Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо |
Философия русского космизма
Цель лекции: познакомить студента с основными идеями русского космизма.
Уникальная российская научная школа, изучавшая связь человека с окружающей его природой и со вселенной вцелом, получила название русского космизма.
Основными представителями русского космизма являются:
- Федоров Н.Ф.
- Циолковский К.Э.
- Чижевский А.Л.
- Вернадский В.И.
Философия русского космизма является не только уникальным, но и прогрессивным направлением русской философии. Идеи русского космизма до сих пор используются в современных философских, социальных, геополитических теориях.
Характерные черты русского космизма профессор В.Я. Яковлев систематизировал следующим образом1Яковлев В.А.История русской философской мысли -М: МГУ, 1997 :
- соотнесенность позновательной практической деятельности людей с космической реальностью
- учет влияния неземных факторов на земные процессы
- закономерная неизбежность выхода человеческой цивилизации за пределы нашей планеты или "колыбели разума", как писал о нашей планете Циолковский.
В этом заключаются основные черты русского космизма. Высокую и оригинальную оценку течению русского космизма дал отечественный поэт Брюсов: "Только русский ум мог додуматься до такой грандиозной идеи - заселении человечеством всей вселенной".
В рамках русского космизма выделялись религиозное направление и естественнонаучное направление. Первые идеи русского космизма можно встретить еще в учении Соловьева. Как мы помним, философ указывал на несколько ступеней реализации бытия - царство минералов, растений, животных, человека, царство божье. Эти стадии представляют собой процесс Собирания Вселенной, и последняя стадия включает в себя все предыдущие. Процесс собирания бытия от первой до пятой стадии является космоэволюционным процессом. В этом мы видим первые истоки философии русского космизма.
Первым представителем русского религиозного космизма считается Николай Федоров.
Николай Федорович Федоров (1829 - 1903)
Основной труд: " Философия общего дела ". К сожалению, данное философское произведение не было опубликовано при жизни философа, лишь после его смерти после 1906г.
Биография. Николай Федоров был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина. При рождении он получил фамилию крестного отца. Он окончил гимназию в Тамбове и поступил в Одесский университет на юридический факультет. Однако, ему было не суждено окончить университет, проучившись там всего только три года. Его дядя Константин Иванович Гагарин умер и Н.Федоров остался без средств к существованию и был вынужден идти работать. Однако не смотря на то что Федоров не смог получить оконченное высшее образование его философские идеи пользовались и до сих пор пользуются большой популярностью даже среди академических кругов.
Итак, философия общего дела? Под общим делом Федоров понимал осуществление бессмертия живущих людей, и воскрешение предков. Однако всем этим людям будет невозможно ужиться на планете земля, поэтому Федоров считал, что в будущем люди обязательно начнут переселяться на другие планеты и заселять Всю Вселенную. Это вот Федоров понимает под общим делом. Главным делом человечества Федоров как раз и считал воскрешение предков, что увязывал с нравственным долгом, поскольку именно предкам современная цивилизация обязана своим развитием. Федоров постулирует тезис "возлюби ближнего своего", что в первую очередь подразумевает полюбить своего предка. Философия Федорова носит религиозный характер. Мыслитель считал, что для свершения общего дела необходима вера в Святую Троицу. В философии Федорова мы видим интересную интерпретацию святой троицы. Святая троица все также включает Бога Отца, Сына и Святого духа. Но каждая из ипостаси святой троицы требует от человека определенных вещей. Так Бог отец нарекает людям познавать природу и планету, бог сын - хочет видеть любовь людей к предкам и друг другу, наконец бог дух святой требует от женщин исполнения дочернего долга.
При этом воскрешение в рамках философии космизма Федорова отличается от идеи посмертного воскрешения после второго пришествия Христа, которое мы встречаем в Евангелие. В церковных текстах написано, что было одно сошествие Христа на землю, целью которого была спасение человечества. Тогда Христос указывал путь к спасению и после сошествия во ад спас грешников из ада. Во время второго сошествия Христа он будет всех судить, и живых и мертвых, и должны восстать мертвые, чтобы воспринять суд божий. Но Федоров иначе понимал воскрешение. Федоров считал, что воскрешение должно быть в этом мире, а не в "Мире Горнем". Это должно быть осуществлено за счет достижения науки. Во времена Федорова считалось, что после смерти прах человеческий рассеивается в пространстве, а значит наука рано или поздно достигнет такого уровня, что сможет снова соединить этот прах и так воскресить человека. При этом наиболее трудоемко по мнению Федорова будет воскрешение недавно умерших предков. А в последствии человечество лучше освоит этот процесс и воскрешение уже будет обычном делом. Однако, главное противоречие, которое возникает в философии Федоврова - это состав тех, кого следует воскрешать, а также насколько это правомерно с точки зрения этики, ведь при воскрешении не спрашивается воля самого человека, а возможно он и не хотел бы возвращаться к жизни.
Другая интересная идея Федорова, которая активно будет использоваться в русской научной фантастике, - это идея управления климатом и различными силами природы. Регуляцию природы Федоров предлагал начать с регуляции метеорологических процессов. Идеи Федорова опирались на достижения современной ему науки. В частности в то время в США проводились эксперименты по вызыванию дождя и разгону облаков. Однако, к сожалению стоит заметить, что современная наука в вопросах управления климатом так далеко и не ушла.
Федоров дальше развивает свою идею управления природными процессами. Он считает, что человечество не ограничится управлением только земными процессами, но будет подчинять себе космическое пространство, в частности планеты солнечной системы. Федоров также считал, что в будущем человек научится управлять движением Земли и перестанет быть "только пассажиром планеты", но станет "экипажем планеты".
Конечно, сегодня некоторые из идей Н.Федорова кажутся нам наивными и недостаточно обоснованными, но все же невозможно не восхититься смелостью и прогрессивностью взглядов философа.
Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)
Биография. К.Э Циолковского. Циолковский был великим русским ученым, мыслителем, изобретателем, естествоиспытателем, мыслителем и философом. Циолковский был ученый -самоучка без систематического высшего образования. В возрасте 16 лет Циолковский приехал в Москву поступать в Высшее Техническое Училище (сегодня МГТУ им. Баумана). В кармане у него было несколько рублей и рекомендательное письмо от отца с просьбой своему знакомому помочь устроиться сыну в Москве. Однако, письмо каким- то образом было потеряно, и по не совсем ясным причинам (потому что юный Циолковский был отмечен еще в гимназии за свои способности к учебе) Циолковский не поступил в училище. Однако, молодой Циолковский обладал твердым и решительным характером и не уехал из Москвы. На деньги высылаемые ему отцом каждый месяц - около 10-15 руб. - Циолковский жил целый месяц. Каждый день он упорно занимался в Чертковской публичной библиотеке, которая тогда была единственной публичной библиотекой в Москве. Там он познакомился с Н.Федоровым, который работал в этом учреждении библиотекарем. Однако дружбы Циолковского и Федорова в тот момент не случилось, как писал потом Циолковский, они даже ни разу не заговорили о космосе. Он трудился с 9 до 4-5 ч каждый день, вначале уделяя время точным наукам, которые требуют концентрации и сосредоточения, а затем уже изучал литературу и всякую беллетристику. Он снимал комнату в квартире прачки, питался хлебом и водой, на что тратил по 90 коп. в месяц, а остальные деньги отдавал за книги, материалы и оборудование для экспериментов. Так, Циолковский прожил три года, после чего вернулся в родной город Вятку к семье. Полученных собственным упорным трудом знаний Циолковскому хватило для получения звания учителя. Учительствуя, Циолковский начал писать свои научные труды. Первым трудом Циолковского был труд "теория газов", где Циолковский самостоятельно вывел кинетическую теорию газов. Менделеев в письме Циолковскому написал, и что данная теория была открыта 25 лет назад, однако в виду того, что ученый не получил систематического высшего образования невозможно было не восхититься трудолюбием и талантом молодого Циолковского. Вскоре Циолковского приняли в русское физико-химическое общество (РФХО). За время своей научной карьеры Циолковский стал членом многих научных обществ и организаций, он написал более 400 научных трудов (некоторые из которых обладают сомнительной научной значимостью). Однако расцвет его научной карьеры приходится на времена Советского Союза, когда серьезно заинтересовались его идеями аэродинамики и реактивного движения.
Циолковский автор многих философских идей.
Основные философские труды: "Воля Вселенной", "Грезы о земле и небе", "Звезды и разум", "Исследование мировых пространств реактивными приборами", "Цели звездоплавания".
Циолковский как ученый естествоиспытатель был сторонником материализма,он исходил в своих философских воззрениях из принципа материального единства мира. Однако он признавал идеалистический характер материальных изменений, так как считал, что причина движения и изменения материи находится вне материальной субстанции. Материя в понимании философа была эквивалентна веществу, в том числе он признавал существование мирового эфира, который также является материальной субстанцией. Материализм Циолковского носит панпсихический характер. Это было связано с тем, что Циолковский считал, что материя состоит из атомов, которые являются не только материальными первоэлементами, но одушевленными элементарными существами. Идея панпсихического материализма идет от Античности, где предметом философии был чувственно-материальный космос. В эпоху Просвещения сторонником панпсихического материализма был Дж. Бруно. Таким образом, Циолковский признавал чувствительность Вселенной
На основе утверждения о чувствительности атомов Циолковский создает концепцию космической этики. Главная идея этого учения зиждется на панпсихической природе элементарных частиц. Циолковский считал, что процессы во Вселенной имеют тенденцию к усложнению. Это обусловлено тем, что чувствительные атомы наиболее "хорошо" себя чувствуют в комплексных гармонично развитых сложных системах. В этом направлении как раз и движется космическая эволюция, по мнению Циолковского.
Циолковский считал Землю уникальным и особым местом во Вселенной. Во Вселенной, по мнению Циолковского, господствуют силы разума и жизни. Эти силы предотвращают энтропию во Вселенной, организуют пространство, создают гармонию и препятствуют тепловой смерти Вселенной. Эти разумные силы определяют направление и движение космической эволюции. Однако уникальность планеты Земля заключается в том, что процессы, происходящие на нашей планете, не подвержены контролю этих сил. Земля, по мнению Циолковского, " естественный Заповедник"2Юрьев Б.Н. Жизнь и деятельность Циолковского в кН. : Труды по истории техники, в.1, М., 1952 , где процессы развиваются естественным путем без вмешательства высших разумных сил.
Циолковский в своих трудах "Цели звездоплавания", "Исследование мировых пространств реактивными приборами" предвосхитил начало новой космической эры, которая связана с освоением земного пространства. Циолковский вывел теорию и основную формулу реактивного движения (формула Циолковского). По формуле Циолковского определяется максимальная скорость, которая получает одноступенчатая ракета в идеальном случае вне пределов атмосферы и вне притяжения Земли. Циолковский не только обосновал реактивное движение, но создал модель ракеты, которая может осваивать космическое пространство. При этом целью космических полетов Циолковский считал заселение других планет солнечной системы, а потом и других звездных систем. Циолковский, как и Федоров, предвосхищали эру освоения планет солнечной системы и космической экспансии. Истинное бессмертие человечества можно осуществить за счет расселения по планетам других миров, считал Циолковский. Циолковский был сторонник наукократии, хотя не создал систематизированного учения по этой теме. Он считал, что начало космической эры должно быть связано не только с ускорением технического прогресса, но также с социальными преобразованиями, построения новой прогрессивной модели управления обществом.