Опубликован: 03.06.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1768 / 822 | Длительность: 25:41:00
Специальности: Историк, Юрист, Преподаватель
Лекция 20:

Правосознание и правовая культура

< Лекция 19 || Лекция 20: 12 || Лекция 21 >

20.1. Понятие, структура и виды правосознания

Понятие "правосознание" производно от понятия "сознание". Сознание - высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, выступающая высшим уровнем отражения действительности. Осознанная и волевая деятельность человека предполагает осознание существующих моральных устоев, традиций, взаимосвязей, ценностей и выработку к ним внутреннего психического отношения. Само сознание является не только отражением социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности (положительным, отрицательным, безразличным и т.п.) В обществе существуют различные формы общественного и индивидуального сознания: политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое. Соответственно, правосознание - это одна из форм общественного или индивидуального сознания.

Правосознание есть понимание права, совокупность представлений, чувств, эмоций, волевых и интеллектуальных процессов, через которые выражается отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую с правом природу и в силу этого вторично по отношению к существующим общественным отношениям, так как формируется под непосредственным воздействием потребностей и интересов общества, различных социальных групп, классов и отдельных индивидов, но, сформировавшись, само начинает оказывать воздействие на существующие в обществе отношения. Право и правосознание формируются в диалектическом единстве. Существенный признак правосознания - взаимосвязь в сознании жизненных потребностей, условий, интересов общества, класса, отдельного индивида и возможных или существующих в обществе юридических прав и обязанностей. Правосознание определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, существующими правовыми традициями, системой распространенных в обществе оценочных отношений к правовым явлениям.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает рядом характеристик:

  1. оно не только отражает социальную действительность, но и активно воздействует на нее, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений, закрепленных в нормативно-правовых актах;
  2. всегда проявляется через осознанную и волевую деятельность;
  3. не может существовать без своего конкретного носителя - человеческой личности, социальных групп, коллективов, классов и т.п. ;
  4. оно связано с процессом социализации личности, так как жизненный опыт и социальная практика оказывают влияние на формирование его правовых установок и мотивов.

Итак, правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, идей, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Правосознание - сложное структурное образование, в котором можно выделить правовую психологию и правовую идеологию, но на этом структура правосознания не исчерпывается, так как правовая психология и правовая идеология выступают наиболее крупными ее элементами. Далее в структуру правосознания входят следующие компоненты: наличие познавательных процессов, обеспечивающих осознание (информационный элемент); различение субъекта и объекта (субъектный элемент); обеспечение целеполагающей деятельности (целевой и волевой элемент); определенное внутреннее отношение к окружающей правовой действительности (оценочный элемент).

Рассмотрим понятие правовой психологии. Правовая психология включает в себя отношение к действующему праву, правовые ориентации и мотивы правомерного поведения, различного рода чувства, эмоции, возникающие по поводу действующих правовых норм и практики их применения, характерные для общества в целом, отдельных групп индивидов или конкретной личности.

Начальный этап формирования любого правосознания связан с информационным элементом. Это наличие в сознании того или иного объема информации о правовых нормах, законе, практике их применения. Присутствие информационного элемента в структуре правосознания обязательно, ибо без информации о правовых нормах не может быть и отношения к ним. После информационного элемента начинает действовать целевой и оценочный элементы. Получив информацию о правовых нормах, субъект вырабатывает к ним отношение, оценивает их, сопоставляет с собственными установками. Здесь и возникают положительное, отрицательное, удивительное, безразличное, негативное, ответственное и другие виды отношения к существующим нормам. При этом познавательным, оценочным, волевым элементам всегда сопутствует определенный эмоциональный фон субъекта. Эмоциональное и рациональное находят разумное сочетание в правосознании субъекта.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и реализации права, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативных актов, основные принципы, конкретное содержание правового регулирования. Правовая идеология тесным образом сопряжена с существующими в обществе концепциями правопонимания, правовыми теориями, доктринами. Правовая идеология может находить свое выражение в действующих нормативно-правовых актах, так как в конечном итоге она влияет на волю и сознание законодателя, который воплощает в законах отдельные правовые идеологические воззрения. Например, естественно-правовая теория нашла свое выражение в действующем законодательстве посредством закрепления прав и свобод человека, признания частной собственности, идеологического многообразия, равноправия и т.д. Во многом правовая идеология связана с целенаправленной научной деятельностью, поэтому ее иногда в литературе определяют как систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения. Правовая психология и правовая идеология неразрывно связаны друг с другом, так как относятся к одной сфере - правосознанию.

Правосознание классифицируют на виды по различным основаниям. В зависимости от уровня проникновения в сущность права и глубины охвата правовых явлений правосознание может быть обыденным, профессиональным и научным.

Первый уровень - обыденное правосознание. Он характерен для большинства членов общества и формируется в повседневной жизни граждан. Граждане, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями, потому что правовую информацию получают еще на школьной скамье, по телевидению, при обращении в компетентные органы или в результате самообразовании и т.д. и т.п. Для людей обыденным уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, основных положений Конституции, а их правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Следующий уровень - профессиональное правосознание, которое формируется в процессе специальной подготовки, например при обучении в юридическом вузе, в процессе осуществления юридической деятельности. Субъекты этого уровня правосознания наделены специальными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Например, профессиональным правосознанием обладают судьи, нотариусы, юристы различных предприятий, прокурорские работники и т.д. Занятие многих государственных должностей действующее законодательство связывает с наличием специальной юридической подготовки, а иногда и практического стажа. Иными словами, для законодателя небезразлично, каким правосознанием обладает субъект, претендующий на право осуществлять практическую юридическую деятельность.

Третий уровень - научное правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся проблемами правового регулирования. Научное правосознание отличается глубоким восприятием сущностных закономерностей возникновения, развития и функционирования права.

По субъектам правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное, а коллективное правосознание может быть групповым, массовым и общественным.

20.2. Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности

Слово "культура" встречается в лексиконе практически любого человека, но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относя к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые отношения", т.е. хозяйственные задачи. Явления культуры изучает множество конкретных наук - археология, этнография, история, социология, правовые науки и каждая из наук создает свое определенное представление о культуре как предмете своего исследования. В самом широком смысле понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В этом смысле правовая культура является одной из разновидностей культуры в целом, да и все право является феноменом развития общества.

Понять сущность правовой культуры можно лишь через призму правовой деятельности человека, его общностей, групп, а правовая культура немыслима вне определенного субъекта права. Правовая культура не существует в отдельности (в отрыве) от других разновидностей культуры. Она тесно взаимосвязана и функционирует с политической, нравственной, эстетической, религиозной и другими разновидностями культуры в обществе. В плане своего происхождения правовая культура появилась значительно позже, чем нравственная или религиозная культура, так как без самих правовых норм не может быть и правовой культуры общества. Правовую культуру в юридической науке понимают неоднозначно, что обусловлено двумя моментами: во-первых, это относительно новое направление научного исследования в теории государства и права; во-вторых, в самой культурологии (специализированной науке о культуре) существует более 500 определений понятия "культуры" и несколько десятков направлений ее исследования, существенно отличающихся друг от друга по применяемым подходам и методологии.

В юридической литературе существуют два основных подхода к определению правовой культуры. В первом случае правовую культуру рассматривают как знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. В широком смысле правовая культура - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. При этом правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, качественное состояние процессов правотворчества, судебного и административного рассмотрения дел, высокий уровень правопорядка и законности. Правовая культура немыслима без сознательного и ответственного отношения к своим обязанностям не только обычных граждан, но и должностных лиц. Поэтому ее составными элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы и качественное выполнение обязанностей.

Нетрудно заметить, что правовая культура тесным образом связана с правосознанием, но правосознание не является единственным компонентом правовой культуры. Помимо правосознания в структуру правовой культуры входят: система правовых норм, выражающая сбалансированную волю различных слоев населения; правовое поведение, правовая деятельность; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль и реализацию права. Все элементы правовой культуры находятся в тесном взаимодействии как между собой, так и с иными элементами общественной жизни, т.е. правовая культура характеризуется не только внутренними, но и внешними связями.

Правовая культура тесно связана с правомерным поведением личности, но не любое правомерное поведение можно назвать культурным. Так, конформизм, исполнение обязанностей по маргинальным мотивам должны быть чуждыми обществу с высокой правовой культурой. Высокая правая культура характеризуется реализацией предоставленных прав, социально-активным правомерным поведением, соблюдением требований норм права по мотивам законоуважения, а не законопослушания. Формирование высокой правовой культуры - одна из важных задач, стоящая перед современным государством и обществом.

< Лекция 19 || Лекция 20: 12 || Лекция 21 >
Алёна Гаранская
Алёна Гаранская

В курсе "Теория государства и права" тест №10 соответствует лекции №11. А в самой лекции №11 теста нет. Исправьте, пожалуйста, данную проблему.

Татьяна Еланидзе
Татьяна Еланидзе

В курсе Теория государства и права не соотвествует тест № 2 лекции №2, а  относится к лекции № 3

Илья Авдеюк
Илья Авдеюк
Украина, Кив, КНУ им. Т.Шевченка, 2012
Софья Рязанцева
Софья Рязанцева
Россия, Назарово