Опубликован: 11.06.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 17:

Валютный курс

17.1. Определение сущности валютного курса

Сущность валютного курса

Экономические операции между участниками международных отношений невозможны без обмена одной национальной валюты на другую. Пропорции, в которых обменивается валюта одной страны на валюту другой, называется валютным курсом. Другими словами, каждая иностранная денежная единица имеет валютный курс - цену, выраженную в национальной валюте другой страны. Объективной основой такой "цены" денег, как валютный курс, является покупательная способность одной валюты по сравнению с другой. Валюты с большей покупательной способностью являются "сильнее" других.

Подобно тому, как на цену любого товара влияют спрос и предложение, валютный курс подвержен действию ряда факторов, среди которых определенную роль играют спрос и предложение на конкретную валюту.

Паритет покупательной способности

Попытки прогнозировать изменения валютного курса предпринимались уже давно. Наиболее популярной и, пожалуй, одной из первых теорий определения валютного курса является теория паритета покупательной способности, выдвинутая в 1556 г. Мартином де Ацпилкуета Наварро и позже явившаяся предметом исследования Д. Рикардо, Д. Юма, однако наиболее полный и всесторонний ее анализ был сделан Густавом Касселем в начале ХХ в. Согласно этой теории цена товара в одной стране должна соответствовать цене на такой же товар в другой стране, пересчитанной по текущему курсу, или, другими словами, одна и та же корзина товаров должна одинаково стоить и в США, и в Японии, и в России. Если в США ее можно купить за 1 долл., а в Японии за 123,05 иены (23.10.01), то валютный курс доллара к иене составит:

USD/JPY = $ 1,0000 = Y123,05,

что может быть выражено следующей формулой:

Р(m) = SP(n),

где P(m) - цена на товар А внутри страны;
S - курс спот;
P(n) - цена на товар А за рубежом.

Так, при недооценке одной валюты, например японской иены (при курсе 1 дол. = 123,05 иены в октябре 2001 г.), покупательная способность доллара США за рубежом выше. С оттоком долларов за рубеж происходит падение цен на товары внутри страны и рост цен за рубежом с одновременным ростом спроса на товары внутри страны, который должен привести к росту цен внутри страны либо к росту курса иностранной валюты.

Этот процесс будет происходить до тех пор, пока обе валюты не достигнут определенной пропорции, т.е. равенство одного доллара 123,05 иены должно означать, что на них можно купить одинаковое количество товарной массы.

Сторонники этой теории считают, что выравнивание валютного курса на основе покупательной способности валют происходит автоматически, но при одновременном влиянии ряда других факторов, воздействующих на спрос и предложение денег.

Если при рассмотрении сущности валютного курса исходить из того, что это стоимостная категория, то необходимо учитывать, что он отражает стоимостное соотношение двух национальных экономик. Другими словами, валютный курс зависит от таких экономических факторов, как рост ВВП на душу населения, темпы роста объемов производства, развитие внешней торговли, динамики цен, состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, состояние государственного и валютного регулирования. Находясь в тесной взаимосвязи с важнейшими макроэкономическими показателями, валютный курс испытывает не только воздействие внешних экономических факторов, но и его колебания свидетельствуют об изменении места страны в мирохозяйственных связях.

Теория ППС и регулирование валютного курса

Если анализируется валютный курс как сопоставление паритетов покупательных способностей (ППС) национальных денежных единиц, то в таком соотношении получает отражение развитие мировой валютной системы и особенности национального валютного регулирования, состояние и развитие рынка капиталов. Однако при определении паритетов покупательной способности валют в начале ХХ в., как правило, было принято сопоставлять только товарную потребительскую корзину, что всегда давало возможность привести возражения против такого сопоставления. Например, то, что практически невозможно выделить даже две страны с совершенно одинаковым набором потребляемых товаров, так как на потребление влияют кроме всего прочего традиции, климатические условия, мода, привычки населения конкретной страны, означает, что такая оценка будет иметь ограниченную достоверность.

Практическое использование теории ППС для прогнозирования валютных курсов осложняется многообразием методов расчета паритета покупательной способности, которые дают разные результаты.

Наиболее часто встречающейся проблемой является то, что при расчете индексов цен традиционно страны придают конкретным товарам разные веса. Так, при росте цены на кофе во всем мире для стран, где кофе входит в индекс с большим весом, индекс вырастет относительно больше, чем в тех странах, где его вес мал:


где wi*, wi - веса товара i в выбранной корзине товаров и услуг;
pi*, pi - индексы цен в рассматриваемых странах.

Отсюда валютный курс

В качестве индексов цен в этой формуле ППС обычно используются индекс потребительских цен, индекс оптовых цен, дефлятор ВВП. Сторонники использования теории ППС считают обязательным условием для ее применения включение в корзину товаров и услуг только ликвидных, полностью идентичных товаров, для торговли которыми не существует барьеров и ограничений, а все дополнительные затраты по транспортировке и другие издержки не включаются в цену товара.

Именно такой подход использует журнал "Экономист" (The Economist), когда каждый год публикует равновесные валютные курсы, рассчитанные при условии, если бы и "биг мак" в ресторанах "Мак-Дональд’с" продавался по одной цене во всех странах мира, где такие рестораны находятся, т.е. индекс "биг мак" (Big Mac Index) выглядел бы следующим образом (табл. 17.1). Теоретически, учитывая, что гамбургер состоит из стандартных пищевых компонентов, во всех странах он должен продаваться приблизительно по одной цене, в соответствии с законом единой цены, но в реальности происходит нарушение этого закона, и существуют значительные отклонения валютных курсов от паритета покупательной способности.

Из таблицы 17.1 видно, что в Китае можно купить гамбургер в два раза дешевле, чем в США, а курс японской иены и аргентинского песо находится на уровне их ППС.

Таблица 17.1. Паритет покупательной способности по индексу "биг мака"
Страна Цена "биг мака" в апреле 1997 г. Полученный ППС Номиналь-ный валют-ный курс валюты Степень переоценки недооценки (+ или -)
в местной валюте в долл. США по текущему курсу

США

2,42

2,42

0

0

0

Аргентина

2,5

2,5

1,03

1,00

3

Австрия

34

2,82

14,0

12

17

Бельгия

109

3,09

45,0

35,3

28

Китай

9,7

1,16

4,0

8,33

52

Франция

17,5

3,04

7,2

5,76

26

Япония

294

2,34

121,5

126

-4

Россия

11 000

1,92

4 545

5 739

21

Источник: The Economist, 1997. April 12. Р. 71.