Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: платный | Студентов: 59 / 33 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:24:00
Специальности: Историк
Лекция 2:

Специфика философского знания

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >
Аннотация: В данной лекции рассматривается структура философского знания, этапы развития философии, основной вопрос философии, специфика философского познания и природа философских проблем.

Цель лекции: ознакомить студента со структурой и спецификой философского знания

Перед тем как перейти непосредственно к описанию отдельных философских школ и концепций необходимо разъяснить еще несколько вопросов. Эти вопросы связаны со структурой философского знания и, конечно, с формулировкой основного вопроса философии.

Современное философское знание включает в себя следующие разделы.

  • онтология
  • гносеология
  • аксиология
  • этика
  • эстетика
  • философия истории
  • философия науки
  • социальная философия

Основообразующими философскими разделами являются онтология, гносеология, аксиология. Рассмотрим каждое из этих направлений философии.

  • Онтология - это раздел философии о бытии в наиболее общем предельном понимании этого слова (от греч. сущее, logos - учение).. Само понятие "онтология" было введено в философию не ранее 17в., однако проблематика онтологии - это первоочередная философская проблематика. Именно в онтологии разрешается основной вопрос философии и исходя из этого будет зависеть вся построенная философская концепция. Так первые онтологические концепции разрабатывались в трудах античных философов - Платона, Аристотеля, Гераклита и др.
  • Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение)- это раздел философии, изучающий процесс познания, методы и способы познания. Любая философская концепция содержит представления об источнике истинного знания. В частности спор рационалистов и эмпиристов 17 в. - это вопрос об истинных способах познания действительности. Представители английского эмпиризма считали - что чувственный опыт - это главный источник познания. Представители рационализма считали разум и логические умозаключения главными в научном познании.
  • Аксиология (от греч. aksio - - ценность) это раздел философского знания о ценностях в человеческом существовании.
  • Этика - это раздел философии изучающий вопросы морали и человеческого поведения, сущности добра и зла, мотивации человеческих поступков, смысла человеческой жизни и цели человеческих поступков.
  • Эстетика - это раздел философии о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
  • Социальная философия - это раздел философии изучающий принципы и законы устройства общества и течения общественных процессов. Именно социальной философией создаются концепции общественно-политического устройства общества.
  • Философия истории - это раздел философии, который изучает наиболее общие принципы и законы развития исторических процессов. Этот раздел философии стал впервые развиваться в Эпоху Возрождения. Наиболее известная концепция философии истории была создана К.Марксом.
  • Философия науки - это раздел философии, который изучает принципы, закономерности развития науки. Особое место философии науки было уделено в учении позитивистов.

Конечно, разные философские концепции и мыслители придают особое значение той проблематике, которая им представляется смыслообразующей. Так, софисты и Сократ большое внимание уделяли этике: вопросам смысла и сущности человеческой жизни, проблеме человеческого общения, ведения спора и дискурса, в отличие от многих философов Древней Греции, таких как Фалес, Анаксагор, Анаксимандр и другие, которые пытались понять принципы устройства мира. В эпоху средневековой философии отдельное внимание уделялось вопросу сотворения мира, сущности Бога и божественного начала в человеке и природе. Этим отличается теологическая направленность в философии средневековья. Но об этом позже.

Однако ни один из основных разделов философии не является самостоятельной отраслью знания. Эти разделы философии дополняют друг друга и тесно связаны в каждой философской системе. Любая философская система содержит если не разработанную концепцию, то как минимум отдельные идеи в отношении аксиологии, гносеологии и онтологии.

В зависимости от разрешения принципиальных вопросов философские направления можно противопоставить друг другу, другие же напротив дополняют и продолжают друг друга. Какие же - это принципиальные вопросы? А это именно и есть основной вопрос философии. У этого основного вопроса существует несколько формулировок, но суть, конечно, одна. Основной вопрос философии обладает достаточно сложной структурой и, конечно же, многогранен. Первая формулировка вопроса философии - это вопрос о том, что первично - сознание или материя? Вторая - вопрос об отношении бытия к мышлению. Наконец, это вопрос о познаваемости мира.

В зависимости от решения основного вопроса философии сложилось несколько основных философских направлений

Материализм и идеализм

Агностицизм и гносеологический оптимизм

Метафизика и диалектика

Рассмотрим эти противоположные направления

Материализм и идеализм. Соотношение материализма и идеализма было наиболее подробно рассмотрено Ф.Энгельсом. Именно он сформулировал основной вопрос философии, как отношения бытия к мышлению, материи к сознанию и духа к природе. Это подробно рассмотрено в его основном философском произведении "Людвиг Фейербах и конец классической философии".

В общем виде вопрос о соотношении материального и идеального - это вопрос о первооснове бытия. Соответственно, все события и явления в окружающем нас мире можно также разделить на материальные и идеальные (духовные). А следовательно, определить соотношение идеального и материального - это значит решить вопрос о том, что из этих явлений первично, и что является следствием, а что причиной.

Так, материализм исходит из того, что первоосновой мира является материя - не как что-то твердое и ощутимое, но как некая субстанция, часто стихийная субстанция. Так, первые древнегреческие философские учения были стихийно материалистическими. Первоосновой бытия они считали природные стихии, такие как огонь, земля, вода, воздух. Древнегреческие атомисты исходили из того, что в основе мира лежат атомы, которые есть материальные субстанции. Эти атомы движутся. При этом некоторые мыслители считали, что они движутся только прямолинейно. Из этого они выводили предопределенность событий и человеческой судьбы. Человека лишали свободы воли. Соответственно, такая идеальная категория, как "свобода воли" являлась следствием движения материи. Следовательно, материя являлась первичной субстанцией при построении философских систем в древней Греции.

Идеализм исходит соответственно из противоположного принципа. В основе мира лежит идеальное начало. У Платона - это была Идея Красоты, Истины, Блага, у Анаксагора - Логос, у Гегеля - Абсолютная идея, у теологов средневековья - Бог, у Лейбница - монада, у Декарта - модусы и т.д. Таких примеров можно привести множество. Смысл в том, что идеалисты считают нематериальное начало первичным. Материальные явления окружающего мира порождаются идеальным началом и исходят из него. Например, в философии Платона мы встречаем интересное толкование основного вопроса философии. Платон считал, что существует идеальный мир идей, а материальный видимый мир - это лишь тени, проекции идеального мира идей. Еще пример: субъективные идеалисты, такие как Юм, считали, что окружающий мир существует благодаря тому, что существует человеческое мышление. Вне мышления - нет мира или "Без субъекта, нет объекта" - как выразил английский философ Беркли свое отношение к этому вопросу. Поскольку мышление является идеальной категорией, то и направление этой философской мысли также идеализм. При этом вопрос об отношении материи к мышлению также носит специфический характер. Выделяют субъективный идеализм и объективный идеализм. Субъективный идеализм исходит из того, что окружающей мир существует, потому что есть мышление. Нет субъекта, нет мышления и нет окружающего мира. Объективный идеализм исходит из того, что существует объективное идеальное начало, например, Бог вне зависимости от того существует субъект или нет. Следовательно, главной слабостью субъективного идеализма является склонность к солипсизму - т.е. претворению окружающего мира в иллюзию, миф. Этим страдали идеалистические учения 17в Нового Времени, как мы увидим дальше.

На фоне отношения материи и идеи логично возникает вопрос о том, как соотносятся мышление и материя, если это спроецировать на человека и общество. Другими словами здесь возникает вторая формулировка основного вопроса философии, а именно отношение мышления к бытию. Что первично в этих двух категориях? Здесь каждая философская система также специфически решает этот вопрос. Так рационалисты исходили из того, что мышление - это продукт нашего разума, а разум - это не материальное начало, следовательно, они признавали идеальное начало мира первичным. Эмпиристы считали, напротив, что мышление зависит от ощущений, а наши ощущения зависят от чувственного восприятия материи. Тогда здесь прослеживается обратная связь.

На этом надо отдельно остановиться. Здесь, как мы видим, переплетаются два главных раздела философии - это гносеология и онтология. И, в зависимости от того, как решается вопрос о первопричине мира будет решаться и вопрос о способах познания. Так, рационалистическая философия идеалистична. А вот материалисты сторонники эмпирического подхода к познанию, и это не случайно. Идеалисты считают, что основой мира является нематериальное имперсональное чисто ментальное трансцендентальное начало. Совершенно очевидно, что такое "имперсональное чудо" невозможно чувственно ощутить, потрогать или провести эксперимент на предмет того, есть оно или нет. Поэтому для того, чтобы доказать, что такое начало существует и, следовательно, обосновать свою философию необходимо обращаться к логическим конструкциям, к доводам и аргументам разума. Отсюда и исходит основной гносеологический принцип идеализма - рационализм, т.е. признания разума в качестве основного источника познания.

У материалистов соответственно другой подход. У материалистов первоэлементом бытия является - материя. А материя, если она существует, должна чувственно восприниматься. Отсюда и вытекает основной гносеологический принцип - сенсуализм. Т.е. чтобы познать - надо ощутить, а потом уже понять. Поэтому большинство материалистов считают рациональное познание лишь второй ступенью познания, а первой - чувственное восприятие. Поэтому большинство ученых-естествоиспытателей - материалисты и считают эксперимент основной формой познания. В целом материализм всегда опирался на достижение естественной науки. Однако позднее материалистическое восприятие мира проникло и в социальные теории, не только космогонические. В частности философия марксизма - это материалистическая философия. Как уже было отмечено, К. Маркс считал, что бытие определяет мышление - если перефразировать, то получим, что материя определяет мышление. Так, если человек рос и воспитывался, и живет, наконец, в среде рабочих, в атмосфере тяжелого труда, нужды, бедности и нищеты, страданий и унижений, вряд ли он будет думать категориями красоты, любви, мечтать о высоком и прекрасном. Следовательно, для того чтобы улучшить жизнь человека, изменить его внутренне, поднять его духовно надо изменить материальные условия вокруг него. Борьба материализма и идеализма - это вечное противостояние двух основных философских направлений. И философская мысль движется витками, все заново осмысливая эти идеи на каждом новом уровне развития. Материализм проходил несколько этапов в своем развитии:

  • Стихийный материализм античности
  • Материализм Нового Времени
  • Французский материализм (учения Ламетри, Гольдбаха, Дильтея и др)
  • Диалектический материализм марксизма
  • Современный научный материализм

В развитии идеализма также можно наблюдать несколько этапов

  • Идеализм античности
  • Теологический идеализм средневековья
  • Метафизический идеализм (учения Декарта, Спинозы, Лейбница)
  • Идеализм классической немецкой философии
  • Современный идеализм (учение экзистенциалистов, неотомистов и др.)

Итак, практически все время существования философии наблюдалась борьба этих двух главных течений - идеализма и материализма.

Второй аспект основного вопроса философии- это разрешение вопроса о том, познаваем ли мир. Здесь можно выделить следующие основные направления

  • Гносеологический оптимизм. Это значит, что мир признается познаваемым, что человек и научная мысль в его лице способна познать этот мир, что весь вопрос заключается во времени ( а его у человечества предостаточно) и в методах познания, которые будут совершенствоваться и в итоге человек придет к абсолютной истине. В принципе, конечно, большинство учений философии исходят из принципа гносеологического оптимизма. Это придает уверенность в научном поиске и желание "дойти до конца", насколько бы сложной ни казалась задача.
  • Скептицизм - ставит под сомнение возможность познания этого мира. Следовательно, и предназначение человеческой жизни и этический идеал будет не в поисках истины, а в чем-то ином, например, в духовном совершенствовании или служении обществу.
  • Агностицизм - гносеологическое направление, которое признает мир непознаваемым в принципе. Истина не доступна для человеческого мышления и восприятия.
< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >
Анастасия Голубева
Анастасия Голубева

Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо

Елена Аджар
Елена Аджар