Производство в надзорной инстанции
27.1. Почему надзорное производство не признается Европейским судом по правам человека необходимым средством правовой защиты?
Производству в надзорной инстанции посвящена гл. 41 ГПК РФ. Пересмотр в порядке надзора представляет собой самостоятельную стадию гражданского процесса, направленную на проверку законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
На данной стадии осуществляется дополнительная проверка законности судебных постановлений и предоставляется возможность исправления допущенных судебных ошибок. Кроме того, институт пересмотра в порядке надзора способствует формированию единой судебной практики.
Субъектами права на обращение в суд надзорной инстанции являются лица, участвующие в деле. Право на обращение в суд надзорной инстанции реализуется лицами, участвующими в деле, посредством подачи надзорной жалобы.
Однако подача надзорной жалобы не является единственным и достаточным средством для возбуждения надзорного производства. Надзорное производство в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 381 ГПК РФ возбуждается определением судьи о передаче дела в суд надзорной инстанции. То есть лицо не может самостоятельно возбудить надзорное производство, что свидетельствует о зависимости инициирования производства от дискреционных полномочий должностных лиц и, как следствие, об отсутствии эффективности данного средства защиты. Данный подход подтвержден решением Европейского суда по правам человека по делу Клочкова против России от 1 июня 1999 г., а также изложен в определении Конституционного Суда от 18 апреля 2000 г. по делу Кравченко. В свете сказанного представляется, что последним внутренним средством правовой защиты судов общей юрисдикции для России, после которого можно обращаться в Европейский суд и с даты вынесения которого можно отсчитывать шестимесячный срок, является решение суда кассационной инстанции.
27.2. Из каких частей состоит надзорное производство?
Надзорное производство состоит из следующих частей:
- подача надзорной жалобы;
- решение вопроса об истребовании материалов дела;
- решение вопроса о возбуждении надзорного производства;
- собственно рассмотрение.
Судья, рассматривающий жалобу или представление, проверяет, отвечает ли представленная жалоба или представление предусмотренным ГПК РФ требованиям. Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:
- жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК РФ;
- жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
- до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
- жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ.
Возвращение жалобы, представления не препятствует повторному обращению в суд надзорной инстанции по устранении ее недостатков.
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление прокурора рассматриваются не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации - не более чем 2 месяца.
По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об:
- истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;
- отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.
В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление. В определении суда должны быть указаны:
- фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
- время и место вынесения определения;
- дело, по которому вынесено определение;
- наименование лица, подавшего жалобу или представление;
- основание для отказа в истребовании дела.
В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.
В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции. Председатель Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела.
После того как судья, рассматривающий жалобу или представление, истребовал дело, он исследует материалы дела и решает вопрос о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу или об отказе в передаче. В случае отказа судья выносит определение с обязательным изложением мотивов своего решения.
Как и при решении вопроса об истребовании дела, так и при решении вопроса о передаче дела в суд надзорной инстанции с мнением судьи, занимающегося данным вопросом, может не согласиться председатель соответствующего суда. В этом случае он выносит свое определение о передаче дела в суд надзорной инстанции.
В случае если вопрос решается положительно, то судья выносит определение о передаче дела в суд надзорной инстанции. Оно должно содержать:
- дату и место вынесения постановления;
- фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
- наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;
- наименование лица, подавшего жалобу или представление;
- указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- изложение содержания дела, по которому вынесены судебные постановления;
- мотивированное изложение оснований для передачи дела для рассмотрения по существу;
- предложения судьи, вынесшего постановление.
Судья вместе с вынесенным им определением и материалами дела направляет надзорную жалобу или представление прокурора в суд надзорной инстанции.
Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.
Составы судебных органов, рассматривающих надзорные жалобу или представление, обладают определенными особенностями. Надзорная жалоба или представление рассматривается президиумом суда. Он состоит из председателя суда, его заместителей и членов суда в количестве, определяемом в установленном порядке.
Заседание президиума суда правомочно для рассмотрения дела при наличии большинства членов президиума.
В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
- прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
- Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;
- должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Рассмотрение дела судом надзорной инстанции начинается с заслушивания доклада судьи. В докладе должны быть отражены обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, приводимые жалобщиком, и определение о возбуждении надзорного производства. Судьи имеют право задавать судье-докладчику вопросы по делу. Лица, участвующие в деле, после выступления судьи-докладчика также имеют право давать объяснения по делу.
Рассмотрение дела по существу заканчивается вынесением судом надзорной инстанции судебного постановления, называемого определением. Все вопросы в суде разрешаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. В случае, если кто-либо из судей не согласен с общим определением, то он имеет право приложить к нему свое особое мнение.
Определение суда надзорной инстанции должно быть мотивированным. В нем согласно ч. 1 ст. 388 ГПК должны быть указаны:
- наименование и состав суда, вынесшего определение;
- дата и место вынесения определения;
- дело, по которому вынесено определение;
- наименование лица, подавшего жалобу или представление;
- фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
- содержание обжалованных судебных постановлений нижестоящих судов;
- закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.
Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии - судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.