Опубликован: 15.05.2007 | Уровень: для всех | Доступ: свободно | ВУЗ: Московский государственный университет путей сообщения
Лекция 1:

Язык, речь и письменность

< Введение  || Лекция 1: 12 || Лекция 2 >
Аннотация: Язык и речь - природная информационная технология, которой каждый человек овладевает в первые годы после появления на свет. Письменность - информационная технология, позволяющая запоминать и передавать информацию другим людям, в том числе потомкам

Человек разумный (лат. Homo sapiens) (люди) — вид приматов, представитель группы гоминид рода человек, способный к речи, абстрактному мышлению, прямохождению и изготовлению орудий труда и их использованию. Существенными навыками является приготовление пищи при помощи термической обработки и использование одежды. Причинами происхождения человека от обезьяны являются переход к прямохождению, освобождение и развитие руки, мозга, органов речи и трудовая деятельность.

"Много сотен тысячелетий назад, в еще не поддающуюся точному определению эпоху того периода в развитии земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе, по всей вероятности на обширном материке, ныне находящемся на дне Индийского океана, — необычайно высокоразвитая порода человекоподобных обезьян…Первым следствием обусловленного их образом жизни обычного для них способа передвижения (лазать, карабкаться), при котором руки выполняют совсем другие функции, чем ноги, было то, что эти обезьяны постепенно перестали пользоваться руками при передвижении по поверхности земли, стали усваивать прямую походку. Этим был сделан решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку.

Наши предки — обезьяны, как уже сказано, — были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки и труда господство над природой расширяло с каждым новым шагом кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того не известные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стала ясней польза этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе орган: неразвитая глотка обезьяны преобразовывалась медленно, но неуклонно, путем постепенно усиливаемых модуляций, и органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим". Ф. Энгельс. Диалектика природы.

Труд (целесообразная деятельность) создал человека, а общественный труд и информационные технологии создали человеческое общество. Ведь обеспечить себе пропитание, например, убить крупное животное, первобытные люди могли только общими усилиями. При этом они должны были общаться между собой, обмениваться информацией, например, предупреждать друг друга об опасности. Сначала это делалось с помощью мимики, жестов и возгласов, а затем возник язык - важнейшее средство человеческого общения. Он стал средством передачи информации, значительно расширил возможности хранения ее в памяти, стал одним из средств управления поведением человека. Реализуется язык в виде речи - языка в действии. Но говорить тогда можно было только с находящимся рядом собеседником или толпой людей, слушающих говорящего, так как речь исчезает в момент ее произнесения.

Понятие информация в старых словарях и энциклопедиях, например, в Малой Советской энциклопедии 1929 года объяснялось просто как осведомление. Однако в середине ХХ века понятие информация приобрело гораздо более широкий и даже всеобъемлющий смысл, присущий не только всей живой природе - человеку, животным, растениям, - но и автоматическим устройствам, например роботам.

В современном "Словаре русского языка" С.И. Ожегова слово "информация" - это "сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством".

В наше время, особенно после создания и всеобщего распространения компьютеров, информация превратилась в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу наследственных признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Информация стала основным, базовым понятием кибернетики - науки об управлении в живой природе и технике. Наряду с веществом и энергией информация стала одним из основных понятий окружающего нас мира.

Каждый человек с момента рождения, а если точнее, то даже еще в утробе матери окружен информацией, которую он воспринимает с помощью всех органов чувств - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Для человека, животного или растения информация представляет собой отражение окружающего их реального мира, то есть сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте, - это неотъемлемое свойство живой природы. Получает человек информацию из внешнего мира с помощью своих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Но одно свойство отличает информацию от основных понятий реального мира - от материи и энергии. Ведь если от одного объекта передать некоторое количество вещества или энергии другому объекту, то в первом объекте вещества или энергии станет меньше на это количество, а во втором - больше. В противоположность этому, при передаче информации от одного объекта другому в первом ее количество не уменьшается, а во втором - увеличивается. Ведь если Вы поделитесь какой-нибудь новостью с другими людьми, они ее узнают, но она и у Вас останется.

Поток информации, который получал древний человек, был довольно ограничен. Восход солнца "сообщал" древнему человеку о том, что пора пробуждаться, а заход солнца - о том, что пора спать. Рычание диких животных заставляло человека спрятаться от них, горький вкус пищи заставлял выплюнуть ее, чтобы не отравиться, палящее солнце - спрятаться в тень, а дождь или гроза - спрятаться в пещеру или хижину. Информация помогала древнему человеку выжить среди опасностей дикой природы.

Современный человек получает целую лавину информации: знания, приобретенные при общении с другими людьми, животными; содержание книг, газет, журналов; сообщения по радио и телевидению; реклама; впечатления от посещения кино, театров, музеев и концертов, прослушивания звукозаписей, туристических поездок и многое другое.

В наше время информация систематически распространяется через средства массовой информации (СМИ) - печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись - с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. При этом используются реклама, агитация и пропаганда.

Труд первобытного человека был очень тяжел, инструментов еще почти не было. Руки и глаза во время работы заняты: ведь физическую работу выполняют руками и все время смотрят на предметы труда. Для понимания мимики и жестов нужно видеть друг друга, а жестикулируют в основном руками. Звуковая речь служит для выражения и передачи мыслей. Но при этом она не отвлекает руки и глаза человека от труда. Ведь переговариваться с помощью звуков можно, не глядя друг на друга. Так возник звуковой канал передачи информации в процессах труда и общения людей между собой.

Представьте себе, что два грузчика несут по лестнице на пятый этаж пианино с помощью ремней. Одному грузчику поднять такой тяжелый груз не под силу. Во время подъема по лестнице оба грузчика не видят друг друга. Они должны действовать сообща, смотреть себе под ноги, чтобы не отдавить их и не уронить пианино. Для этого остается только координировать свои действия голосом, короткими командами друг другу, как это принято у такелажников: майна (вниз), вира (вверх), майна помалу (вниз медленно), вира помалу (вверх медленно).

Вот точно также поступали древние люди, когда сообща несли тяжелый камень на строительстве храма или жилища.

Руки и глаза у них были заняты, оставалось общаться окриками, то есть воспользоваться звуковым каналом информации. Эти окрики постепенно превратились в речь и язык. На таких соображениях построена трудовая теория возникновения речи и языка. Эта теория представляется наиболее логичной, хотя существует множество других теорий.

Чем природа снабжает каждого только что родившегося ребенка? Прежде всего, генетической информацией, полученной от его родителей. Во-вторых – органами чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, ощущения гравитации. В третьих - набором врожденных реакций - инстинктов: самосохранения, пищевого и т.д. И все.

Остальное ребенок приобретает сам за время своей жизни, особенно за первые несколько лет. Мозг новорожденного малыша практически чист, мыслей у него еще нет. Он только способен воспринимать, запоминать и усваивать получаемую информацию.

Первые умения, которые ребенок приобретает за первые год – полтора жизни, это умение ходить, говорить и понимать речь окружающих его людей.

Ведь каждый новорожденный может только лежать на спине, потом он учится поворачиваться, лежать на животике, держать головку, потом вставать в кроватке и только после этого ходить. Всему этому он учится с помощью родителей, и, прежде всего, матери. И только, научившись ходить, он становится "Homo erectus", человеком прямоходящим.

Благодаря зрению ребенок видит окружающий его мир, окружающих его людей, а благодаря слуху – их речь, которую он постепенно усваивает. Разумеется, это родная речь его родных, в первую очередь, речь его матери, отца, братьев и сестер. У русско-говорящих родителей он усваивает русскую речь, у англо-говорящих – английскую речь, у китайских – китайскую, у японских – японскую речь и так для людей любых национальностей.

При этом людьми в качестве звукового канала передачи информации используется воздух, окружающий нас. Ведь воздух – это газ, а точнее, смесь нескольких газов.

Каждый родившийся младенец проходит "обучение" родному языку по звуковому каналу передачи информации, слушая речь своих матери, отца, братьев и сестер. Только, научившись понимать окружающих, он начинает говорить и мыслить сам.

С помощью звукового канала передачи информации люди могут разговаривать, общаться друг с другом, обучаться, слушать музыку, радио- и телепередачи.

Сначала ребенок медленно говорит простые слова, чаще всего, "мама", "папа", повторяя их вслед за матерью или отцом. Постепенно он начинает произносить отдельные предложения, увеличивая темп своей речи. И затем, в течение нескольких лет, он осваивает понимание слитной речи, в которой практически нет перерывов между отдельными словами.

Речь участвует не только в передаче сведений от одного человека собеседникам, но и во всех сознательных процессах самого человека. Каждый из нас мыслит с помощью речи, словами, только не произносит их вслух. Даже когда мы молчим, мы говорим сами с собой, мыслим не только образами, но и словами. Воспринимаемые нами предметы в своем сознании мы называем словами-понятиями: стол, стул, небо, земля, утро, день, вечер, ночь. Считаем в уме мы тоже с помощью слов, обозначающих числа и вычисления: один, два, три, четыре, сложить, вычесть, умножить, разделить. Например: девять умножить на три равно двадцати семи, говорим мы "в уме".

Параллельно с овладением речи у ребенка образуются понятия об отдельных предметах и явлениях. Он начинает мыслить этими понятиями. Речь является первой внешней информационной технологией для общения с окружающими людьми, и, в то же время, первой внутренней информационной технологией, с помощью которой он начинает мыслить не только с помощью образов, но и с помощью слов и понятий.

Речь превращает человека в Homo sapiens (человека разумного).

Чем раньше ребенок начинает говорить, тем раньше у него сохраняются воспоминания о детстве.

А дальше ребенок усваивает другие информационные технологии, начиная со счета. Раньше он начинал считать в первом классе школы, теперь современные дети осваивают счет и чтение еще задолго до школы. Затем он учится читать и писать.

Он начинает читать книги, газеты, журналы, слушать музыку, смотреть телевизионные передачи, театральные постановки, посещать концерты, учится пользоваться компьютером, Интернетом и электронной почтой, сотовым телефоном и т.д., овладевать иностранными языками. Разумеется, овладение ими дается намного сложнее, чем родным языком в раннем детстве…В течение всей дальнейшей жизни человек может овладевать все более новыми технологиями, и, в первую очередь, информационными.

Формирование речи объяснил в физиологии И.П. Павлов (рис. 1.1), который разработал учение о сигнальных системах.

 И.П. Павлов (1840-1936)

Рис. 1.1. И.П. Павлов (1840-1936)

Сигнальные системы условно-рефлекторных связей формируются в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при поступлении импульсов от внешних и внутренних раздражителей.

Первая сигнальная система формируется при воздействии конкретных раздражителей - света, звука, боли, запаха и др. Она является формой непосредственного отражения действительности в виде ощущений и восприятия.

Вторая сигнальная система, присущая только человеку, формируется при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственных раздражителей, а их словесного обозначения. Вторая сигнальная система образуется на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми и, первоначально, между ребенком и его родителями и близкими.

Понятие о второй сигнальной системе И.П. Павлов ввел в 1932 году.

Другое мнение высказал выдающийся физиолог Н.А. Бернштейн: "Слова как сигналы не образуют никакой особой системы и в роли пусковых фонем (звуковых единиц языка - Прим. авт.) полностью доступны многим животным, еще чрезвычайно далеким от функции речи. Слова и речь как отражение внешнего мира в его статике (имена) и динамике действий и взаимодействий с субъектом (глаголы, суждения) действительно образуют систему, доступную и свойственную только человеку".


Критикуя предложенное И.П. Павловым понятие второй сигнальной системы, он уточнил понятие мышления как высшей ступени познания, присущее только человеку и отличающее его от животного мира. Действительно, животные, не обладающие речью и мышлением, понимают звуковые словесные команды-сигналы и хорошо дрессируются с их помощью.

А как передать мысли, сообщения, свой опыт людям, находящимся далеко от тебя, а тем более потомкам? Речь закреплялась сначала в памяти человека и передавалась устно из поколения в поколение, а затем возникла письменность - знаковая система фиксации речи. Она позволила закреплять мысли во времени и передавать их на расстояние с помощью графических элементов - письмен.

С возникновением письменности стало возможным передавать информацию не только устно или жестами. Умение читать и выражать свои мысли в письменной форме стало признаком грамотности людей. Она дала возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накапливать человеческие знания в форме рукописей и рукописных книг и тем самым передавать произведения человеческой мысли от одного поколения к другому. Изобретение печатных станков в XV веке открыло возможность издания и широкого распространения книг. Массовое издание книг и учебников, открытие публичных библиотек создали условия для достижения всеобщей грамотности и развития культуры.

Письмена - это графические знаки, придуманные людьми для того, чтобы запечатлеть и передать свои мысли. Зачатки письма - зарубки и метки, бирки, узелки на веревках, бусы, раковины.

Древнейший способ письма - это пиктография: фиксация и передача мыслей с помощью картинок, изображения предметов. Следующий по времени способ - идеография: передача мыслей с помощью условных знаков. Однако таких знаков слишком много. Так, в китайской письменности насчитывается до 40000 иероглифов.

Наиболее удобным стало алфавитное письмо, в котором знаками - буквами передаются не сами предметы мысли, а слова, обозначающие мысли. При этом буквами могут обозначаться как слоги речи, так и ее отдельные звуки. Алфавитное письмо возникло позднее других письмен.

Иероглифы (рис. 1.2) - древние рисуночные знаки египетского письма - были смешанными. В них некоторые знаки, идеограммы, обозначали понятия, а другие были алфавитными. Клинопись (рис. 1.3) - это письменность в древнем Шумере (государстве в междуречье Тигра и Евфрата), знаки которой состояли из групп клинообразных черточек, выдавленных на глиняных табличках. Она была сначала идеографическим письмом, а затем превратилась в словесно-слоговое письмо.

Иероглифы

Рис. 1.2. Иероглифы
Ассиро-вавилонская клинопись

Рис. 1.3. Ассиро-вавилонская клинопись

Алфавит - это система письменных знаков - букв - для передачи звуков речи на данном языке. Назван по первым двум буквам греческого алфавита - "альфа" и "бета".

Древнейшим считается алфавит финикийских надписей (около 1200 лет до н. э.). Алфавит стал значительным упрощением письма, которого требовали нужды развивавшейся торговли. Этим и объясняется его первое появление у торговых народов Финикии и Крита. Финикийский алфавит дал начало семитическим алфавитам - арамейскому, затем еврейскому и аравийскому, армянскому, грузинскому и индийскому. Вместе с исламом аравийский алфавит был воспринят большинством мусульманских народов. Древние греки также позаимствовали алфавит у финикиян, а от греческого алфавита ведут свое происхождение латинский алфавит и церковно-славянские глаголица и кириллица, ставшие основой современного русского алфавита из 33 букв.


Кириллица - это одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана на основе греческого алфавита в конце IX - начале X веков с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 г. в России при Петре Первом реформирована и превращена в гражданский шрифт. Легла в основу русского алфавита, существующего в современном виде с 1918 года.

Глаголица, одна из двух славянских азбук, от кириллицы отличается формой букв. Предположительно создана Кириллом и Мефодием в IX веке. Была распространена в X-XI веках в Болгарии и Моравии, в Хорватии существовала до конца XVIII века.

Кирилл (около 829-869 гг.) и Мефодий (около 815-885 гг.) - братья из Солуни (Салоники), христианские миссионеры у славян, славянские просветители, создатели славянской азбуки, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

< Введение  || Лекция 1: 12 || Лекция 2 >
Анна Чулкова
Анна Чулкова

Тесты к курсу составлены отвратительно. Они не соответствуют тексту лекции, трактуются двузначно, плохо сформулированы. В большинстве случаев верный ответ расчитан на угадывание того ответа, который считает правильным составитель теста. Но не факт, что этот ответ на самом деле верный! И самое главное - содержание тестов направлено на что угодно, но не на знание информационных технологий.

Владислав Туйков
Владислав Туйков
Марина Герасименко
Марина Герасименко
Россия, Тверь, МОУ "Михайловская СОШ", 2013
Светлана Ефимова
Светлана Ефимова
Россия, Тверь, ТвГУ