Опубликован: 18.06.2007 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
Лекция 2:

Понятие требования. Классификации требований

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >
Аннотация: Существует значительное количество различных методов классификации требований, наиболее существенные из которых будут рассмотрены в лекции

Определение понятия требования

Л.Новиков в русской редакции нотации RUP [2.9] приводит следующее определение: "Требование - это условие или возможность, которой должна соответствовать система".

В IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) [2.1] данное понятие трактуется шире. Требование - это:

  1. условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей;
  2. условия или возможности, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандартам, спецификациям или другим формальным документам;
  3. документированное представление условий или возможностей для пунктов 1 и 2.

IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) - институт инженеров по электротехнике и электронике, http://www.ieee.org – международная некоммерческая ассоциация специалистов в области техники, делит с МЭК (http://www.iec.ch/) мировое лидерство в области разработки стандартов по радиоэлектронике и электротехнике. IEEE объединяет более 400 тыс. членов из 170 стран, в том числе более 100 тыс. студентов.

IEC (International Electrotechnical Commission) - международная электротехническая комиссия (МЭК), http://www.iec.ch. МЭК – некоммерческая организация, наряду с IEEE (http://www.ieee.org)- признанный мировой лидер в области создания международных стандартов в сфере электрики, электронники и смежных технологий, в том числе - в области информационных технологий. Под эгидой организации сотрудничают более 10 000 специалистов. Некоторые из разработанных стандартов созданы совместно с ISO.

Введем еще одно определение. Требования - это исходные данные, на основании которых проектируются и создаются автоматизированные информационные системы. Первичные данные поступают из различных источников, характеризуются противоречивостью, неполнотой, нечеткостью, изменчивостью. Требования нужны в частности для того, чтобы Разработчик мог определить и согласовать с Заказчиком временные и финансовые перспективы проекта автоматизации. Поэтому значительная часть требований должна быть собрана и обработана на ранних этапах создания АИС. Однако собрать на ранних стадиях все данные, необходимые для реализации АИС, удается только в исключительных случаях. На практике процесс сбора, анализа и обработки растянут во времени на протяжении всего жизненного цикла АИС, зачастую нетривиален и содержит множество подводных камней; подробнее о процессе - в лекциях 4 - 8.

Классификация требований

Существует значительное количество различных методов классификации требований [2.2-2.7], наиболее существенные из которых будут рассмотрены в лекции.

Требования к продукту и процессу

Требования к продукту. В своей основе требования - это то, что формулирует заказчик. Цель, которую он преследует - получить хороший конечный продукт: функциональный и удобный в использовании. Поэтому требования к продукту являются основополагающим классом требований. Более подробно требования к продукту детализируются в следующих ниже классификациях.

Требования к проекту. Вопросы формулирования требований к проекту, т.е. к тому, как Разработчик будет выполнять работы по созданию целевой системы, казалось бы, не лежат в компетенции Заказчика. Без регламентации процесса Заказчиком легко можно было бы обойтись, если бы все проекты всегда выполнялись точно и в срок. Однако, к сожалению, мировая статистика результатов программных проектов говорит об обратном. Заказчик, вступая в договорные отношения с Разработчиком, несет различные риски, главными из которых является риск получить продукт с опозданием, либо ненадлежащего качества. Основные мероприятия по контролю и снижению риска - регламентация процесса создания программного обеспечения и его аудит.

Насколько подробно Заказчику следует регламентировать требования к проекту - вопрос риторический. Ответ на него зависит от множества факторов, таких, как ценность конечного продукта для Заказчика, степень доверия Заказчика к Разработчику, сумма подписанного контракта, увязка срока сдачи продукта в эксплуатацию с бизнес-планами Заказчика и т.д. Однако, со всей определенностью можно сказать следующее:

  1. регламентация процесса Заказчиком позволяет снизить его риски;
  2. мероприятия Заказчика по регламентации процесса приводят к дополнительным накладным расходам. Требуется найти разумный компромисс между степенью контроля рисков и величиной расходов.

В качестве требований к проекту может быть внесен регламент отчетов Разработчика, совместных семинаров по оценке промежуточных результатов, определены характеристики компетенций участников рабочей группы, исполняющих проект, их количество, указана методология управления проектом. Ниже приведен пример формулировки требования к оффшорному проекту (Заказчик и Разработчик физически находятся в разных государствах) - в этой ситуации Заказчику требуется жесткий контроль над Разработчиком.

  1. Разработчик представляет Заказчику согласованный план работ c детализацией (WorkBreakdownStructure - WBS) с точностью до конкретных исполнителей.
  2. Разработчик осуществляет ежедневные сборки, регрессионное тестирование компонентов разрабатываемого продукта и тестирование продукта в целом.
  3. Все управленческие и проектные артефакты, исходные коды и тестовые примеры размещаются в режиме online в интегрированной среде разработки Rational ClearCase с возможностью для Заказчика осуществления online-мониторинга на базе web-технологий.

WBS Work Breakdown Structure – иерархическая структура работ. Согласно PMBOK, WBS – это ориентированная на результаты (предметы поставки) иерархическая декомпозиция работ, выполняемых командой проекта для достижения целей проекта и получения необходимых результатов. С ее помощью структурируется и определяется все содержание проекта.

Уровни требований

Внедрение ИС на предприятии всегда преследует конкретные бизнес-цели - такие, как, например, повышение прозрачности бизнеса, сокращение сроков обработки информации, экономия накладных расходов и т.д. Современные информационные системы - это крупные программные системы, содержащие в себе множество модулей, функциональных, интерфейсных элементов, отчетов и т.д. Как охватить единым взором такие разнородные вещи, как цели, преследуемые топ-менеджером предприятия Заказчика, описание интерфейса пользователя и характеристики модуля, осуществляющего расчет себестоимости изделия?

К счастью, человечество уже давно изобрело приемы борьбы со сложностью, широко применяемые в моделировании сложных объектов - абстракцию и декомпозицию. Применительно к дисциплине анализа требований к программным системам эти принципы работают следующим образом. Требования разделяются по уровням. Уровни требований связаны, с одной стороны, с уровнем абстракции системы, с другой - с уровнем управления на предприятии.

Обычно выделяют три уровня требований.

  • На верхнем уровне представлены так называемые бизнес-требования (business requirements). Примеры бизнес-требования: система должна сократить срок оборачиваемости обрабатываемых на предприятии заказов в три раза. Бизнес-требования обычно формулируются топ-менеджерами, либо акционерами предприятия.
  • Следующий уровень - уровень требований пользователей (user requirements). Пример требования пользователя: система должна представлять диалоговые средства для ввода исчерпывающей информации о заказе, последующей фиксации информации в базе данных и маршрутизации информации о заказе к сотруднику, отвечающему за его планирование и исполнение. Требования пользователей часто бывают плохо структурированными, дублирующимися, противоречивыми. Поэтому для создания системы важен третий уровень, в котором осуществляется формализация требований.
  • Третий уровень - функциональный (functional requirements). Пример функциональных требований (или просто функций) по работе с электронным заказом: заказ может быть создан, отредактирован, удален и перемещен с участка на участок.

Существуют объективные противоречия между требованиями различных уровней. Так, очевидным бизнес-требованием является требование о полноте информации, собираемой на рабочих местах пользователей в единую базу данных. Чем полнее информация - тем глубже база для анализа деятельности и принятия решений. С другой стороны, конкретному пользователю системы вполне может быть достаточно использования только той части информации, которая влияет на выполнение его основных функций.

Важные правила внедрения и использования АИС на предприятии - "Одна точка сбора", "Данные собираются там, где они появляются". Использование этих правил позволяет избежать затрат на необоснованное дублирование информации и, что важнее - потерь от ошибок учета, неизбежно возникающих при дублировании точек ввода.

Внедрение АИС на предприятии приводит к необходимости оснащения всех точек ввода информации автоматизированными рабочими местами (АРМ), обучению персонала и, зачастую, оптимизации и повышению уровня формализации рабочих процессов, выполняемых персоналом. Поэтому внедрение АИС - непростой процесс, часто требующий "перекройки человеческого материала" и встречающий сопротивление со стороны пользователей, которые не готовы, либо не хотят работать по-новому.

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, прошел весь курс,хотел заказать версию для печати но она не кликается,когда исправяте данную опцию?

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Алексей Махонин
Алексей Махонин
Россия, Волжский, Средняя школа №12, 1990