенной чертой становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в этой области. В связи с процессом глобализации любое общественное явление независимо от его характера (экономического, политического, юридического) нельзя рассматривать изолированно.

Глобализация международного бизнеса проявляется прежде всего в активизации в последние годы деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и появлении корпораций, находящихся на высшей ступени своего развития, - глобальных ТНК.

Основные принципы деятельности крупных компаний, действующие в 1980-е гг., - экономия, гибкость, маневренность и компактность, - сменила ориентация на экспансию и рост, что особенно проявилось в последние годы. Рост компаний обусловлен прежде всего слияниями и поглощениями. На эту стратегию ориентированы многие успешные, возглавляющие рейтинги крупнейшие компании. Но, не удовлетворяясь суммированием уже захваченных при слияниях долей рынка, большинство ТНК стремятся к освоению новых рынков прежде всего на территории Азии и бывшего СССР.

ТНК опираются на различные организационные формы ведения международного бизнеса. В России можно выделить три группы организационных форм международного бизнеса:

  1. с закреплением юридического статуса в стране базирования, т. е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);
  2. с закреплением налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);
  3. основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса).

Рассматривая первую группу форм, необходимо отметить, что они создаются путем учреждения новой компании в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), приобретения доли действующей российской компании или полного ее поглощения, в том числе в процессе приватизации. Компании с иностранными инвестициями могут целиком принадлежать иностранному инвестору или представлять собой совместные компании с той или иной долей зарубежных вложений. Кроме того, организационные формы в области международного бизнеса, характеризующиеся закреплением их юридического статуса, создаются в виде дочерних, ассоциированных или полностью самостоятельных компаний.

Дочерняя компания регистрируется как компания с собственным балансом, т. е. является юридическим лицом. Однако контроль над ней осуществляет материнская компания, обладающая основной частью ее акций (паев). В России компания признается дочерней, если материнская компания в силу преобладающего участия в уставном капитале дочерней компании в соответствии с заключенным между ними договором либо по иным причинам имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией (т. е. в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов по обыкновенным акциям дочерней компании).

Ассоциированная (зависимая) компания отличается от дочерней тем, что находится под более слабым контролем материнской, так как последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России компания считается зависимой, если преобладающая компания имеет более 20% голосующих акций зависимой.

Для выбора организационной формы международного бизнеса с закреплением юридического статуса компании очень важны основные мотивы вложения средств. К ним, в частности, относятся:

  • создание за рубежом собственной инфраструктуры современного международного бизнеса (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний и т. д. ), т. е. товаро- и услугопроводящей сети преимущественно для сбыта товаров и услуг, произведенных в стране-экспортере;
  • организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что ввоз некоторых из них за рубеж невозможен или затруднен в силу различных ограничений (таможенных тарифов, квот) или особенностей этих товаров и услуг (например, в сфере услуг часто единственным способом продажи услуги является ее производство на месте);
  • организация производства товаров и услуг за рубежом в случае, когда оно оказывается дешевле и эффективнее, например, благодаря экономии на транспортных расходах, наличию дефицитных материальных ресурсов, низкой стоимости рабочей силы (при высокой трудоемкости производства) или тому, что данная страна оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая рынки страны происхождения;
  • организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и иные услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае собственное производство за рубежом нередко выгоднее, чем создание там только сбытовой компании, и еще более выгодно, чем сбыт через посредников.
< Лекция 9 || Лекция 10: 1234 || Лекция 11 >