Сибирский федеральный университет
Опубликован: 01.09.2010 | Доступ: свободный | Студентов: 4012 / 427 | Оценка: 4.08 / 3.78 | Длительность: 11:06:00
Лекция 14:

Перспективы и расширения HTML

Аннотация: Новые возможности в проектах спецификаций HTML 5 и CSS 3

Последний стандарт HTML появился в 1998 году. После этого работа консорциума WWW над развитием HTML была на долгое время прервана, но в 2007 году возобновлена. В настоящее время работа над проектом HTML 5 ведётся W3C совместно с группой разработчиков, называемой Web Hypertext Application Technology Working Group (WHATWG). В основе этой работы лежит стремление создать спецификацию новой версии HTML, учитывающую реальные современные потребности веб-разработчиков и более точно (по сравнению с HTML 4) описывающую порядок интерпретации документа браузером.

Момент, когда можно будет забыть HTML 4 и полностью перейти на HTML 5, наступит точно не скоро. Для этого спецификация HTML 5 сначала должна быть завершена, одобрена производителями браузеров и полностью реализована в браузерах. И ещё должно будет пройти какое-то время, чтобы доля старых браузеров, не поддерживающих новой спецификации, сократилась бы до пренебрежимо малой величины.

Однако почему бы уже сейчас не создавать страницы, которые несколько красивее выглядят в браузерах, поддерживающих новые возможности HTML 5 и CSS 3? Главное, предусмотреть также поведение страниц в остальных сегодняшних (и, желательно, завтрашних) браузерах.

В этой лекции рассматриваются далеко не все возможности, заложенные в новые спецификации (для этого нужен отдельный курс), а только отдельные интересные моменты, которые уже сейчас работают в тех или иных браузерах. Мы не будем уточнять, в каких именно, потому что ситуация меняется очень быстро. Эту информацию можно всегда уточнить в таблицах совместимости браузеров со стандартами - например, http://www.quirksmode.org/dom/html5.html и http://www.quirksmode.org/css/contents.html .

Определение типа документа HTML 5

ОТД в HTML 5 упрощено до предела:

<!DOCTYPE html>

Современные браузеры воспринимают такое ОТД независимо от наличия у них поддержки HTML 5 (полной поддержки пока нет ни в одном браузере) - при этом они переходят в стандартный режим.

Улучшения, касающиеся форм

Это, в первую очередь, валидация введённых пользователем данных и новые типы элемента ввода, созданные специально для ввода и валидации таких данных как e-mail, URL, телефон, дата, время, число и т.п.

В использовании всё очень просто: HTML-элемент input может иметь дополнительные значения атрибута type, datetime-local, date, month, week, time, number, range, email и url. Браузер отображает элементы этих типов на экране специфическим образом. Также тип элемента ввода влияет на представление значения в DOM и способ его проверки перед отправкой формы.

Новые элементы ввода в HTML 5

Рис. 21.1. Новые элементы ввода в HTML 5

Браузеры, не понимающие новых типов input, отобразят их как <input type="text" />. Таким образом, функциональность не страдает, и никаких усилий для соблюдения обратной совместимости прилагать не нужно. Однако, если вы хотите, чтобы, например, календарь отобразился в любом случае, то в качестве решения можно использовать одну из Javascript-библиотек. А можно поступить и так: сначала проверить, поддерживает ли браузер требуемый тип input и, если нет, то создать календарь на Javascript.

<script type="text/javascript">
	//создадим в памяти элемент input
	var inp = document.createElement("input");
	//попытаемся установить его тип в "date"
	inp.setAttribute("type", "date");
	//если тип остался обычным текстом,
	if (inp.type == "text") {
		//то используем JQuiry UI для создания календаря
		$("#calendar").datepicker();
	}
</script>

С проверкой вводимых пользователем данных в HTML 5 связан ещё целый ряд интересных моментов. Во-первых, поля обязательные для заполнения могут быть снабжены атрибутом required:

<input type="text" name="name" required="required" />

Это гарантирует, что форма не будет отправлена с незаполненным полем.

Другой интересный атрибут элемента input - pattern. С помощью атрибута pattern можно задать регулярное выражение, которому должен соответствовать введённый текст:

<label>
	Номер кредитной карты:
	<input type="text" pattern="[0-9]{13,16}" name="cc" />
</label>

В данном случае введённый текст должен состоять из цифр в количестве от 13 до 16.

Пользуясь селекторами атрибутов CSS 3, можно связать различные состояния элементов input с разным форматированием, например, так:

<style type="text/css">
	input:valid {
		background: lime;
	}
	input:invalid {
		background: red;
		color: white;
	}
	input:required {
		background: yellow;
		color: Red;
	}
</style>

Результат показан на скриншоте и, видимо, не нуждается в пояснениях.

Применение стилей к псевдоклассам, соответствующим состояниям элементов формы

Рис. 21.2. Применение стилей к псевдоклассам, соответствующим состояниям элементов формы
Упражнение. Создайте HTML-документ с формой и несколькими элементами ввода нового типа. Просмотрите документ сначала в браузере, поддерживающем эти типы элементов, затем - в не поддерживающем. Добавьте скрипт, сообщающий пользователю о том, полноценно ли отображается форма.

Что касается новых средств валидации, то их применение пока сильно ограничено: если браузер их не поддерживает, то никакой валидации просто не будет. Как правило, это недопустимо (хотя на сервере в любом случае необходима ещё одна проверка принятых от клиента данных).

Ссылки:

http://www.whatwg.org/specs/web-forms/current-work/#extensions

http://diveintohtml5.org/forms.html

Пример работающей формы: http://devfiles.myopera.com/articles/67/example.html

Юрий Шах
Юрий Шах

Профессиональный веб-дизайн: Введение в современные веб-технологии
Самостоятельная работа 4

"3. Создание внешней таблицы.

Теперь создайте таблицу с двумя строками. Во второй строке создайте две ячейки - в первую переместите таблицу цифр, а во вторую - таблицу знаков."

Как в ячейку <td> поместить таблицу? Таблица же сама состоит из ячеек. Исходя из задания следует, что <td> может быть родителем для <td>, но это противоречит правилам HTML?
Если не прав - поправьте.
Также прошу разъяснить, как именно выполнить занное условие - поместить в табличную ячейку таблицу цифр, а в другую ячейку - таблицу знаков? 

Елена Сапегова
Елена Сапегова

После прохождения теоретической части пришло письмо об окончании теоретической части курса, будет ли практическая часть?