Опубликован: 06.11.2016 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 6:

Структура и основные разделы бизнес-плана

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >

Нельзя иметь все. Куда вы все это положите?

Стивен Райт

Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспектив роста предприятия.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров и т.п.) разделы бизнес-плана могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом и в нашей практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 6.1).

Таблица 6.1.
Наименование раздела Состав раздела Цель Задача анализа и оценки
1 2 3 4
Резюме Результаты и выводы бизнес-плана - предполагаемого проекта. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов Объективная оценка продукции, деятельности фирмы Результаты анализа и оценки объема продаж, затрат. Оценка риска, прибыли
Исходные данные и характеристика Функциональные особенности; местоположение; условия использования территории Основание для анализа и расчетов
Прогноз конъюнктуры рынка Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм
Стратегия маркетинга Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели Влияние положительных и отрицательных факторов спроса, покупательской способности, формирование ценовой политики Анализ состояния рынка. Анализ изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы, сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей фирмы
Конкуренция Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон.
Товар (услуга) Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции
Определение затрат Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям
План производства Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здание, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.
Организация работ и финансирование Блоки и этапы программ; организация работы; установление форм собственности; виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения дохода Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости проекта
Рынок сбыта Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура Оценка положительных дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры
Определение доходов Виды производства, себестоимость работ (услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции Объем производства, себестоимость работ (услуг) и т.п.
Финансовый план Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения
Формирование потока чистых средств План и структура управления (например, недвижимостью на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п. Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов
Оценка экономической, коммерческой, социальной эффективности Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат; рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта и другие показатели Экономическая, коммерческая, бюджетная, социальная эффективность инвестиций
Страхование коммерческого риска Типы риска, условия их возникновения, возможный ущерб. Слепые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков Механизм предотвращения риска, формы и условия страхования Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений

Резюме. В резюме внимание должно быть нацелено на главные результаты и выводы бизнес-плана в целом и каждого его раздела, включая возможный риск и пути его преодоления.

Исходные данные и характеристика бизнеса. В данном разделе определяются функциональные особенности, местоположение, технические параметры, условия бизнеса (например, строительства, реконструкции), эксплуатации объекта. Рассматривается влияние на формирование проектного предложения внешних и внутренних факторов.

Оценка рыночной конъюнктуры. Содержит общую характеристику современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в инвестиционной сфере. Прогноз динамики спроса на аналогичные объекты (товары, услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса. Прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к данному бизнесу (например, застройке территории).

Конкуренция. Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов.

Сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов. Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон.

Товар (услуга). Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса.

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции.

Стратегия маркетинга. Включается описание целей, маркетинговой ситуации программы осуществления стратегии, отражающей состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации; отражение влияния на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков и т.п.); формирование ценовой политики; описание путей адаптации мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации.

Организационно-финансовый механизм. Содержит описание инвестиционной программы с подразделением на блоки и этапы; организация проектирования и строительства объектов с подразделением их по форме собственности и источникам финансирования.

Определение затрат. Приводится расчет единовременных и текущих затрат по реализации проектного предложения с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции. Показатели затрат подразделяются по источникам финансирования с выделением бюджетных и внебюджетных средств.

План производства. Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

Организация работ и финансирование. Блоки и этапы программ; организация работы; установление форм собственности; виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов.

Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений.

Рынок сбыта. Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура.

Оценка положительных дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры.

Определение доходов. В разделе приводится расчет объемов производства, себестоимости продукции (работ, услуг), определяются условия ценообразования, налогообложения, получения валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции по единовременным поступлениям в бюджет и внебюджетный фонд (например, плата за право аренды земли и объектов муниципальной недвижимости, продажа существующих и новых объектов и т.д.).

Формирование потока чистых средств. Приводится расчет потоков чистых средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой в процессе строительства и эксплуатации объектов, расположенных на данной территории, с распределением по годам расчетного периода нарастающим итогом начиная с первого года инвестирования. Поток чистых средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам, страхованию и др.

Финансовый план. Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности.

Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.

Оценка экономической, бюджетной, коммерческой и социальной эффективности инвестиций. Приводится расчет показателей эффективности и их интерпретации: срок окупаемостиок) вариантов проектного предложения; чистая текущая стоимость ЧТС) проекта, индекс доходности (ИД) инвестиций; внутренняя норма рентабельности (ВНР) проекта; точка безубыточности проекта (ТБ) и других показателей, характеризующих экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.

Страхование коммерческого риска и юридическая защита. Определяются типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб. Рассматриваются возможности предотвращения (снижения) рисков, формы и условия страхования, величины страховых выплат.

Составление бизнес-плана для предприятий промышленности, строительства, транспорта, торговли имеет свою специфику, но его структура не будет существенно различаться, за исключением некоторых дополнений, например, планирование использования мощностей оборудования, выпуска продукции и т.п.

Необходимыми разделами бизнес-плана являются:

  • организационный (организационная схема предприятия);
  • юридический (правовой статус организации).

Важно также тщательно просчитать риски и определить меры профилактики и страхования.

В более развернутом виде структуру (разделы и подразделы) бизнес-плана можно представить в следующем виде.

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >