Рекурсивные функции
Примитивно рекурсивные функции
Программы с конечным числом переменных напоминали ассемблер; рассматриваемые в этом разделе рекурсивные функции скорее напоминают функциональное программирование, когда одни функции определяются через другие. Мы будем рассматривать функции с натуральными аргументами и значениями. Вообще говоря, функции могут быть не всюду определенными, так что говоря о функции n аргументов (функции из Nn в N, n -местной функции), мы имеем в виду функцию, определенную на некотором подмножестве Nn со значениями в N.
Пусть имеется k -местная функция f и k штук n -местных функций g1,...,gk. Тогда из них можно сформировать одну n -местную функцию
Говорят, что определенная таким образом функция получена из функций f и g1,...,gk с помощью операции подстановки.
Другая операция, называемая операцией рекурсии, или примитивной рекурсии, применяется к k -местной функции f и (k+2) -местной функции g. Ее результатом будет (k+1) -местная функция h, определяемая так:
h(x1,...,xk,0)=f(x1,...,xk); h(x1,...,xk,y+1)=g(x1,...,xk,y,h(x1,...,xk,y)).
В последовательности h(x1,...,xn,0),h(x1,...,xn,1),... каждое значение определяется через предыдущее, поэтому если какое-то из значений не определено, то не определены и все последующие.
Для единообразия будем считать, что нуль-местные функции (функции без аргументов) суть константы; это позволяет рекурсивно определять функции одной переменной.
Примитивно рекурсивными называют функции, которые можно получить с помощью операций подстановки и рекурсии из следующих базисных функций: константы 0, операции прибавления единицы s : x x+1 и семейства функций проекции: это семейство для каждого k содержит k штук k -местных функций .
Функции проекции позволяют выполнять " неоднородные" подстановки: скажем, можно получить функцию из функций f и h, комбинируя их с функциями проекции: сначала получаем функцию (подстановка в g ), затем (подстановка в h ), затем полученные две функции вместе с функцией подставляем в f.
Подставляя константу 0 в функцию прибавления единицы, получаем константу (функцию нуля аргументов) 1. Затем можно получить константы 2, 3 и т.д.
Примеры примитивно рекурсивных функций
Как и с другими вычислительными моделями, важно накопить некоторый программистский опыт.
Сложение. Функция получается с помощью рекурсии:
sum(x,0)=x; sum(x,y+1)=sum(x,y)+1.
Надо, конечно, представить правую часть второго равенства как результат подстановки. Формально говоря, h(x,y,z) в определении рекурсии надо положить равным s(z), где s функция прибавления единицы.
Умножение. Функция получается с помощью рекурсии (с использованием сложения):
prod(x,0)=0; prod(x,y+1)=prod(x,y)+x.
Аналогичным образом можно перейти от умножения к возведению в степень.
Усеченное вычитание. Мы говорим об " усеченном вычитании" при и при , поскольку мы имеем дело только с натуральными (целыми неотрицательными) числами. Одноместная функция усеченного вычитания единицы определяется рекурсивно:
(Рекурсия здесь формальна, так как предыдущее значение не используется.) После этого усеченное вычитание для произвольных аргументов можно определить так: