Опубликован: 15.05.2007 | Уровень: для всех | Доступ: свободно | ВУЗ: Московский государственный университет путей сообщения
История информационных технологий Программа курса построена в соответствии с "History in the computing curriculum", предложенной IEEE, включает описание эволюции от первых вычислительных механизмов до современного аппаратного и программного обеспечения, сетей и средств интерактивного взаимодействия человека с машиной.

План занятий

ЗанятиеЗаголовок <<Дата изучения
-
Введение 
36 минут
-
Лекция 1
34 минуты
Язык, речь и письменность
Язык и речь - природная информационная технология, которой каждый человек овладевает в первые годы после появления на свет. Письменность - информационная технология, позволяющая запоминать и передавать информацию другим людям, в том числе потомкам
Оглавление
    -
    Тест 1
    30 минут
    -
    Лекция 2
    36 минут
    Книгопечатание
    Книгопечатание (полиграфия) - комплекс производственных процессов для изготовления печатной продукции - книг, журналов, газет или листовок, первое в истории средство массовой информации
    Оглавление
      -
      Тест 2
      21 минута
      -
      Лекция 3
      2 часа 12 минут
      Традиционные средства связи
      Средства связи – способы передачи информации на расстояние. К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение
      Оглавление
        -
        Тест 3
        18 минут
        -
        Лекция 4
        58 минут
        Современные средства и линии связи
        К современным средствам связи относятся электрические и оптические средства – проводная – факсимильная, волоконно-оптическая, беспроводная – радиотелеграф, радиорелейная, спутниковая, пейджинговая, сотовая мобильная связь, Интернет-телефония, спутниковое цифровое телевидение
        Оглавление
          -
          Тест 4
          18 минут
          -
          Лекция 5
          58 минут
          История звукозаписи
          К основным методам звукозаписи относятся механическая, магнитная, оптическая и магнито-оптическая звукозапись и запись на твердотельную полупроводниковую флэш-память
          Оглавление
            -
            Тест 5
            18 минут
            -
            Лекция 6
            1 час 14 минут
            Запись изображений
            К записи изображений относятся: фотография – получение неподвижных плоских изображений на бумаге, голография – получение объемных изображений, кино – съемка движущихся объектов на кинопленку и на цифровые носители, видеосъемка – магнитная и цифровая, виртуальная реальность
            Оглавление
              -
              Тест 6
              21 минута
              -
              Лекция 7
              1 час 40 минут
              История компьютера
              Люди использовали для счета от пальцев собственных рук, камешков, примитивного счетного прибора – абака, счетов, механического арифмометра, логарифмической линейки до электронного калькулятора и современных персональных компьютеров – настольных, портативных и карманных, способных решать самые разнообразные задачи не только быстрого счета, а гораздо более сложные
              Оглавление
                -
                Тест 7
                27 минут
                -
                Лекция 8
                53 минуты
                История сети Интернет и электронной почты
                Интернет – это глобальная компьютерная сеть, дающая возможность каждому пользователю сети пользоваться информационными возможностями всей сети и передавать одновременно свою информацию всем ее пользователям. Интернет - сеть, базирующаяся на общей системе адресов и единой системе протоколов, являющихся своеобразным "языком" входящих в нее компьютеров
                Оглавление
                  -
                  Лекция 9
                  9 минут
                  История копирования и размножения документов
                  Для копирования и размножения документов применяли копировальную бумагу, пишущую машинку, ротатор, гектограф, мимеограф, стеклограф, а сегодня - электрофотографию и ксерографию
                  Оглавление
                    -
                    Тест 8
                    21 минута
                    -
                    Лекция 10
                    2 часа 17 минут
                    Сохранение и передача информации в живой природе
                    Живые организмы отличает от неживой природы получение и использование информации от окружающей природы, а также обмен информацией между живыми организмами. Генетическая информация передается по наследству от организма к организму, а индивидуальная память не наследуется, а приобретается в течение жизни каждого организма
                    Оглавление
                      -
                      Тест 9
                      18 минут
                      -
                      Лекция 11
                      1 час 7 минут
                      Информационные технологии на транспорте
                      Транспорт делится на наземный, водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Человек осваивал сначала наземный – колесный транспорт, затем водный – речной и морской – весельный, парусный, паровой, потом железнодорожный, автомобильный и самый молодой - воздушный. Параллельно осваивались приборы для навигации, ориентации, определения скорости, времени и др.
                      Оглавление
                        -
                        Тест 10
                        18 минут
                        -
                        Лекция 12
                        2 часа 9 минут
                        Информационные технологии в различных областях деятельности
                        В данной лекции описывается применения информационных технологий в медицине, образовании, финансах, банковском деле, торговле, юриспруденции, военном деле, криптографии, машиностроении и металлообработке
                        Оглавление
                          -
                          Тест 11
                          33 минуты
                          -
                          Лекция 13
                          54 минуты
                          История измерений
                          Человек столкнулся с необходимостью измерений в древности, на раннем этапе своего развития – в практической жизни, когда потребовалось измерять расстояния, площади, объемы, веса, и, разумеется, время. Измерение – это сравнение какой-либо величины с однородной величиной, принимаемой за единицу меры. С измерениями тесно связано развитие науки и техники. Научные исследования сопровождаются измерениями, позволяющими установить количественные соотношения и закономерности свойств изучаемых явлений
                          Оглавление
                            -
                            Лекция 14
                            24 минуты
                            История идентификации личности
                            Идентификация личности - признание тождественности, опознание личности человека. Рассматриваются бумажные (например, по удостоверению личности, паспорту, водительскому удостоверению) и биометрические идентификаторы личности (основанные на физиологических или поведенческих характеристиках, индивидуальных для каждого человека: внешность, походка, почерк, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, форма лица и т.д.). Сегодня применяются, в основном, три метода биометрической идентификации: распознание по отпечаткам пальцев, по радужной оболочке глаз и по форме лица
                            Оглавление
                              -
                              Лекция 15
                              21 минута
                              Современные средства и системы отображения информации
                              К ставшим уже традиционными средствам воспроизведения (или отображения) информации – кинопректорам, диапроекторам, телевизорам, мониторам компьютеров за последние годы добавились новые – мультимедийные проекторы, LCD-мониторы, плазменные панели, настенные экраны, интерактивные доски, планшеты, комплексы для образования и целые интегрированные системы управления. Они находят широкое применение в оборудовании выставок, конференц-залов, ситуационных центров, школ, стадионов, в цифровом кино
                              Оглавление
                                -
                                Лекция 16
                                16 минут
                                Заключение
                                Оглавление
                                  -
                                  Дополнительный материал 1
                                  1 час 4 минуты
                                  Толковый словарь
                                  Оглавление
                                    -
                                    Дополнительный материал 2
                                    30 минут
                                    -
                                    Дополнительный материал 3
                                    17 минут
                                    -
                                    Дополнительный материал 4
                                    30 минут
                                    -
                                    Дополнительный материал 5
                                    18 минут
                                    -
                                    Дополнительный материал 6
                                    38 минут
                                    -
                                    5 часов
                                    -
                                    Анна Чулкова
                                    Анна Чулкова

                                    Тесты к курсу составлены отвратительно. Они не соответствуют тексту лекции, трактуются двузначно, плохо сформулированы. В большинстве случаев верный ответ расчитан на угадывание того ответа, который считает правильным составитель теста. Но не факт, что этот ответ на самом деле верный! И самое главное - содержание тестов направлено на что угодно, но не на знание информационных технологий.

                                    Владислав Туйков
                                    Владислав Туйков
                                    Марина Герасименко
                                    Марина Герасименко
                                    Россия, Тверь, МОУ "Михайловская СОШ", 2013
                                    Светлана Ефимова
                                    Светлана Ефимова
                                    Россия, Тверь, ТвГУ