Опубликован: 18.06.2007 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
Лекция 4:

Процесс анализа требований

< Лекция 3 || Лекция 4: 12 || Лекция 5 >
Аннотация: Т.к. анализ требований - один из основных потоков программной инженерии, наряду с такими, как проектирование интерфейса пользователя, либо программирование, этому вопросу будет посвящена эта лекция.

Рабочий поток анализа требований

Анализ требований - один из основных рабочих потоков (Workflow) программной инженерии, наряду, допустим, с такими, как проектирование интерфейса пользователя, либо программирование.

Для его обозначения в англоязычной литературе, как правило, используется понятие "Requirement Process". В отечественной практике, наряду с обобщающим термином "анализ требований", принятым, в частности, в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, встречаются также такие термины, как "поток работ", "требования", "работа с требованиями", "определение требований" и т.д., что вносит изрядную путаницу. Для того, чтобы внести некоторую ясность, рассмотрим декомпозицию рабочего потока Requirement Process на составляющие, принятую в SWEBOK, и введем терминологию, которой будем придерживаться на протяжении лекционного курса.

SWEBOK SoftWare Engineering Body Of Knowledge – свод знаний о программной инженерии (гиперссылка http://www.computer.org). Представляет собой международный стандарт, подготовленный координационным комитетом программной инженерии (Software Engineering Coordinating Committee) под эгидой АСМ и IEEE. Цель документа – определить необходимый набор знаний и рекомендуемые практики, которыми должны владеть специалисты в области программной инженерии. В настоящее время существует версия 3.0, подготовленная в 2014 году, в которой содержатся 15 областей знаний. Каждая область знаний представляет собой иерархически упорядоченный текст стандартизованного типа, включая понятийный аппарат, методы и средства, инструменты поддержки инженерной деятельности и др. Ранняя версия документа (SWEBOK 2004) доступна в переводе С. Орлика (http://swebok.sorlik.ru/).

SWEBOK предлагает выделить в Requirement Process следующие основные составляющие:

  • Requirements Elicitation (Извлечение требований),
  • Requirements Analysis (Анализ требований в узком смысле),
  • Requirements Specification (Специфицирование требований),
  • Requirements Validation (Проверка требований).

В качестве примера альтернативной декомпозиции потока работ можно рассмотреть взгляд, предложенный в RUP [4.1]. RUP предлагает выделить в основном потоке анализа требований такие компоненты, как:

  • Analyze the Problem (Анализ проблемы),
  • Understand Stakeholder Needs (Понимание потребностей совладельцев),
  • Define the System (Определение системы),
  • Manage the Scope of the System (Управление контекстом системы),
  • Refine the System Definition (Уточнение определения системы).

RUP (Rational Unified Process – "рациональный унифицированный процесс") – методология разработки программного обеспечения от IBM. RUP развивался десятилетиями и отражает коллективный опыт множества людей и компаний. Методология оформлена в виде базы знаний, которая в настоящее время доступна в рамках продукта IBM Rational Method Composer http://www-03.ibm.com/software/products/ru/rmc. RUP - формализованный, итеративный, инкрементный, настраиваемый процесс разработки, направляемый требованиями, базирующийся на метриках и визуальном моделировании на основе UML. Процесс поддерживает команды любого размера.

Stakeholder - "Совладелец", заинтересованное лицо. Согласно PMBOK - лицо или организация (например, потребитель, спонсор, исполняющая организация или общественность), которые активно вовлечены в проект, - на чьи интересы могут позитивно или негативно повлиять исполнение или завершение проекта. Заинтересованная сторона также может оказывать влияние на проект и его результаты. (конец цитаты). Поиск заинтересованных лиц и отслеживание их интересов на всем протяжении проекта – одна из ключевых стратегий в большинстве современных методологий разработки программного обеспечения. Следование этой стратегии позволяет существенно смягчить риски и обеспечить "мягкое" внедрение разработанного ПО.

Обобщая указанные выше декомпозиции, а также подходы, описанные в [4.4,4.5-4.7], далее будем придерживаться следующей, более удобной в методическом плане схемой декомпозиции потока работ "Работа с требованиями":

Первые 6 работ в лекционном курсе рассматриваются, как компоненты процесса анализа требований.

Для того, чтобы успешно создать автоматизированную информационную систему (или шире, программную систему), необходимо, во-первых, определить компоненты потока работ, которые будут использоваться командой разработчиков и, во-вторых, правильно их организовать. В вопросы организации входит упорядочение работ во времени, интерфейсы между ними, параллелизм, работа с рисками и многое другое.

Найти ответ на первый вопрос может помочь общая классификация задач, работ и операций программной инженерии, представленная в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Другая, более поздняя по времени классификация, присутствует в SWEBOK. Однако нужно отметить, что данные руководящие документы рассматривают общий случай, а в частном проекте может быть задействован далеко не весь арсенал работ.

Сложнее - с решением второго вопроса. На сегодня существуют и имеют примеры успешного применения десятки и сотни различных методологий (процессов), среди наиболее известных - MSF, RUP, Oracle PJM, XP, FDD, SCRUM, PSP, Crystal, DSDM. Методологии подразделяются на 3 "волны": каскадные (исторически первые), прогнозирующие (например, RUP) и "гибкие" (agile), вошедшие в широкую практику на рубеже тысячелетий [4.3].

Agile - серия гибких (облегченных) подходов к разработке программного обеспечения, в противовес так называемым "тяжеловесным" подходам. Базируются на Agile-манифесте http://agilemanifesto.org/principles.html.

Основные его идеи – смещение акцентов от всесторонней документации – к работающему коду, от контрактов – к сотрудничеству, от планов – к быстрой реакции на изменяющиеся требования, от формализации – к поддержке индивидуальностей и взаимодействия. Наиболее известные типопредставители – Scrum и XP.

Описания методологий существенно разнятся объемом (от десятков до тысяч страниц текста), наборами базовых работ и рабочих квалификаций, акцентами (работа с моделями, управление рисками, построение команды и пр.). Но авторы их описаний обычно сходятся в одном: лучшая из методологий, которой нужно следовать, чтобы добиться успеха - именно та, которую предлагает (описывает, рекламирует) конкретный автор. Редким исключением являются работы А. Коберна, автора группы методологий Crystal (см., в частности, [4.3]), где он предлагает брать за основу не "самый лучший" из процессов, а тот, который, во-первых, наилучшим образом соответствует проектной задаче, а во-вторых - команде, которая будет его реализовывать. В [4.3] вводится несколько метрик, позволяющих частично формализовать процесс подбора методологии.

Почему нужно анализировать требования?

Из сказанного выше следует, что не все работы и операции, известные в программной инженерии, используются в той или иной методологии и, тем более, конкретном проекте. Возникает вопрос: является ли рабочий поток АТ необходимым в цепочке рабочих потоков создания информационной системы, стоит ли тратить на него время? Каков требуемый объем результатов, ожидаемых от АТ?

Со всей очевидностью можно утверждать: да, АТ, как этап разработки ИС, невозможно пропустить: этот этап закладывает фундамент всего процесса проектирования и реализации системы. Степень проработки АТ может быть различной: от совершенно неформальной записки, представленной на одной странице, до развернутой системы документов, моделей и прототипов, построенной в соответствии с принципами одной из прогнозирующих методологий, например, RUP. Она зависит от следующих основных факторов: размеров проекта, величины имеющихся ресурсов и степени рисков. Невысокая глубина проработки приемлема для небольших проектов, характеризующихся небольшим ресурсом и невысокими рисками. Хорошо проработанные требования позволяют:

  • выработать общее понимание между Заказчиком и Разработчиком;
  • определить рамки проекта;
  • более точно определить финансовые и временные характеристики проекта;
  • обезопасить Заказчика от риска получить продукт, в котором он не сможет работать;
  • обезопасить Разработчика от риска попасть в ситуацию "неконтролируемого размытия границ", которое может привести к непредвиденным затратам ресурсов сверх начальных ожиданий.

Анализ требований - это процесс (бизнес-процесс) и, следовательно, к нему подходят методы и средства процессного подхода к управлению (см., например, [1]).

Один из ключевых вопросов, позволяющих оценить результативность процесса - что является выходом (результатом) процесса. В чем результат АТ? Результатом рабочего потока "анализ требований" является набор артефактов. Это могут быть текстовые документы, модели UML, либо других языков моделирования, прототипы программного обеспечения.

Другой важный вопрос - какие цели преследует процесс.

RUP предлагает следующие цели для потока работ АТ:

  • добиться одинакового понимания с заказчиком и пользователями о том, что должна делать система;
  • дать разработчикам наилучшее понимание требований к системе;
  • определить границы системы;
  • определить интерфейс пользователя и системы.
< Лекция 3 || Лекция 4: 12 || Лекция 5 >
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, прошел весь курс,хотел заказать версию для печати но она не кликается,когда исправяте данную опцию?

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989
Алексей Махонин
Алексей Махонин
Россия, Волжский, Средняя школа №12, 1990