Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 8081 / 3459 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:24:00
Специальности: Историк
Лекция 23:

Русская философия

< Лекция 22 || Лекция 23: 1234 || Лекция 24 >
Аннотация: Русская философия как отдельное направление в мировой философии. Истоки русской философии. Ранние философские идеи в русской философии. Первоначальные формы русского философствования. Общественно-политические и философские течения в России в 18- первой половине 19 в. Философия западников и славянофилов. Философия В.Соловьева.

Цель лекции: ознакомить читателя со спецификой русской философской мысли.

Русская философия - это особое течение в мировой философской мысли. Возникновение русской философской мысли относят к первым векам становления Киевской Руси как христианского государства. Именно христианство оказало огромное воздействие на развитие первых философских представлений о человеческой жизни и бытии.

Развитие философских идей до начала 19в.

В русской философии до начала 19 в. можно выделить несколько основных периодов:

  • развитие философской мысли в Киевской Руси
  • становление философской мысли в средневековом Московском государстве.

Как и в европейской культуре Эпохи Средневековья огромное развитие и усиление церкви, которое происходило вслед за признанием христианства государственной религии оказало огромное влияние на философское мировоззрение на Руси.

Так первые мыслители, у которых можно встретить какие-то философские идеи были, как и в средневековой Европе, монахи, поскольку именно монастыри в то время были центрами просвещения и развития хоть какой-то научной мысли. Первые русские философы были теологи, и философские идеи тесно переплетались с религиозными.

Одним из первых русских мыслителей теологов 11в. был Киевский Митрополит Илларион.Его основной труд - это " Слово о законе и благодати ". Илларион был систематизатором и популяризатором библейских идей. Он очень интересно и специфически интерпретировал библейское сказание, в соответствии с которым Киевская Русь была вписана в мировой исторический процесс. На Русской земле, как и в других, христианских государствах история шла к полной победе света над тьмой, где свет трактовался как божественная Христова истина, к которой могут быть приобщены только верующие во Христа.

Развитие философской и теологической тематики было продолжено в трудах Великого князя Киевского Владимира Монамаха. Его главное произведение " Поучение ", которое содержит религиозные нравственные и моральные догмы. В Поучении Владимира Мономаха были использованы философские идеи Домостроя.

Как и в трудах Иллариона Князь Владимир уделял основное место в своих рассуждениях практической этике, на которую человек должен опираться в своей повседневной жизни. Главным этическим принципом в учении Мономаха было осуществление благих дел - это такие дела, которые ориентированы на покаяния, аскетизм, молитву, благо и милостыню. При этом этические принципы, которые выдвигает Монамах в своем учении, должны быть действенны не только для обычного человека, но и для правителей и политических деятелей.

В 14 в. на Руси развивается религиозно-философское учение исихазм (греч. исихия - безмолвие). Это учение исходило из аскетического принципа христианства - безмолвия, они проповедовали принцип безмолвной молитвы, которую они считали "умной молитвой". В исихазме мы встречаем принцип апокатастазиса, который полагал спасение всех душ - грешных и безгрешных - в царстве божьем.

В учении исихазма разрабатывается впервые в русской философии онтологическая проблематика. Основной онтологической категорией был, конечно, Бог. И последователи этого учения рассматривали принципы соотношения Бога и мира. Бога они считали трансцендентальной сущностью, которую нельзя познать человеку. Бог излучает энергию, которую излучает из себя и пронизывает все бытие. Эта энергия находится и в живых организмах, в том числе в человеке и в неживой материи. Последователи исихазма исходили из принципа креационизма и признавали христианскую идею о сотворении мира Богом. Исихасты считали, что вначале была пустота или ничто. Из ничего Бог создал мир на основе четырех стихий - воды, воздуха, земли и огня. Эти четыре стихии преобладают и в человеческом естестве. Как мы видим, учение исихастов обращалось к идеям первоосновы мира и обращалось к идеям античной философии.

В к 15в. - н. 16 в. на Руси развивается течение н естяжателей, которое также содержит интересные философские идеи. Представителями этого течения является - Нил Сорский и В. Патрикеев. Понятие нестяжатели происходит от древнерусского словосочетания, которое означало отказ церкви от земельной собственности1Советский энциклопедический словарь, стр. 894.. Нестяжатели были монахи и проповедовали аскетизм, уход от мира и подавление всего телесного для продвижения духовного. Они считали, что главной проблемой человека является необузданность страстей и эмоций, что не просто заставляет человека страдать, но приводит к нравственной и моральной деградации. Однако человека они рассматривали как вершину божественного творения, но для того чтобы божественная сущность воссияла в человеке необходимо вести правильный образ жизни, т.е. аскетический.

Параллельно с этим учением в 15 в - н.16 в. формируется религиозно - философское учение ереси. Это учение опиралось на книгу "Тайные тайных", которые содержала наставления и Аристотеля Александру Македонскому о политике и государстве. Следовательно, представители этого течения развивали идеи социальной философии. Фактически политическим идеалом для еретиков был абсолютный монарх, который заботиться о своем народе и защищает свое государство. Таким образом, это течение как мы видим, не предвосхищает свою эпоху, но полагает патриархальные принципы.

Социальная философия развивается в дальнейшем в трудах монаха Филофея, игумена монастыря г. Пскова. Его философские идеи связаны с понятием теократии. Он считал, что задача государственной власти заключается в поддержании веры и сохранении православия на Руси. Москва Филофей рассматривал как третий Рим. В послании Ивану IV он пишет: " внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима [Рим, Константинопль] пали, третий [Москва] стоит, а четвертому не быть ".

Идею Филофея о том, что Москва - третий Рим поддерживал Иван Грозный.

На русскую религиозно-философскую мысль оказало огромное влияние церковные реформы патриарха Никона 17в. и последовавший за ними церковный раскол. Никон по своим идеологическим взглядам был сторонник теократии. Он считал, что власть духовная выше власти светской. Реформы Никона имели огромные последствия для всего общества.

Основное содержание реформ Никона:

  1. Редактирование текстов церковного писания
  2. Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена "метаний", или малых земных поклонов .
  3. Проведение крестных ходов на двунадесятые праздники против движения солнца
  4. Троекратное повторение "аллилуйя", а не двукратное
  5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах

Таким образом, Никон произвел пересмотр святого писания, перевел многие тексты на старославянский язык, ввел новые церковные обряды, в частности именно после реформ Никона стали креститься тремя пальцами, что символизировало единство святой троицы. Целью реформ Никона было приближение религиозных обрядов к греческой православной церкви. Эти реформы носили очень острый характер, у них было много противников и сторонников, но ввиду того, что Русь того времени была религиозным патриархальным государством имели далеко идущие социальные последствия. О необходимости и актуальности этих реформ профессор Н.Ф. Каптерев пишет так:

"Влияние Византии в православном мире … основывалось именно на том, что она была для всех православных народов востока культурным центром, откуда исходили к ним наука, образование, высшие и совершеннейшие формы церковной и общественной жизни и пр. Ничего похожего на старую Византию не представляла в этом отношении Москва. Она не знала, что такое наука и научное образование, она даже совсем не имела у себя школы и лиц, получивших правильное научное образование; весь её образовательный капитал заключался в том, с научной точки зрения, не особенно богатом и разнообразном наследстве, которое в разное время русские посредственно или непосредственно получали от греков, не прибавив к нему с своей стороны почти ровно ничего. Естественно поэтому, что первенство и главенство Москвы в православном мире могло быть только чисто внешнее и очень условное"2Н.Ф. Каптерев Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1- 2 М., 1996 .

После реформ патриарха Никона произошел церковный раскол, приверженцев прошлых церковных норм стали называть старообрядцами. При этом не только "простой народ", но и многие духовные лица не поддержали идеи и реформы Никона. В частности русский богослов Юрий Крижанич считал, что русская православная культура и московское государство самобытны и не должны подражать греческой или еще какой-либо европейской культуре. Он считал, что московское государство должно стать центром объединения славян и отстаивать интересы такого объединения на мировой политической арене.

Таким образом, как мы видим, первые философские мысли в Древней Руси исходят из теологических христианских воззрений. Однако наука Древней Руси не была так развита, как наука средневековой Европы. Поэтому если в Европе философия стала служанкой богословия, причем умышленно как установка средневековой схоластики, то на Руси сложилась другая ситуация. Философия не рассматривалась отдельно как отрасль знания. Все знание о мире, человеке, боге, морали и этике формировались в рамках православного течения в теологических трудах. Но тем не менее не смотря на теологическую направленность многие из этих трудов имеют философскую ценность, поскольку содержат представления о происхождении мира (метафизическая проблематика), признание существования единого Бога (монотеизм), идею креационизма, представления об этике и морали (которые часто сводились к аскетизму и служению Господу).

В конце 17в. начале 18в. происходит переход и изменение направленности русской философской мысли. Эта связано с приходом эпохи Петра I и началом европеизации Руси. С Петра I начинается новой период не только в идеологических и философских представлениях, но и в жизни всей Руси. До сих пор его реформы не могут обрести однозначную историческую оценку (если такая вообще возможна).

Петр I был ярым критиком любых теократических идей и церковную власть полностью подчинил власти государственной. В 1721 г. Петр ликвидировал институт патриаршества и превратил церковь в один из государственных департаментов.

Петр первый боролся с неграмотностью на Руси и провел реформу образования, пытаясь приобщить его к европейской модели, что также сказалось и на развитии философской мысли. С эпохой Петра связано становление университетской философии как академического знания. Таким образом, именно в это время происходит отделение философии от теологии и религиозных представлений. В частности философия как отрасль гуманитарного знания стала развиваться в московском университете и в Киевской Академии. Развитие академической философии связано с такими мыслителями, как Ломоносов, Сковорода, Щербатов, Радищев.

Ломоносов, как ученый естествоиспытатель, был одним из первых на Руси создателем метафизической системы философского знания. При построении этой системы Ломоносов обращался к трудам и воззрениям древнегреческих атомистов и сформулировал свою корпускулярную теорию в философии. Учение Ломоносова при этом носит идеалистический характер. Ломоносов, что характерно для уровня развития естествознания того времени, признавал материю пассивным началом, которая приводится в движение "божественным первотолчком".

Сковорода, выпускник Киевской академии, занимался этической проблематикой. Иногда его называли современники русским Сократом, так как проблематикой его философии был человек. Сковорода изначально был теолог, и много занимался религиозной философией. Он создал русскую версию платоновской философии - христианский платонизм. В эт ом учении мыслитель выделяет три мира сущего - мир природы, мир человеческого существования и мир божественный. Божественный мир, как и у Платона, носит символический характер, отделен от мира человеческого бытия и вещественного мира. Произведения и учения Сковороды были очень популярными среди его современников.

Философские идеи князя Щербатова и Радищева связаны с социально-философской проблематикой. Щербатов делал попытки сформулировать модель идеального государства, хотя полноценного систематизированного утопического учения в духе Т.Мора или Кампанеллы, он не создал. Однако неэффективность крепостного права и сильная дифференциация общества, несправедливое социальное устройство, которое фактически содержало тысячи людей в рабстве, не могли оставить равнодушными современников. Эти проблемы были рассмотрены писателем и мыслителем А.Н. Радищевым. "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй"3Путешествие из Петербурга в Москву, М., Детская литература, 1975 - так охарактеризовал крепостной строй Руси Радищев. Главное философское произведение Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" было написано в форме путевых заметок. Такую форму для своего романа Радищев позаимствовал у Лоренса Стерна - английского писателя. В этом произведении Радищев обнажает все нелепости, противоречия и социальные последствия крепостного права. В этом романе Радищев подверг резкой критике общественное устройство Российской Империи 18в. За резкую критику государственной власти Радищев был приговорен к смертной казни, а затем помилован и отправлен в ссылку на десять лет в Илимсий острог. По счастливой случайности книга Радищева была опубликована, несмотря на строгую государственную цензуру. Цензор подумал, что роман Радищева является путеводителем, так как название глав соответствовали городам. В дальнейшем после издания и обнародования романа практически все экземпляры подлежали изъятию и уничтожению государственным указом. Однако даже после этого роман расходился в списках и дошел до широких масс.

Другой философской идеей Радищева было признание бессмертия человеческой души и признания не материального, а духовного начала человека.

В 19в. начинается новый период в развитии философской мысли. Социальные недовольства государственным устройством растет. Философская проблематика обращена в основном к проблемам общественно-политического устройства и этике.

Начало 19в связано с восстанием декабристов. Это была тяжелая трагедия для русского общества. Восстание декабристов было последствием распространения революционных социально-философских идей в России.

После восстания декабристов в России складывается три основных социально - философских направления. Первое занималось вопросами знания, соотношения веры и разума, возможностями человеческого познания. Здесь выделяют философские учения рационалистов и идеалистов. Второе направление в философии занималось социально-философской проблематикой, в рамках которого были разработаны идеи революционной демократии и анархии. Наконец в центре третьего направления была этическая проблематика. Основными оппозиционными философскими направлениями были философия коллективизма, истоком которой были религиозные воззрения, и философия индивидуализма, которая основывалась на западных идеях.

Рассмотрим идеи крупнейших русских мыслителей начала 19в.

< Лекция 22 || Лекция 23: 1234 || Лекция 24 >
Анастасия Голубева
Анастасия Голубева

Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо

Елена Аджар
Елена Аджар