Принципы гражданского процессуального права
2.1. В чем значение принципов гражданского процессуального права и каковы их виды?
Исходя из этимологического значения этого слова принципами гражданского процессуального права (процесса) называют фундаментальные его положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах права наиболее общего характера. Они пронизывают все гражданские процессуальные институты и определяют такое построение гражданского процесса, который обеспечивает вынесение законных и обоснованных решений и их исполнение.
Принципы есть основание системы норм гражданского процессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей системы процессуальных законов.
В принципах гражданского процессуального права концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению судами гражданских дел. "Принципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты гражданского процессуального права, его общие положения. Они обусловливают содержание процессуального права в целом, охватывают все его нормы и институты, указывают цель процесса и методы достижения этой цели. Принципы гражданского процессуального права предопределяют характер и содержание деятельности субъектов этой отрасли права, общее направление развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли. Все дополнения и изменения, которые вносятся в гражданское процессуальное законодательство, формулируются в первую очередь исходя из принципов отрасли" (А.Т. Боннер).
В практической судебной правоприменительной деятельности значение принципов неоценимо. При рассмотрении и разрешении гражданских дел суд руководствуется не только конкретными гражданскими процессуальными нормами, но и принципами процессуального права.
Принципы обеспечивают толкование всех норм гражданского процессуального права, что способствует правильному и единообразному их применению.
В случае выявления пробелов в праве значение принципов также невозможно переоценить, так как тот или иной процессуальный вопрос может быть разрешен судом путем применения аналогии процессуального закона или права опять-таки на базе принципов гражданского процессуального права.
Гражданское процессуальное законодательство закрепляет ряд принципов гражданского процессуального права, которые образуют взаимосвязанную систему, в которой каждый из принципов последовательно раскрывает содержание отрасли права в целом.
Классификация принципов гражданского процессуального права возможна по разным основаниям.
Одним из критериев подобного рода классификации в науке выделяется характер нормативного источника, в котором закреплен конкретный принцип. Исходя из данного признака можно выделить конституционные принципы гражданского процессуального права и принципы гражданского судопроизводства, закрепленные отраслевым законодательством.
В зависимости от того, в одной или нескольких отраслях законодательства действуют соответствующие принципы, их можно подразделить на межотраслевые и отраслевые. Многие из принципов гражданского процессуального права необходимо относить к межотраслевым, поскольку одновременно они действуют и в других отраслях права - судоустройстве и уголовно-процессуальном праве.
В теории процессуальных отраслей права принципы принято классифицировать по такому основанию, как объект регулирования. По этому признаку принципы гражданского процессуального права делятся на две большие группы. Это принципы организационно-функциональные, т. е. являющиеся одновременно принципами организации правосудия (судоустройственными) и функциональными, а также принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональные).
2.2. Какова система организационно-функциональных принципов?
К организационно-функциональным принципам правосудия относятся:
- осуществление правосудия только судами;
- независимость судей и подчинение их только закону;
- равенство граждан перед законом и судом;
- гласность судебного разбирательства;
- доступность языка общения суда с участниками процесса.
Принцип осуществления правосудия только судами закреплен в ст. 118 Конституции и ст. 5 ГПК РФ.
Принцип осуществления правосудия только судом вытекает из ст. 10 Конституции РФ, в соответствии с которой государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый из органов государственной власти осуществляет свои собственные полномочия, среди которых деятельность по осуществлению правосудия отнесена к компетенции только органов судебной власти. В то же время органы судебной власти не вправе выполнять полномочия, которые возложены на другие органы государственной власти.
Правосудием же является рассмотрение и разрешение судами в установленном законом процессуальном порядке конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых судебных постановлений.
В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т. д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решение по заявлению заинтересованного лица принимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ) (М.К. Треушников).
Не нарушает принцип осуществления правосудия только судом обращение сторон за разрешением спора по их соглашению к третейскому суду, а также обращение к нотариусу для урегулирования возникших между ними разногласий путем заключения нотариально удостоверенного договора, например о разделе имущества между супругами.
Принцип независимости судей и подчинения их только федеральному закону закреплен в Конституции РФ и в ст. 8 ГПК РФ. В соответствии со ст. 120 Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение на основании закона.
Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК РФ). Независимость судей не может означать свободу судебного усмотрения, а основана исключительно на строжайшем соблюдении ими Конституции и федеральных законов. И напротив, только подчинение, неуклонное следование судей точным указаниям материального и процессуального закона может означать их подлинную независимость от каких-либо органов, должностных лиц и иных влияний.
Принцип независимости судей и подчинения их только федеральному закону означает также недопустимость регламентации процессуальных вопросов законами и нормативными актами, обладающими меньшей юридической силой по сравнению с федеральным законом (например, нормативным актом, принятым министерством или ведомством РФ, законом субъекта РФ). Принятие такого рода нормативных актов является недопустимым и не может порождать правовых последствий.
Гарантии независимости судей, включая суды общей юрисдикции, традиционно подразделяются в доктрине на политические, экономические и правовые. К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности, а также ряд других гарантий.
К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
К юридическим гарантиям независимости судей относится целый ряд нормативных предписаний. Так, законом установлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначаемость судей), определенный в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" и Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Независимость судьи обеспечивается также предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; несменяемостью судей (поскольку полномочия судей по общему правилу не ограничиваются каким-либо сроком) и другими юридическими гарантиями. Целый ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в последующих статьях ГПК, в частности в правилах об отводах судей (гл. 2), об оценке доказательств (ст. 67), о тайне совещания судей (ст. 194) и др.
Принцип равенства всех перед законом и судом. На основании ст. 19 Конституции все равны перед законом и судом. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 6 ГПК правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Из принципа равенства перед законом и судом вытекает, что правосудие осуществляется независимо от правового статуса участников процесса, их имущественного положения, формы собственности и других критериев; процессуальное положение участников гражданского процесса определяется только гражданским процессуальным законодательством и никаким другим иным; процессуальный порядок разрешения дел, подведомственных судам общей юрисдикции, определяется гражданской процессуальной формой. Обеспечение равной судебной защитой всех лиц, участвующих в деле, является одной из процессуальных обязанностей суда, который для этих целей наделяется самыми разными полномочиями. При подготовке дела к судебному разбирательству (гл. 14 ГПК РФ) судья совершает соответствующие процессуальные действия в отношении обеих сторон. Лица, участвующие в деле, также наделяются равными возможностями защиты своих прав в суде, например по доказыванию, по заявлению ходатайств и возражений против их удовлетворения. Более сложной проблемой является обеспечение фактического равенства сторон в гражданском процессе, предполагающее решение целого ряда правовых, организационных и экономических вопросов.
Принцип гласности судебного разбирательства. Часть 1 ст. 123 Конституции РФ и ч. 1 ст. 10 ГПК РФ провозглашают, что разбирательство дел во всех судах открытое.
Принцип гласности означает, что при рассмотрении гражданского дела в судебном заседании свободен доступ для всех граждан, желающих послушать процесс, в том числе и для представителей прессы. В рамках принципа гласности возможно освещение материалов гражданских дел в печати, на радио и по телевидению, однако данные сообщения в средствах массовой информации не должны предрешать результаты судебного разбирательства, а также иным образом воздействовать на суд до вступления решения в законную силу. Гласность правосудия обеспечивает его воспитательные и профилактические функции и позволяет достичь задач и целей, определенных в ст. 2 ГПК РФ. Кроме того, гласность способствует снижению субъективизма судей и позволяет всем желающим убедиться в соблюдении установленных процессуальным законом правовых процедур разбирательства дела.
"Гласность - одна из серьезных гарантий принципа независимости судей и подчинения их только закону, важное процессуальное средство, создающее оптимальные условия для установления действительных обстоятельств гражданских дел. Она создает предпосылки для непредвзятого, полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и способствует вынесению законного и справедливого судебного постановления. Гласное рассмотрение дел в условиях, когда в зале судебного заседания имеет возможность присутствовать любой гражданин, повышает авторитет, роль и ответственность суда. Гласность оказывает огромное воспитательное действие на всех участников процесса, а также граждан, присутствующих в зале судебного заседания, в духе соблюдения ими действующего законодательства и норм морали, предупреждения правонарушений. Открытое рассмотрение дел во всех судах обеспечивает реальную информированность людей о судебной деятельности, является одним из частных проявлений конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гласность судопроизводства способствует повышению его культуры, является хорошим профилактическим средством предупреждения каких-либо отступлений от установленных законом правил судопроизводства. И напротив, отступление от принципа гласности может повлечь за собой серьезные нарушения прав и свобод участников процесса и в конечном итоге привести к грубым судебным ошибкам" (А.Т. Боннер). Для понимания пределов и содержания реализации принципа гласности в гражданском процессе следует отметить правило ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, по которому присутствующие в зале заседания имеют право фиксировать ход судебного заседания в письменной форме и путем аудиозаписи. Тем самым создаются фактические и юридические предпосылки для реального обеспечения гласности судебного процесса в суде.
Из принципа гласности допускаются исключения. Существуют ограничения гласности гражданского процесса двух видов:
- ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания. Так, разбирательство гражданских дел в закрытых судебных заседаниях в обязательном порядке осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом;
- ограничения, предусмотренные законом, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда (ч. 2 ст. 10 ГПК РФ). Так, разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается по определению суда при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.
В соответствии с ч. 8 ст. 10 ГПК РФ решения суда объявляются публично, за исключением случаев, если это затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.
Исходя из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании на основании п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которыми предусмотрено, что пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних детей или для защиты частной жизни сторон или в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо в интересах правосудия. Принцип доступности языка общения суда с участниками процесса является развитием в сфере гражданского судопроизводства закрепленного в ст. 26 Конституции права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 10 Закона о судебной системе и ст. 9 ГПК посвящены принципу доступности языка общения суда с участниками процесса.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГПК гражданское судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке РФ или на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой находится соответствующий суд.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке или на любом свободно выбранном языке общения.
Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, - безусловное основание к отмене судебного решения.