Опубликован: 06.10.2013 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 1:

Биоэтика и права человека

Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >
Аннотация: Что такое биоэтика? Чем биоэтика отличается от традиционной медицинской этики? Какова роль биоэтики в современном мире? Вряд ли возможно дать однозначные ответы на эти вопросы. Между тем современная наука заставляет все чаще задумываться о месте человека в мире и искать наиболее точные и уместные ответы на сложнейшие этические ситуации. А это предполагает широкое обсуждение весьма острых этических вопросов, в том числе на страницах газет и журналов и в популярных радио и телепередачах. Подобные проблемы не под силу решать в рамках какой-то одной дисциплины, будь то медицина, юриспруденция или философия. Здесь мы попытаемся представить биоэтику как такую область знания, которая неразрывно связана с осмыслением и защитой прав человека перед лицом вызовов, порождаемых бурным развитием биомедицины.

1. Возникновение биоэтики

Один из ведущих американских биоэтиков, врач с мировым именем А. Р. Джонсен (A. R. Jonsen) назвал днём рождения биоэтики 9 ноября 1962 года. В этот день в журнале "Лайф" была опубликована статья журналистки Шэйны Александер (Shana Alexander) "Они решают, кому жить, кому умирать: чудо медицины налагает моральное бремя на маленький комитет". Тогда в клинике города Сиэтл (штат Вашингтон, США) врач Белдинг Скрибнер (Belding Scribner) стал первым в мире регулярно применять эффективно работающий аппарат "искусственная почка".


Рис. 1.1.

Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия в США. Термин "биоэтика" вошел в широкий научный оборот после публикации в 1970 г книги американского онколога Ван Ренсселер Поттер "Биоэтика – мост в будущее". Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей. По Поттеру, "наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента — биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – биоэтика".

Метод хронического гемодиализа, осуществляемый с помощью этого аппарата, позволял значительно продлевать жизнь больных с почечной недостаточностью. Поскольку число аппаратов было ограничено, то со всей остротой встала проблема выбора: кому из пациентов дать доступ к спасительному прибору, а кому – нет, кому предоставить шанс выжить, а кому в этом шансе отказать. Скрибнер и его коллеги были активистами борьбы против расовой и гендерной дискриминации. Поэтому они решили, что успехи биомедицины не должны стать основанием для новой формы дискриминации людей, теперь уже в отношении доступа к медицинской помощи. Был поставлен вопрос о том, как защитить право пациентов на справедливое распределение дефицитного ресурса, спасающего жизнь.

Для честного, непредвзятого принятия решений в такой экстремальной ситуации Скрибнер предложил создать особую гражданскую структуру. Так в Сиэтле появился первый в мировой практике этический комитет. Комитет включал семь граждан Сиэтла, среди которых кроме врачей были юрист, священник, философ, специализирующийся в области этики. Ш. Александер описала работу этого комитета, горячие дискуссии между его участниками, пытавшимися найти некоторый общий подход к обсуждаемым проблемам. Предоставить ли аппарат ветерану войны или молодому юноше, ещё никак не проявившему себя, местному конгрессмену или домохозяйке, многодетной матери? Как отметил А. Джонсен, создатели первого этического комитета совершили судьбоносное для последующего развития биоэтики открытие – острейшие этические проблемы, рождающиеся в медицинской науке и практике, не могут решаться одними только врачами. Стала очевидной необходимость их сотрудничества с представителями гуманитарных профессий и общественностью. Важнейшим и незаменимым посредником подобного рода сотрудничества являются СМИ.

Публикация Ш. Александер вызвала острую дискуссию в прессе, тем самым было привлечено внимание к одной из новых специфических моральных проблем, возникающих в ходе прогресса биологии и медицины. На гребне общественного интереса, обусловленного этими дискуссиями, появились первые научные публикации в области биоэтики, а через несколько лет (в начале 70х годов) возникли первые исследовательские центры и началось преподавание биоэтики в медицинских школах.

Следует отметить значительное влияние на возникновение и развитие биоэтики идеологии экологического движения, обращающей внимание на угрозы научно-технического прогресса для биологического благополучия человека и выживания человечества в целом. Специфика биоэтики в том, что она опознаёт эти угрозы на уровне не биологических отношений, но фундаментальных моральных оснований. На уровне прав человека.

2. Миссия биоэтики

Основная задача биоэтики — способствовать выявлению, междисциплинарному обсуждению и выработке социально согласованных решений по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает прогресс биомедицинской науки и практики. Можно ли клонировать человека? Допустимы ли попытки создания генетическими методами новой "породы" людей, которые будут обладать высокими физическими и интеллектуальными качествами? Нужно ли спрашивать разрешения у родственников умершего при заборе его органов для пересадки другим людям? Можно ли и нужно ли говорить пациенту правду о неизлечимом заболевании? Является ли эвтаназия преступлением или актом милосердия? Биоэтика призвана способствовать поиску морально обоснованных и социально приемлемых решений этих и подобных им вопросов, которые встают перед человеком и человечеством практически ежедневно.

Однако вполне справедливо задаться вопросом: зачем понадобилось создавать биоэтику, ведь на протяжении веков медицина и наука самостоятельно решали такого рода проблемы? В самом деле, все знают, к примеру, о клятве Гиппократа, которая много столетий является фундаментом профессиональной этики врачей.

Основное отличие биоэтики от традиционной, гиппократовской этики — в том, что последняя носит сугубо корпоративный характер. Она рассматривает врача в качестве единственного морального субъекта, воздействующего на пациента, который пассивен (собственно, само латинское слово "пациент" и обозначает того, кто пассивно претерпевает страдание) и не принимает участия в выработке жизненно важных для него решений. Биоэтика же исходит из идеи "активного пациента", который, будучи моральным субъектом, вступает в сложные диалогические (а подчас и конкурентные) отношения с другими субъектами — врачами и учеными.

Традиционные ценности милосердия, благотворительности, заботливого отношения к пациенту и непричинения ему вреда, нравственной ответственности медиков нисколько не отменяются и не умаляются. Просто в нынешней социальной и культурной ситуации они получают новое значение и новое звучание. Значительно больше внимания уделяется моральной ценности индивида как уникальной и неповторимой личности. В центре морального сознания оказывается идея автономии человека, его неотчуждаемое право (закрепляемое международным и национальным законодательством) самостоятельно принимать наиболее важные решения, касающиеся его собственной жизни.

Отметим также, что если врачи или биологи как эксперты обладают наиболее достоверным знанием, к примеру, о том, как технически клонировать человека, то вопрос о моральной или правовой допустимости подобных действий находится вне их профессиональной компетенции. Именно поэтому биоэтику развивают представители целого ряда дисциплин: врачи, биологи, философы, богословы, психологи, социологи, юристы, политики и многие другие. В этом смысле биоэтика представляет собой междисциплинарный феномен. Проблемы, порождаемые прогрессом биологии и медицины, столь трудны и многообразны, что для их решения необходимы совместные усилия людей, обладающих разными видами знания и опыта.

И еще одна важная особенность биоэтики. История показывает, насколько опасно пытаться навязать обществу одну на всех систему идеологических, национальных, религиозных или иных ценностей. Все мы различаемся по своим ценностным предпочтениям, но, в то же время, мы все граждане одного общества. Необходимо, несмотря на все различия и, более того, в полной мере уважая их, формировать навыки совместной жизни, в которой каждый вправе быть отличным от других.

Поэтому биоэтика не просто изучает моральные проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом, но и участвует в формировании новых политических институтов, характерных для плюралистического общества. Особую роль в этом играют этические комитеты. Это — социальный институт, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно- исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах (парламентах, президентских администрациях), международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.). Важную роль в деятельности этих комитетов играют представители общественности, связанные с мощными правозащитными движениями. Роль общественности в развитии биоэтики отражена во многих международных и национальных законодательных актах.

"Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций..." (Конвенция Совета Европы "О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине", статья 28).

Кроме того, биоэтические идеи развиваются и социально реализуются в рамках различных общественных организаций и движений. Достаточно упомянуть независимые врачебные ассоциации, организации защиты прав пациентов, прав животных, сторонников и противников права на аборт и т.д.

Таким образом, биоэтика – это междисциплинарная область знания, академическая дисциплина и социальный институт, которые возникли как ответ на сложнейшие антропологические и этические проблемы, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики.

Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >
Евгений кушнарев
Евгений кушнарев
Россия, тепловая 11