Опубликован: 11.06.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 16:

Платежный баланс

Вступление к теме

Объективная оценка взаимоотношений национальной экономики с международной экономикой и их взаимовлияния может быть сделана с помощью платежного баланса страны. Имеющаяся методика его составления позволяет для всех стран делать международные сопоставления, оценивать мирохозяйственные связи в количественных показателях.

Вступление России в МВФ и другие международные экономические и финансовые организации, а также курс на достижение большей открытости экономики вызвали необходимость публикации платежного баланса Российской Федерации. Впервые он был составлен по методологии МВФ за 1992 г. С этого времени платежный баланс Российской Федерации регулярно составляется и публикуется (по расширенной номенклатуре и в аналитическом представлении).

Прежде всего, рассмотрим суть платежного баланса, а затем покажем его взаимосвязь с важнейшими категориями макроэкономики.

16.1. Теоретические аспекты методики составления платежного баланса

Определение платежного баланса

Под платежным балансом понимается стоимостное обобщение всей суммы взаимосвязей национальной экономики с мировым хозяйством за определенный период, обычно за год. Хотя, разумеется, не все связи той или иной страны с остальным миром принимают стоимостную форму, тем не менее, основной их объем может быть сведен к единой, а именно к стоимостной форме.

Будет ли страна расплачиваться валютой за ввозимые товары, получать валюту за вывозимые товары, брать кредиты и погашать внешнюю задолженность - все эти поступления и платежи могут быть выражены в стоимостной форме. Выражение всей суммы экономических связей страны с другими странами в стоимостной форме позволяет привести их к общему знаменателю, который и является платежным балансом.

Иногда платежный баланс определяется как статистическое отражение всей суммы экономических операций данной страны с остальными странами за определенный период. Близко к этому и определение платежного баланса как статистической системы, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течение определенного периода времени.

Разница между этими определениями состоит в том, что в первом случае подчеркивается объективный характер положения страны в мировом хозяйстве в качестве одной из его составных частей и ее экономических связей с другими частями мировой экономики. Во втором упор делается на цифровое (статистическое) измерение и отражение сделок и операций, осуществляемых страной за определенный период.

Основные принципы составления платежного баланса

При составлении платежных балансов используется принцип двойной записи. Таким образом, каждая сделка должна регистрироваться дважды, но с различными знаками. Поэтому итоговый баланс должен находиться в равновесии. Однако на практике это требование в ряде случаев не может быть соблюдено прежде всего потому, что для составления баланса используются данные из различных источников. Вследствие этого приходится прибегать к особой статье "Ошибки и пропуски".

Поскольку платежный баланс состоит из нескольких разделов и подразделов, то по каждому разделу и подразделу наблюдается, как правило, активное или пассивное сальдо. Нулевое же сальдо по каждому разделу практически никогда не встречается.

При составлении баланса возникает ряд трудностей, связанных с необходимостью четкого определения следующих понятий: территория, резиденты и нерезиденты, операция (сделка; transaction) и цена, по которой она совершается, а также фиксация момента совершения операции (сделки).

Определение территории

Одной из первых проблем, которые приходится решать составителям платежных балансов, является определение территории государства или страны, подлежащей учету. Ясно, что в ряде случаев признанные политические границы не могут быть адекватными для составления платежных балансов. В стране могут быть территориальные анклавы других государств, например военные базы, посольства, консульства и т.д. Поэтому рекомендуется использовать понятие экономической территории страны. Под этим понимается географическая территория, на которую распространяется юрисдикция правительства данного государства. На экономической территории страны, включающей также воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, осуществляется свободное движение людей, товаров и капиталов. Если часть территории государства занимают острова, то они также считаются частью его экономической территории.

Экономическая территория страны включает и территориальные анклавы в других странах (сюда относятся посольства, консульства, военные базы и т.п.).

Особым случаем с точки зрения составления платежных балансов является собственность международных организаций в той или иной стране. В соответствии с методологией, принятой в Системе национальных счетов (1993 г.) и в Руководстве по составлению платежных балансов (МВФ, 1993 г.), считается, что в этом случае они не должны считаться принадлежащими к экономической территории данной страны.

Понятие резидентов и нерезидентов

Немалые сложности возникают в связи с определением понятий резидентов и нерезидентов. В законодательстве разных стран эти понятия трактуются неодинаково. Для обеспечения единства подходов при составлении платежных балансов специалистами Международного валютного фонда предложен подход, принятый в Системе национальных счетов. В пятом издании Руководства МВФ по составлению платежных балансов (Balance of Payments Manual. IMF, 1993 г.) отмечается, что критерии определения резидента не основываются на гражданстве или праве, хотя они могут быть сходными с критериями, используемыми во многих странах для определения резидентов в валютной, налоговой и иных сферах. Тем самым достигнута унификация понятий резидентов и нерезидентов в Системе национальных счетов и в названном Руководстве МВФ.

Главным критерием при определении резидентов и нерезидентов является установление центра экономического интереса участника операции (transactor). С этим связано и разграничение понятий границ страны с экономической и политической точек зрения.

Центр экономического интереса хозяйствующего субъекта расположен там, где он осуществляет в значительных масштабах экономическую деятельность и операции в течение года и более или намеревается делать это. В полном согласии с положениями Системы национальных счетов в Руководстве МВФ сказано, что период длиной в год не может считаться достаточно четким критерием и является не более чем ориентиром. В ряде случаев может быть принят и другой срок.

Не утрачивают статус резидента своей страны лица, которые покидают ее пределы на ограниченный период времени и возвращаются по окончании этого периода. К ним относятся:

  • туристы или посетители, поскольку их центр экономического интереса остается прежним;
  • работники, выезжающие в другие страны на сезонную работу;
  • лица, проживающие в приграничных районах и пересекающие границу, если их рабочие места находятся в другой стране;
  • сотрудники международных организаций, работающие в анклавах этих организаций в других странах;
  • местный персонал посольств, консульств, военных баз и т.д. ;
  • экипажи судов, самолетов и другого подвижного оборудования, которые частично или полностью заняты на работе вне пределов экономической территории своей страны.

Резиденты подразделяются так:

  1. домашние хозяйства (households);
  2. юридические лица (legal and social entities).

Домашние хозяйства

Домашнее хозяйство характеризуется тем, что принадлежащие к нему физические лица должны быть резидентами данной страны. Если физическое лицо уезжает на работу в другую страну на период от года и более, то оно может утратить связь с первоначальным домашним хозяйством и тем самым перестает быть резидентом. Это, однако, не распространяется на военный персонал и гражданских служащих (включая дипломатов), которые находятся на государственной службе за пределами своей страны, а также студентов (независимо от продолжительности периода обучения за границей).

Определение статуса предприятий

При определении статуса предприятий в Системе национальных счетов (и соответственно в Руководстве МВФ) предлагается подход, основанный на величине объема производимых товаров и услуг и собственности на земельные участки или здания. Считается, что предприятие является резидентом, если оно производит на экономической территории страны значительный объем товарной продукции или услуг или владеет там землей или зданиями. Предприятие должно иметь, по крайней мере, одно производственное подразделение в стране и планировать его работу в течение неопределенно долгого или длительного периода времени (в качестве возможного критерия предлагается период в год и более).

Понятие "предприятие" включает корпорации и квазикорпорации. Согласно Системе национальных счетов корпорация означает юридическое лицо, созданное для производства товаров или услуг, реализуемых на рынке, с целью получения прибыли или дохода. Корпорация находится в коллективном владении акционеров, имеющих право назначать директоров, ответственных за общее управление. В отличие от этого квазикорпорация по форме не является корпорацией, однако функционирует как корпорация. Одним из конкретных примеров такой организационной формы является предприятие, которое находится в собственности нерезидента, однако считается предприятием-резидентом, поскольку осуществляет значительный объем производства на данной экономической территории в течение длительного или неопределенно долгого времени. Чтобы быть отнесенной к категории резидентов, такая квазикорпорация должна функционировать как отдельное предприятие с полным комплектом счетов.

Понятие операции

Некоторые проблемы возникают с определением понятия операции (transaction). За некоторыми исключениями, операции, осуществляемые в большинстве случаев между резидентами и нерезидентами, совершаются с товарами, услугами и доходом. К ним также относятся финансовые требования и обязательства в отношении других стран, а также односторонние операции, такие, как, например, переводы (дары).

Операция определяется как экономический поток, который отражает создание, преобразование, обмен, передачу или уничтожение экономической ценности и включает изменения в собственности на товары и финансовые активы, в предоставлении услуг или предоставлении рабочей силы и капитала.

Однако при составлении платежных балансов нередко возникают значительные сложности, поскольку не все изменения могут быть, строго говоря, отнесены к операциям. Например, при изменении физическим лицом своего постоянного места жительства (с переходом из одной экономической территории в другую) его недвижимое и некоторая часть движимого имущества становится частью требований новой экономической территории по отношению к старой. К тому же часть движимого имущества в этом случае, по сути дела, представляет собой импорт.

Цена осуществления операций

Немалые трудности для составителей платежных балансов представляет собой учет цен, поскольку реальные цены торговых сделок, отражаемых как операции в платежном балансе, представляют собой коммерческую тайну, а потому являются недоступными для составителей баланса. Специалисты МВФ предлагают использовать для этого рыночную цену, под которой понимается сумма денег, которую покупатели, желающие купить, уплачивают продавцам, желающим продать, при каждой конкретной сделке. Обмен производится между двумя независимыми сторонами на основании только коммерческих соображений. Понимаемая таким образом рыночная цена отличается от цены мирового рынка, справедливой мировой цены, фактически существующей цены и от любой другой цены, которая выражает обобщенно цены на определенный класс товаров.

Однако в ряде сделок (например, бартерных, а также между филиалами одного предприятия) отсутствуют необходимые условия для определения рыночной цены. Это является весьма актуальным и для составления платежного баланса России, поскольку бартерные сделки со странами СНГ получили широкое распространение. В Руководстве МВФ подробно излагаются принципы стоимостной оценки подобных сделок. Так, для бартерных сделок возможно построение цены по аналогии с известными рыночными ценами, которые установлены для сделок, совершенных в примерно одинаковых условиях.

Что касается операций между филиалами предприятий, находящихся в различных экономических территориях, то дополнительной проблемой является трансфертное ценообразование, которое часто используется для занижения прибыли в целях уменьшения налогооблагаемой базы. Специалисты МВФ считают желательным применять метод определения рыночной цены только в тех случаях, когда учет по балансовой стоимости приводит к значительным искажениям. При этом в соответствии с принципом двойной записи необходимо отражать замену балансовой стоимости рыночной ценой в соответствующих разделах платежного баланса.

Определение момента совершения операции

Принцип двойной записи также предполагает одновременную фиксацию момента осуществления операции. Хотя точное время совершения операции в ряде случаев установить достаточно сложно, общим положением является то, что операции (сделки) фиксируются при создании, преобразовании, обмене, передаче и уничтожении экономической ценности. Как отмечается в Руководстве МВФ, время фиксации указывается в соответствии с принципом учета доходов и издержек в момент завершения операции. Требования и обязательства, как правило, возникают при смене права собственности, хотя под это определение не подпадает ряд операций, например лизинговые. Специалисты МВФ считают, что в этом случае экономическая природа операции (сделки) должна иметь приоритет над правовой.

Несовпадение сроков поставки товаров и соответствующих платежей приводит к возникновению определенных противоречий. Так, если импортер получил товары, но оплачивает их позднее, то имеет место временной разрыв между поступлением товаров в материально-вещественной форме и перечислением соответствующей суммы в оплату полученных товаров. Специалисты МВФ полагают, что в этом случае необходимо отметить появление временного обязательства импортера по отношению к экспортеру, которое ликвидируется в момент платежа за поставленный товар. Точно так же в случае предоплаты за импортируемый товар появляется обязательство экспортера по отношению к импортеру, которое ликвидируется фактической поставкой товаров.