Опубликован: 06.11.2016 | Доступ: платный | Студентов: 63 / 1 | Длительность: 27:02:00
Лекция 7:

Порядок разработки бизнес-плана

< Лекция 6 || Лекция 7 || Лекция 8 >

Первоочередное - в первую очередь, второочередное - никогда.

Ширли Конран

Структура бизнес-плана, имея свою специфику, существенно не различается для различных видов бизнес-проектов, за исключением некоторых дополнений. Например, бизнес-план инвестиционно-строительной деятельности, реконструкции транспортных средств и развития торговой сети учитывает особенности производства товаров (услуг), рынка сбыта, денежного потока и др., но сами разделы - "производство товаров (услуг)", "рынок сбыта", "финансовый анализ" и др. присутствуют в каждом бизнес-плане. Одна из принципиальных схем организации процесса составления бизнес-плана, обобщенная американскими специалистами (Siropolis N. C. Small Business Management. Houghton Mifflin Company, Boston, 1990), может быть представлена в виде рис. 7.1.

Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана от возникновения экономического замысла до его реализации - получения и распределения прибыли и основные участники показаны на рис. 7.2.

В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-плана осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным личным участием руководителей предприятия. С целью объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

  • анализ и оценка текущего состояния предприятия;
  • анализ возможностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятий на рынке);
  • анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли (подотрасли), к которой принадлежит предприятие, фактора макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
  • определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период;
  • разработка планов действий, предпринимаемых для достижения целей, и определение необходимых ресурсов.
Обобщенная схема составления бизнес-плана (вариант)

Рис. 7.1. Обобщенная схема составления бизнес-плана (вариант)

Рис. 7.1.

Процесс бизнес-планирования фирмы

Рис. 7.2. Процесс бизнес-планирования фирмы

Обозначения на рис. 7.2: 1 - принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 - анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3 - выбор продукции или услуги, производство (оказание) которых будет составлять цель проекта; 4 - исследование возможного рынка сбыта; 5 - составление прогноза объемов сбыта; 6 - выбор места для осуществления коммерческой и (или) производственной деятельности; 7, 8, 9 - разработка плана производства; 10 - разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 - решение вопросов организации бухгалтерского учета; 12 - решение вопросов страхования; 13 - разработка финансового плана; 14 - написание резюме к бизнес-плану

При составлении бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на первоисточник.

Бизнес-план составляется, как правило, на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости, но не реже, чем раз в год.

Составление бизнес-плана для строительства имеет свою специфику (отличаясь, например, от бизнес-плана в транспорте или торговле), но его структура не будет существенно различаться, за исключением некоторых дополнений, например, планирование использования мощностей (вместимости гостиницы, стадиона, зрительного зала), оборудования (прачечной, химчистки), выпуска продукции (багетной или переплетной мастерской, изготовления визитных карточек, буклетов) и т.п.

Бизнес-план разрабатывается в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком (или по его поручению - проектной организацией, автором проектного предложения) с учетом результатов маркетинговых исследований, проводимых разработчиком бизнес-плана. По согласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана могут подготавливаться два или более альтернативных вариантов проектного предложения с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов территории, уровней, объема и сноса соответствующего строительного фонда, характера реконструктивных мероприятий.

В этом случае в бизнес-плане следует приводить сравнительную характеристику вариантов. Содержание бизнес-плана должно отражать результаты единственного варианта, выбранного заказчиком для реализации.

Расчет основных натуральных и стоимостных показателей бизнес-плана включает следующие процедуры (операции):

  • определяются (устанавливаются) основные натуральные параметры застраиваемой территории (кв. м общей площади объекта, "га" территории и отдельных участков, м (км) протяженности инженерных сетей и т.д.);
  • производится распределение указанных параметров в соответствии с очередностью освоения территории по отраслям и объектам;
  • то же по формам собственности и по видам работ;
  • определяются с помощью укрупненных показателей размеры единовременных и текущих затрат;
  • производится распределение указанных затрат и доходов по отраслям, объектам, очередям и годам;
  • то же по формам собственности.

В аналогичной последовательности осуществляются определение и распределение доходов. Результаты расчетов приводятся в составе соответствующих глав (разделов) бизнес-плана.

Бизнес-план застраиваемых территорий разрабатывается в три этапа:

На первом этапе осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, а также прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.

На втором этапе формируется инвестиционная программа, в составе которой производятся расчеты единовременных и текущих затрат и доходов с распределением их по формам собственности, очередям и годам строительства с последующим дисконтированием.

На третьем этапе на основании собранной информации рассматриваются показатели эффективности проектного предложения. Материалы бизнес-плана оформляются в виде текстового, табличного и графического материала.

< Лекция 6 || Лекция 7 || Лекция 8 >