Опубликован: 27.08.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 8504 / 1977 | Оценка: 4.30 / 4.09 | Длительность: 12:20:00
Специальности: Фотограф
Лекция 8:

Техника практической фотосъемки

Аннотация: В любительской практике съемки автоматической цифровой камерой весь процесс сводится к двум действиям - навел и нажал. На самом деле в технике практической фотосъемки масса важных деталей, которые надо знать. Каким бы совершенным ни был бы фотоаппарат, снимает не он, а - фотограф.

Цель лекции - помочь фотолюбителю освоить базовые навыки практической фотосъемки. Здесь же приведены советы по съемке компактными, зеркальными камерами и фотоаппаратами класса "гиперзум".

Для большинства фотолюбителей, имеющих дело с компактной автоматической камерой, собственно фотосъемка - элементарное действие, едва ли ни самое простое во всей технологической последовательности изготовления снимка. Между тем именно фотосъемка и является весьма ответственным и вовсе не таким простым процессом, как может показаться. Одна лишь деталь - мастера светописи, на чей опыт можно и нужно постоянно ссылаться, очень часто предпочитают "чистую" фотосъемку любым техническим трюкам при доработке фотоснимка на компьютере. Уже во время подготовки в воображении мастера складывается окончательная картина, тот самый фотоснимок, который мы потом увидим отпечатанным на бумаге. И фотохудожник стремится в максимальной степени сохранить этот замысел, а вовсе не изменить его в ходе постсъемочной обработки кадра. Живое впечатление, интуиция, живая мысль - вот самые важные инструменты работы фотографа, а вовсе не совершенная техника, набор оптики или осветителей. Фотосъемочная техника лишь необходимое дополнение, продолжение взгляда фотографа, как кисть продолжение руки живописца или перо - воображения поэта.

Но без применения правильной техники самой съемки о творчестве говорить не приходится. Для того, чтобы написать кистью живописное полотно художник обязан обладать элементарными навыками рисунка. Для того, чтобы выразить методами светописи свои впечатления, свое настроение, свой взгляд на мир, фотограф обязан уметь хорошо фотографировать. В данном смысле под словами "хорошо фотографировать" мы имеем в виду получение совершенной в техническом отношении фотографии.

В том, что специально учиться снимать, в том смысле, который мы, обычные фотолюбители, вкладываем в понятие фотосъемки, не обязательно, мы абсолютно уверены… Однако, возьмите в руки свой фотоаппарат и сделайте самый рядовой снимок - точно такой же, какой мы делали вчера, позавчера или неделю назад. Камера у вас цифровая, компактная, лишенная оптического видоискателя. Вы держите ее на вытянутых руках перед собой, всматриваясь в дисплей электронного видоискателя … Что здесь не так?

Контрольный дисплей компактного цифрового фотоаппарата

Рис. 8.1. Контрольный дисплей компактного цифрового фотоаппарата

Первое и едва ли ни главное - одной или двумя руками вы удерживаете камеру? Современные "компакты" имеют очень небольшие размеры и вес. Их корпус сконструирован таким образом, что камеру удобно держать в правой руке. Именно по этой причине объектив сдвинут влево и здесь же, в левой части передней панели камеры, установлено окошко встроенной вспышки.

Однако, снимать одной рукой далеко не лучший способ получить резкий и правильно экспонированный снимок. Дело в том, что полусогнутая в локте рука слишком неустойчивая опора. Она подвержена естественным едва заметным перемещением, которые могут повлиять на резкость снимка, поскольку это перемещение может прийтись именно на момент срабатывания затвора. Далее - под большим пальцем правой руки на корпусе компактной камеры находятся кнопки управления системным меню, джойпед или джойстик. Удерживать камеру пальцами одной руки и одновременно нажимать кнопки введения экспозиционной поправки, включения-отключения вспышки или выбирать опцию меню либо очень непросто, либо вовсе невозможно.

Джойпед зеркальной цифровой камеры

Рис. 8.2. Джойпед зеркальной цифровой камеры

Снимать даже самым небольшим по размерам фотоаппаратом нужно двумя руками. При этом указательный и большой пальцы левой руки обхватывают корпус камеры сверху и снизу, а три оставшихся пальца поджимаются к ладони таким образом, чтобы случайно не заслонить объектив и окно импульсного осветителя.