Финансовый Университет при Правительстве РФ
Опубликован: 28.04.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 8094 / 3473 | Оценка: 3.78 / 3.73 | Длительность: 28:24:00
Специальности: Историк
Лекция 5:

Возникновение древнегреческой философии. Милетская школа

< Лекция 4 || Лекция 5: 123 || Лекция 6 >
Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены основные этапы античной философии, первые философские концепции стихийного материализма, диалектика Гераклита, элиатская школа. Учение Парменида. Апории Зенона.

Цель лекции: ознакомить студента со спецификой философских течений раннего античного периода.

С эпохой античности связан не только ранний этап формирования философии, но и зарождение европейской философии. Европейская философия зародилась в Древней Греции в начале VI века до н.э. Это было связано с определенными социально - экономическими условиями. В конце VII-начале VI вв. до н.э в Древней Греции бурно развивались торговля и мореходство, происходила колонизация земель. Греки достигли западных границ Средиземного моря (пролива между Европой и Африкой). Все это приводило к расширению их географического мировосприятия.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее существования - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию.

Милетская философская школа

(к. 7- сер.6 вв.до н.э.)

Милетская школа - это первая философская школа Древней Греции. В Древней Греции большое внимание уделяли рациональному способу мышления. Разум стал основой научного познания. Это было связано с эпохой географических открытий, приходившихся на тот период. Греция перестала быть центром мироздания в представлении ее жителей. Развивались новые области науки - мореплавание, география, медицина. Приходилось анализировать и систематизировать огромный материал, что было бы невозможно без рационального анализа. Рацио в переводе с греческого - это разум.

Первой философской школой в античной Греции является милетская школа. Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI в. до н. э.,- Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Основной философской проблематикой для них стал вопрос о первооснове мира. Это являлось основной проблематикой первых философских учений Древней Греции. Окружающий мир не является совокупностью отдельно взятых вещей, как думали мыслители предыдущих веков. Явления и предметы, думали милетцы, обладают некой первоосновой. Этой основой чаще всего считали материальную субстанцию. Однако эти первоэлементы у разных мыслителей были разные.

Рассмотрим основные философские концепции этих греческих философов.

Фалес (624-547 до н. э.)

Основное произведение Фалеса - " Начала ", не дошедшее до наших дней. Идеи этого произведения были развиты в последующих философских учениях. Он был великим мыслителем энциклопедистом, знал учения стран Древнего Египта, Сирии, Вавилона. Был знаком с философскими концепциями Древней Индии и Китая. Он прекрасно разбирался в геометрии и астрономии и был первоклассный изобретатель военной техники, сооружений и военных конструкций. Он знал и основные экономические принципы, вел торговлю, чтобы преумножить свое состояние. Познания в астрономии и астрологии помогли мыслителю прогнозировать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Большое научное наследие он оставил и в философии.

Онтология. Первоэлементом в его учении была вода. Это было не просто стихийное, но и одухотворенное начало - разумное, чисто ментальное. Стоит отметить, что воззрения первой философской школы были все еще под сильным влиянием мифологии. Именно в мифологии, как мы помним, обожествляли и одухотворяли различные стихии. Но Фалес все-таки хотел другого. Это была не попытка создать очередной миф. Это была научная попытка найти первооснову миру.

Фалес полагал, что космос полон Богов, т.е. был политеистом.

Онтологической характеристикой учения Фалеса являются 3 главные идеи:

  • Вода как основа мира
  • Одушевленность первоэлемента - воды
  • Множество богов

Гносеология. Гносеологической характеристикой учения Фалеса является - гносеологический монизм. Т.е. подобно тому, как Фалес хотел найти первооснову мира он хотел найти гносеологический базис теории познания. Все знания надо сводить к единой основе. Многословие Фалес не считал показателем ума и большого развития. Суть можно выразить и несколькими словами. Пустословие Фалес считал синонимом глупости.

Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.)

Ученик Фалеса. Как и Фалес, был человеком широких знаний, что было весьма характерно для того времени. Был учеником и последователем Фалеса. Он был осведомлен о всех достижениях современной ему науки и прекрасно разбирался во всех отраслях зарождающейся науки. Он был изобретателем и весьма плодовитым. Он изобрел первый глобус, солнечные часы, циркуль.

Главный труд философа - "О природе". Такое название указывает на натурофилософскую проблематику, которой занимался Анаксимандр. Философия Анаксимандра, как Фалеса и других первых древнегреческих философов была космоцентрична - т.е. вопросы устройства космоса, мироздания, окружающего мира имели первостепенное значение для философов.

Пик творчества Анаксимандра пришелся на конец VI в. до н.э. Анаксимандр продолжал идею Фалеса о первооснове мира.

Онтология. Анаксимандр ввел понятие апейрон (греч. apeiron - беспредельное, бесконечное, безмерное). Это субстанциональное начало, из которого состоит мир. Это более тонкая субстанция, чем материя. Анаксимандр не считал, что отдельное вещество - огонь или вода, не могут быть началом мира.

Есть несколько вариантов интерпретации, что такое апейрон. Согласно одним взглядам, апейрон - это смесь всех четырех стихий (огонь, вода, земля, воздух). Анаксимандр считал, что это бесконечное сверх-материальное начало. Апейрон выступает как первооснова всех четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Анаксимандр считал, что материю нельзя сводить к конкретным стихиям, как это делал Фалес и его предшественники. Он был первый, кто предположил существование именно материальной субстанции в основе мира, а не отдельного вещества. Апейрон в философии Анаксимандра был активным деятельным началом. Апейрон не может умереть или исчезнуть. Это вечная, подвижная, активная материальная субстанция -первооснова бытия. Все, что есть в мире, рождается из апейрона.

Космогония. Апейрон пребывал изначально во вращении вокруг своей оси, в результате этого образовались 4 стихии. После того как сформировались четыре стихийные первоэлемента, в центре мироздания сконцентрировалось много материи (апейрона), из которого получилась земля. Вокруг земли находились три сферы - огненная, водная, воздушная. Под воздействием огненной сферы вода на земле стала испаряться и возникла суша. Огненная сфера вокруг земли состояла из четырех колец или оводов. Отверстие в этих оводах есть солнце, луна, звезды.

После того как образовалась суша, стала образовываться жизнь на земле на границе воды и земли. Вначале они жили в воде. Затем выползли на сушу некоторые виды и стали сухопутными. Человек также произошел из водных существ. Хочется отметить, насколько перспективной была его концепция. Идеи Анаксимандра схожи с идеями Дарвина и его теорией эволюции.

Интересной философской идеей Анаксимандра была идея о рождении мира в начале времен, а затем переходе всего сущего снова в первоначало апейрон. Учение о конце света называется в философии - эсхатология. Из апейрона все произошло и на последнем этапе бытия - вновь станет апейроном.

Анаксимен. (6 в. до н.э.)

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Его основное сочинение - "О природе ".

Анаксимен первоосновой бытия считал воздух. Это первоэлемент его философии. Воздух был и материальной субстанцией (апейроном), а также и конкретной вещественной субстанцией, из которой потом получались все элементы. Из воздуха образуется все остальное материальное чувственное бытие. Из воздуха получаются облака, облака сгущаются и начинается дождь (вода), вода выпадает как осадок и возникает земля, а из земли формируются минералы и другие камни.

В отличие от Анаксимандра Анаксимен считал, что генетическим и субстанциональным началом всего сущего является воздух, из которого все произошло путем процессов разрежения и сгущения. Анаксимен приписал воздуху свойства бесконечности, беспредельности, безмерности (апейрон). То есть, если у Анаксимандра апейрон - это генетически-субстанциональное начало, то у Анаксимена апейрон - это свойство этого начала (воздуха). Учение о воздухе включает в себя важную новую идею о процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира-воздуха Анаксимен выстраивает так: огонь-воздух (как конкретное, чувственно воспринимаемое вещество)-ветры-облака-вода-земля-камни. Чтобы выстроить такую философскую систему Анаксимен ввел понятие сгущения или концентрации, что характерно для воздуха. За счет сгущения воздуха получаются облака и т.д. Душа также состоит из воздуха и боги также воздушны. Но воздух - это материальное начало. Следовательно, душа и боги могут умереть, т.е. смертны.

Основная концептуальная идея милетской школы - это попытка найти первооснову мира. При чем такую первооснову, которая не была бы персонифицированным божеством или одухотворенной стихией. Это именно попытка научно освоить мир, понять его структуру и первооснову. Милетцы хотели установить и первичную основу бытия и законы, по которым развивается мироздание. Одной из основных проблем, которая встала перед древнегреческими философами, стал вопрос о движении и изменчивости мира. Это дихотомия СТАТИКА-ДИНАМИКА, ИЗМЕНЧИВОСТЬ - НЕИЗМЕННОСТЬ, оказалась в центре внимания древнегреческих философов. Здесь сформировались два основных направления: диалектика и метафизика. В рамках первого направления считалось, что мир постоянно меняется и все в мире подвержено движению и изменению. В метафизике считалось, что движения нет - это абсурд восприятия, а истинное начало мира подлинно и неподвижно, неизменчиво и недвижимо. Эти вопросы до сих пор решает современная физика. Представителями диалектики была школа Гераклита Эфесского. Метафизическое мышление воплощалось в элейской школе.

< Лекция 4 || Лекция 5: 123 || Лекция 6 >
Анастасия Голубева
Анастасия Голубева

Как можно посмотреть оценку за курс, если в сертефикате она не указана? Спасибо

Елена Аджар
Елена Аджар