Опубликован: 18.06.2007 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
Лекция 6:

Выявление требований

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >
Аннотация: В этой лекции будут рассмотрены основные источники требований. Подробнее остановимся на стратегиях выявления данных требований: интервью, анкетирование, наблюдение и т.п

Источники требований

Основным источником требований к информационной системе, безусловно, являются соображения, высказанные представителями Заказчика. В соответствии с иерархической моделью требований данная информация структурируется как минимум на 2 уровня:

  • бизнес-требования и
  • требования пользователей.

Проблема состоит в том, что требования формулируются к создаваемой, еще не существующей системе, т.е. по сути решается начальная подзадача задачи проектирования АИС, а представители Заказчика далеко не всегда бывают компетентны в данном вопросе. Поэтому, наряду с требованиями, высказанными Заказчиком, целесообразно собирать и требования от других совладельцев системы: сотрудников аналитической группы исполнителя, внешних экспертов и т.д.

Результирующий, часто достаточно сырой материал рассматривается, как документ "Требования совладельцев"1Терминология RUP . На требования совладельцев обычно не накладывается никаких специальных ограничений.

Продолжая рассуждения, начатые в предыдущей лекции, модель создаваемой информационной системы в определенной мере должна отражать модель ОС.

Поэтому другим важным источником информации, помимо выявления требований, являются артефакты, описывающие предметную область. Это могут быть документы с описанием бизнес-процессов предприятия, выполненные консалтинговым агентством, либо просто документы (должностные инструкции, распоряжения, своды бизнес-правил), принятые на предприятии. Одной из немногих методологий, в которой специально выделяется рабочий поток делового моделирования, является Rational Unified Process.

Еще одна альтернатива, используемая при выявлении требований - так называемые "лучшие практики", широко используемые в настоящее время в бизнес-консалтинге и при внедрении корпоративных информационных систем. Лучшие практики представляют собой описания моделей деятельности успешных компаний отрасли, используемые длительное время в сотнях и тысячах компаний по всему миру.

Подытоживая сказанное, отметим, что основными источниками, образующими "вход" процесса выявления требований, являются требования, высказанные совладельцами, как таковые или (и) артефакты, описывающие объект исследования. Однако, это - достаточно упрощенный взгляд: чтобы данные поступили "на вход", аналитики требований должны проделать немалую работу, связанную с подбором респондентов и информационных материалов, организацией интервью и т.д.

Стратегии выявления требований

Интервью

Ключевой стратегией выявления требований было и остается интервью с экспертами.

В ставшей уже классической, но ничуть не утерявшей актуальность монографии Д.Марко [6.1] в процессе проведения интервью предлагается выделить три подчиненных процесса: подготовку, проведение интервью (опроса) и завершение. Ниже приводится краткий обзор рекомендаций Д.Марко с акцентом на выявление требований (в монографии даны рекомендации по интервьюированию с целью формирования модели объекта исследования).

1. Подготовка

Подготовка позволяет спланировать процесс опроса и выработать стратегию управления этим процессом. Важность подготовительного этапа вырастает, если респондент является "дефицитным" полезным ресурсом, например - президентом крупной компании.

При подготовке Д.Марко рекомендует следующие шаги:

  • выберите нужного собеседника;
  • договоритесь о встрече;
  • установите предварительную программу встречи;
  • изучите сопутствующую информацию;
  • согласуйте свои действия с группой проектирования 2В нашем случае - группой аналитиков требований .

При выборе собеседника для целей сбора требований определяющими являются две вещи:

  • Он действительно является экспертом по данному вопросу;
  • Его мнение действительно является ценным при формировании целевого набора требований 3На практике возможны ситуации, когда требование, сформулированное одним из представителей Заказчика, не подтверждается другим представителем, имеющим большие властные полномочия. Надо отчетливо понимать, что каждое требование в конечном итоге транслируется, с одной стороны, в компоненту информационной системы, а с другой - может быть выражено в определенном количестве денежных знаков, которые Заказчик должен будет выплатить Исполнителю по приемке работы. Поэтому право формулировать требования и область компетенции того или иного эксперта должны быть формально оговорены внутренним документом Заказчика, с которым следует ознакомится до начала проведения интервью..

Важно заранее оговорить цель встречи и ограничить беседу в пределах часа или менее. Практика показывает, что активное общение в процессе интервью, как правило, ограничивается часом. Если этого времени недостаточно, можно спланировать несколько встреч.

Полезными приемами являются формирование программы беседы и ознакомление с ней респондента, подробное планирование беседы вплоть до записи подготовленных вопросов. Подготовленное таким образом интервью называют структурированным [6.2]. В дополнение к так построенному интервью автор [6.2] предлагает проводить неструктурированное интервью, "представляющее собой неформальную встречу, которой не свойственны заготовленные впрок вопросы или заранее поставленные цели". Цель такого интервью - пробудить респондента к креативу в области, в которой интервьюер недостаточно хорошо ориентируется.

2. Проведение опроса

Ниже приведена цитата из [6.1], с некоторыми сокращениями и исключением материала, не относящегося к АТ.

В проведении опроса самое важное - правильно организовать и поддерживать поток информации от эксперта к вам. Рекомендуется потратить время на обдумывание верного начала опроса, при сборе информации по возможности использовать записи, заканчивать разговор плавно. Обсудим подробнее каждый из этих пунктов.

Начиная разговор, не забудьте представиться и сформулировать цель встречи. Это поможет избежать недоразумений и даст беседе правильное направление. Кроме того, обговорите возможность ведения записей.

Затем сформулируйте первый вопрос. Помните, что первый вопрос часто задает тон всему разговору, поэтому хорошо продумайте его.

Собирайте информацию, делая записи обо всем (о специальных терминах, взаимосвязях между частями системы и т.п.) и ограничивая время беседы. Запишите SADT-функции и данные, попытайтесь набросать диаграмму. Поддерживайте поток информации, задавая вопросы, которые уточняют и подтверждают ответы.

Прежде всего, не возражайте.

Никогда не задавайте наводящих вопросов или вопросов с короткими ответами "да" или "нет". Вместо этого записывайте то, что вам говорят, и просите подвести итог или дать пояснения.

Вы получите от опроса больше, если вы дадите эксперту возможность говорить то, что он хочет сказать, а не то, что вы хотите услышать.

SADT (Structured Analysis and Design Technique) - технология структурного анализа и проектирования [29]. Была предложена в конце 1960-х Дугласом Россом, как средство моделирования произвольных искусственных систем. На практике широко используется в бизнес-аналитике в качестве графической нотации моделирования бизнес-процессов на предприятиях. Легла в основу стандарта группы IDEF - IDEF0. Характеризуется высокой степенью формализации и простотой языка: основных "строительных блоков" в графических диаграммах – всего два: стрелка (объект, связь) и блок (функция).

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, прошел весь курс,хотел заказать версию для печати но она не кликается,когда исправяте данную опцию?

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Алексей Махонин
Алексей Махонин
Россия, Волжский, Средняя школа №12, 1990