Опубликован: 06.11.2016 | Доступ: платный | Студентов: 63 / 1 | Длительность: 27:02:00
Лекция 5:

Источники бизнес-идей. Классификация бизнес-проектов

< Лекция 4 || Лекция 5 || Лекция 6 >

Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Бизнес-проекты классифицируются по следующим основаниям:

  • тип проекта - по основным сферам деятельности, в которых существует проект;
  • класс проекта - по составу и структуре проекта и его предметной области;
  • масштаб проекта - по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
  • длительность проекта - по продолжительности периода осуществления проекта;
  • сложность проекта - например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
  • вид проекта - по характеру предметной области проекта.

Тип проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.

Класс проекта: монопроект, мультипроект, мегапроект.

Как следует из названия каждого из трех классов проектов:

  • монопроект - это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
  • мультипроект - это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
  • мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.

Масштабы проекта: мелкие проекты, средние проекты, крупные проекты, очень крупные проекты.

Это разделение проектов очень условное. Можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме - межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

Длительность проекта: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Сложность проекта: простые, сложные, очень сложные.

Вид инвестиционных проектов: инновационный и организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанные.

Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта.

К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли.

В этой группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.

Схема классификации инвестиционных проектов приведена на рис. 5.1.

Схема классификации инвестиционных бизнес-проектов

Рис. 5.1. Схема классификации инвестиционных бизнес-проектов

Новая идея - самый дешевый ресурс и самый большой дефицит. Без идеи предпринимательство существовать не может. В основе любого предпринимательства лежит какая-нибудь идея. Одна хорошая идея может определить профессиональную деятельность предпринимателя и многих людей, связанных с ним работой, на всю жизнь.

Источником формирования новых предпринимательских идей обычно понимают:

  • потребители;
  • конкуренты;
  • товарный рынок;
  • достижения науки и техники;
  • новые возможности применения уже производимого товара или продукта;
  • письма с жалобами;
  • мнения работников отделов сбыта и торговых представителей;
  • не осознанные потребителем, но угаданные предпринимателем;
  • публикации федерального правительства и новые законы;
  • научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

И, конечно, многие другие, лежащие на поверхности, схваченные на лету, или там, где копнули поглубже. Они могут не отличаться новизной. Они могут быть гениальными и мизерными. Для каждой идеи - свой потребительский рынок.

Предпринимательская идея - это идея, основанная на инновации, нововведении, ноу-хау, т.е. направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм и т.д. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации.

Примеры инноваций можно найти в любой области человеческой деятельности.

Первый ресторан быстрого обслуживания - в основном для автомобилистов - создали в начале 1950-х гг. братья Макдональдс (McDonald’s) из города Сан-Бернардино, штат Калифорния (США). Это им пришла в голову идея конвейерной линии, названная "системой скоростного обслуживания", и меню из очень ограниченного количества блюд: подача дешевых гамбургеров, жареной картошки, молочных коктейлей.

Несколько лет спустя предприниматель Рэй Крок усовершенствовал систему скоростного обслуживания, унифицировал ее, сделал более жесткой. Была разработана бригадная организация труда, каждый служащий был одет в белую униформу и выполнял только одну операцию. Женщин на работу не брали, опасаясь, что их присутствие нарушит почти военную дисциплину. Только в 1968 г. такая несправедливость была отменена: женщин стали принимать на работу, но... только непривлекательных.

Фирма тратила огромные деньги на совершенствование своего дела, и дело того стоило. Например, только на секрет обжарки картофеля израсходовали более трех миллионов долларов.

Прошли годы, и посетителей перестало устраивать однообразное меню - каждый день одно и то же. Нужны были новые идеи. Тогда Крок, не отходя от принципов быстрого обслуживания, стал расширять ассортимент блюд, в меню появились шоколадные пирожные с орехами, слоеный пирог с клубникой, кекс по пятнадцать центов за штуку, гамбургеры без мяса - с сыром и ананасом, и др. Все новшества потерпели провал.

Однажды один из первых франчайзеров (от "франчайзинг" - гибридная форма крупного и мелкого предпринимательства), Джим Деллигатти, владевший дюжиной торговых точек в Питсбурге и пригородах, предложил, буквально навязал Кроку идею внедрить двухэтажный гамбургер со "специальным" соусом и всякими добавками. Правда, идею, как сообщает Дж. Минго, рассказывая всю эту историю, Джим "бесстыдно украл в системе ресторанов "Биг Бой". Как бы там ни было, но в 1967 г. в столовых появился пробный образец, ставшего впоследствии знаменитым во всем мире, "Биг Мака".

Не прошло и двух месяцев, как "Биг Мак" увеличил объем продаж "Макдональдс" на 12%, без труда конкурируя с поднадоевшими булочками, продажа которых продолжалась на тех же улицах. "Макдональдс" испытал "Биг Мак" в целой сети столовых - объем продаж возрос более чем на 10%. Реклама (о ней мы расскажем позже) повысила продажу "Биг Мака" на 25%. Идею подхватили в южных штатах. В 1968 г. "Биг Мак" вышел на общенациональный уровень...

Хорошо, если предпринимательская идея подкреплена информацией о самом-самом новом в той деятельности, какой посвящена эта идея. Ведь не на пустом же месте она возникла. Здесь речь идет о ноу-хау (от англ. know-how - умение, знание дела, секреты производства), т.е. об информационных материалах, технических знаниях и практическим опыте технического, организационного, коммерческого, финансового, управленческого и другого характера, имеющих коммерческую ценность, способные обеспечить рентабельность производства.

Суть применения ноу-хау при обосновании идеи в предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы показать, как реализуется та или другая разработка - осваиваются новое изделие, технология, оборудование, управленческая форма и т.п.

Ноу-хау может содержать информацию о незапатентованном новшестве, а может раскрывать порядок и организацию использования запатентованного новшества и быть важным к нему дополнением, обеспечивающим быструю его реализацию в производстве и полное освоение.

Одним из основных признаков ноу-хау является конфиденциальность, индивидуальная направленность и секретность этой информации. Как правило, передача ноу-хау сопровождается консультационными услугами со стороны авторов этой информации.

Способность целых отраслей производить так называемую наукоемкую продукцию (т. е. включающую большие затраты на интеллектуальный продукт - приобретение патента, научные разработки, опытно-конструкторские и проектные работы), отвечающую требованиям мирового рынка - это уже не только инновация, но мощный инновационный потенциал. Инновационный потенциал включает в себя научные, проектные и конструкторские разработки, мощности экспериментальных услуг, связанные с подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и многое другое.

Начинающий предприниматель, и тем более предприниматель опытный, затевающий новое дело, новый бизнес, должны обладать прежде всего чутьем, воспринимающим перспективную идею. Собственно говоря, наличие реальной предпринимательской идеи специалисты считают основным фактором предпринимательской деятельности. Но только - реальной идеи. А распознать такую идею бывает непросто.

Гениальный изобретатель и преуспевающий предприниматель Эдисон не поверил в телеграфную связь через океан, но потом признал, что был не прав, скептически отнесся к кинематографу, для изобретения которого сам же немало сделал.

Марк Твен то и дело финансировал различные изобретения, например, паровой двигатель, морской телеграф, типографские машины. Зная это, однажды ему предложили основной пакет акций компании А. Белла, изобретателя телефонной связи. Предложение могло принести ему целое состояние, но он не поверил в идею, вернее, не понял. Зато поверил в безнадежное дело с одним своим родственником. И лишился буквально всего.

Марку Твену предпринимательские ошибки простительны, он достиг успеха кое в чем другом. Но подобное неверие в гениальную идею свойственно и профессиональным бизнесменам. Когда тот же Александр Грэхем Белл предложил все права на изобретенный им телефон компании "Вестерн Юнион", причем всего за 100 000 долларов, президент компании Карл Ортон отказался, сказав: "Какая польза нашей фирме от вашей электрической игрушки?".

Основатель IBM Томас Дж. Ватсон был убежден, что его фирма сможет продать на мировом рынке штук пять компьютеров, не больше.

Президент Центральной железнодорожной компании Нью-Йорка Чонси Депью отговаривал своего племянника от вложения денег в новую компанию Генри Форда. Он говорил: "Ничто не может сравниться с коляской, запряженной лошадью".

Предпринимательская идея - это интуиция профессионала, способного схватить идею на лету, а потом развить ее, или раскрутить, как говорят сегодня в шоу-бизнесе. Но на научном языке предпринимательская идея - это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания (может быть даже еще не осознанного) иметь тот товар, который будет произведен предпринимателем. Иными словами, это продуманное, проанализированное, просчитанное, четкое представление о том, как потребность потенциального потребителя может быть удовлетворена, путем каких конкретных действий и, разумеется, затрат предпринимателя. Эскизы новой модели автомобиля, которая появится на рынке через два года, уже два года хранятся в сейфе президента автомобильной компании. Моды будущего сезона были изобретены в прошлом сезоне.

При этом есть и общие черты процесса накопления идей, их отбора и сравнительного анализа, так сказать, общая концепция. Накопление идей, которые могли бы (как сначала предпринимателю кажется, а потом подтверждается детальным экономическим анализом) составить предмет его предпринимательской активности. Для продуктивного выполнения принятых идей и намеченных работ необходим движущийся побудительный мотив, т.е. процесс стимулирования предпринимательской команды (или отдельных сотрудников) к деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей предприятия.

Предпринимательская идея имеет существенные особенности, относящиеся одна к начинающему, другая - к функционирующему предпринимателю:

  • к начинающему: без наличия конкретной идеи предпринимательская деятельность невозможна;
  • к функционирующему: нельзя избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей.

Понятно, что у каждого предпринимателя своя собственная линия профессионального поведения, как своя голова на плечах. Тем не менее есть и общие черты процесса накопления, отбора и сравнительного анализа идей.

Накопление - это результат осмысления окружающей действительности: рыночной ситуации, поведения потребителей, научных прогнозов, уровня развития техники и технологии.

Отбор конкретных идей из накопленного отбора осуществляется по разным критериям, например:

  • эффективности идеи (чистая прибыль, время окупаемости затрат и др.);
  • ценам (по сравнению с конкурентами или аналогами);
  • перспективам завоевания прочного положения на рынке (процент рыночного сегмента);
  • длительности подготовительного периода (от начала воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет этой идеи);
  • размер и источники требуемого капитала;
  • возможности инвестирования капитала;
  • степень доступности оборудования, требуемого для организации производства (идеи);
  • доступность требуемого сырья в необходимых количествах;
  • наличие рабочей силы требуемого профиля и достаточного уровня квалификации.
< Лекция 4 || Лекция 5 || Лекция 6 >