Сибирский федеральный университет
Опубликован: 01.09.2010 | Доступ: свободный | Студентов: 3923 / 378 | Оценка: 4.08 / 3.78 | Длительность: 11:06:00
Самостоятельная работа 4:

Обработка событий при помощи сценариев Javascript

< Лекция 9 || Самостоятельная работа 4 || Лекция 10 >
Аннотация: Цель. Изучение приемов динамического изменения страницы в ответ на действия пользователя.

В данной работе предлагается создать HTML-таблицу, представляющую калькулятор, и создать ряд обработчиков событий - нажатий пользователя на кнопки, которые управляют логикой работы калькулятора.

Часть 1. Создание разметки

1. Создание таблицы знаков калькулятора.

То, как предлагается оформить калькулятор в данной работе, показано на рис. 13.1

Законченный вид таблицы-калькулятора

Рис. 13.1. Законченный вид таблицы-калькулятора

Очевидно, таблица - наиболее подходящий элемент для представления набора элементов управления в виде выровненной сетки. Регулярность таблицы нарушается в нескольких местах: ячейка для результата шире всех остальных; клавиши операций отделены от цифр; нуль занимает две смежных ячейки. С точки зрения поведения также имеются отдельные смысловые группы: клавиши цифр должны обрабатываться одним образом; кнопки сброса и знак равенства - другим; ячейка результата клавишей не является. Поэтому сгруппируем элементы визуально и функционально в отдельные таблицы следующим образом.

Сначала создайте в новом файле с именем Lab4.htm таблицу знаков следующего вида:


Ячейкам таблицы (элементу td ) назначено стилевое правило, устанавливающее серый фон, выравнивание текста по центру, ширину и курсор в виде указателя:

cursor: pointer;
2. Затем создайте таблицу цифр:

Здесь нуль занимает две смежных ячейки, и необходимо использовать атрибут colspan

3. Создание внешней таблицы.

Теперь создайте таблицу с двумя строками. Во второй строке создайте две ячейки - в первую переместите таблицу цифр, а во вторую - таблицу знаков. В первой строке нужна всего одна ячейка - для результата - на всю ширину строки. Воспользуйтесь еще раз атрибутом colspan.

Ячейке результата назначьте атрибут id="result" и создайте для нее стиль (используя селектор идентификатора), назначив подходящий цвет фона, высоту и выравнивание текста по правому краю.

Внешней таблице добавьте тонкую границу серого цвета и заголовок (элемент caption )

Часть 2. Создание обработчиков событий

1. Обработка цифр и знаков.

Назначьте таблицам цифр и знаков атрибут id со значениями digits и signs соответственно. Ячейке с кнопкой сброса назначьте id='clear', а ячейке с кнопкой '=' - id='calculate'.

Вставьте в раздел head документа "Сценарии Javascript" , определяющий следующую функцию.

//функция, выполняемая автоматически по окончании загрузки страницы
window.onload = function() {
    //переменные, определенные здесь, доступны и во вложенных функциях
    var oDigits = document.getElementById('digits');
    var oSigns = document.getElementById('signs');
    var oResult = document.getElementById('result');
    var oClear = document.getElementById('clear');
    var oCalc = document.getElementById('calculate');

    //Обрабатываем щелчок мыши по цифрам и знакам
    oDigits.onclick =
    oSigns.onclick =
    function(e) {//Mozilla FireFox и ряд других браузеров отправляет в обработчик событий объект-событие
    	//Internet Explorer не отправляет ничего
    	var elem = null; //элемент, на котором произошло событие
    	if (e) elem = e.target; //работает в FireFox
    	else elem = window.event.srcElement; //работает в Internet Explorer
    	if (elem && elem.tagName.toLowerCase() == 'td') {
    		oResult.innerHTML += elem.innerHTML;  
    	}
    }
}

Принципиально весь приведенный код делает две вещи: определяет действия, которые нужно проделать сразу по завершению загрузки документа браузером (т.е. при наступлении события window.onload ), а также определяет действия, которые нужно выполнять в ответ на щелчок мышью по таблицам цифр и знаков (т.е. по событию onclick, возникающему в этих элементах). Действия представляют собой блоки кода, помещенные в функцию. Каждый оператор в блоке кода имеет свой смысл - в коде он пояснен комментариями, которые следует внимательно изучить.

Проверьте работу скрипта: при щелчке мышью по обрабатываемым символам они должны добавляться к строке результата.

2. Обработка клавиши "=".

Следом за функцией-обработчиком цифр и знаков (но внутри обработчика onload ) добавьте следующую функцию.

//кнопке Равно (=) требуется специальная обработка
oCalc.onclick = function(e) {
	if (!e) e = window.event;
	e.cancelBubble = true; //запрещаем передачу события родительскому элементу
	try { //перехватываем возможное исключение
		oResult.innerHTML = eval(oResult.innerHTML); //выполняем расчет выражения, записанного в строке
	}
	catch (ex) { }
}

Здесь идея заключается в том, что в ячейке result должно находиться арифметическое выражение. Чтобы вычислить его результат, нужно провести разбор выражения и пройти по дереву вычислений, что обычно реализуется относительно громоздким кодом. Но Javascript предоставляет один особенный метод - eval, который выполняет любой код Javascript, в том числе и арифметическое выражение! На случай, если выражение введено неправильно (не соответствуют скобки и т.п.), вызов метода eval следует заключить в блок try/catch - "попытайся"/"перехвати". Если исключительная ситуация возникнет, она будет перехвачена блоком catch, который не делает ничего (главное в том, что исключение считается в таком случае обработанным, и браузер не будет показывать сообщения об ошибке). Можно было бы, например, в этом блоке очистить поле result. Еще один важный момент: обработчик onclick назначен как ячейке calculate, так и содержащей ее таблице signs. Если специально не предотвратить передачу события родительскому элементу, то оно будет обработано дважды - сначала ячейкой, затем таблицей. Посмотрите, как бы это выглядело.

3. Самостоятельно напишите обработчик кнопки Очистить (C).

4. Последний штрих:

Cделайте, чтобы обрабатывались еще два события - onmousedown и onmouseup - "нажатие" и "отжатие" левой клавиши мыши. Пусть при нажатии цифра (или знак) изменяют цвет, а при отжатии возвращают первоначальный.

Необходимые для этого команды приведены ниже, а обработчики, в которых они будут запускаться, напишите самостоятельно.

elem.style.color = 'red';
elem.style.color = '';
Дополнительное задание. Добавьте к таблице кнопку sin. Если нажата эта кнопка, выражение должно меняться на Math.sin (выражение).
< Лекция 9 || Самостоятельная работа 4 || Лекция 10 >
Елена Сапегова
Елена Сапегова

После прохождения теоретической части пришло письмо об окончании теоретической части курса, будет ли практическая часть?

Елена Шишканова
Елена Шишканова
Россия
Светлана Кудинова
Светлана Кудинова
Россия