Организация взаимодействия между членами команды, методы подбора членов команды в студенческой среде
Проект – некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта
Что, же такое проект? Все мы постоянно осуществляем проекты в своей повседневной жизни. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги... Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:
- Они направлены на достижение конкретных целей;
- Они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- Они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- Все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
В общем случае, именно эти четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности. Каждая из названных характеристик имеет важный внутренний смысл.
Особенности организации командной работы в ВУЗе, среди специальностей по информатике
Организация работы командной работы над курсовыми и дипломными проектами, дело довольно новое и представляет собой набор определенных условий и правил.
Прежде всего, необходимо определится с платформой для реализации проектов – в нашем случаи, это Microsoft Visual Studio 2008 Team System. Методика инсталляции данного продукта и его компоненты описана в предыдущих лекциях. Для проведения занятий по реализации курсовых и дипломных работ необходим следующий набор технических средств:
А) Сервер для установки серверной платформы Win2008,TFS,MS SQL,VSS и серверной антивирусной системы типа Nod32, описан в "лаб.работе 3" ;
Б) Одиннадцать рабочих мест под управлением ОС Vista, комплект ПО на рабочих станциях описан в инструкции на "лаб.работе 3" .
Выбор количества рабочих мест определен из расчета, что наиболее оптимальный и управляемый состав группы- 5 человек. Архитектор, тестер, менеджер проекта и два программиста, это при выполнении курсового или дипломного проекта.
В процессе обучения все рабочие места могут иметь одинаковую функциональную платформу, например "Архитектор", система может присвоить каждому рабочему месту одинаковые функции, что крайне удобно при обучении работе в студии VSTS 2008. Одновременно можно проводить занятия в двух группах. Очень важно, что бы студенты прослушали перед началом работы в студии VSTS 2008, следующие курсы: операционные системы, системы управления базами данных, MS VS-2005-8 и программирование, естественно, что лучше, если бы обучение шло на примерах продуктов Microsoft.
Примерный набор тем курсовых и дипломных проектов
Все проекты можно разделить по принципам сложности (размеры, стоимость, количество участников) и неопределенности (достижение целей, затраты, сроки, качество).
Известный закон Лермана гласит: "Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег", а следствие Лермана уточняет: "Вам никогда не будет хватать либо времени, либо денег" В нашем же случаи первого нам всегда не будет хватать, а второго не будет совсем. Если классическое разделение проектов подразумевает два класса проектов – "Высокая неопределенность" и "Низкая определенность", то в нашем случаи , это всегда будет высокая определенность. В условиях дефицита времени, мы можем реализовать проекты только с ясно и четко поставленными целями и доступными нам реализациями, с четко выраженными результатами. Безусловно, это могут проекты на основе веб-технологий, например:
- Разработка Веб-портала промышленных предприятий, с функциями удаленной корректировки, размещения и удаления Заказчиком раздела портала, для данного предприятия;
- Разработка персональных страницы предприятий на Веб-портале;
- Система анализа посещений веб-портала, география посещений и пр.;
- Рекламный сайт, наличие активных элементов;
- Виртуальный рейтинг товаров выставленных на портале;
- Веб-база данных программных продуктов, используемых кафедрой в учебном процессе;
- Система учета посещений студентами кафедрального сервера, рейтинг материалов;
- Электронный кафедральный журнал;
- Стол заказов в цветочном магазине;
- Система заказов театральных билетов.
Организация работы в команде среди студентов, место командной работы в учебном плане
Приступать к освоению методов работы в команде и изучению инструментальных средств для командной работы оптимально в начале 5 семестра обучения. Общие теоретические курсы уже прочитаны и в учебном плане появляется дисциплина НИРС/УИРС, в рамках данной дисциплины можно вести тему работы в команде. Возможно освоение инструментальных средств командной работы во время лабораторных работ по программированию. На первом этапе все члены команды изучают методологию MSF, причем обучение идет самостоятельно, преподаватель - только консультирует. Второй этап посвящен освоению роли руководителя проекта. Третий этап – изучение рабочего места архитектора проекта, четвертый и очень важный этап -изучение основных функции VSTS 2008, основные приемы работы, взаимодействие с TFS. На данном этапе, важно чтобы даже контрольные примеры реализовывались в рамках командного проекта, через TFS, так как иногда студенты и довольно часто начинают программировать просто в студии, что совершенно недопустимо. Курсовые работы по программированию, которые являются обязательной частью учебного плана уже необходимо выполнять в составе команды сформированной в процессе НИРС/УИРС. Третий и последний этап выполнение дипломного проекта уже сформированной т подготовленной командой. Тема дипломного проекта уже должна быть максимально приближенной к реальной или быть реальной.
Формирования команды и условия комплектования
Понятие команды проекта
Для управления любым проектом на период его существования создается специфическая временная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта.
По содержанию команда проекта представляет собой группу специалистов высокой квалификации, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для эффективного достижения целей проекта.
С одной стороны, команда проекта оказывает влияние на создание определенной организационной среды проекта, формируя ценности, принципы и нормы поведения персонала. С другой стороны, действует в ней, подчиняясь единой цели и философии управления проектом.
Поэтому проблемы формирования и деятельность команды проекта целесообразно рассматривать в логической последовательности: цель проекта, система управления, команда проекта, культура проекта.
Реализация проекта – длительное предприятие, обладающее повышенной долей риска и подверженное постоянным изменениям. Поэтому особой характеристикой команды проекта является предпринимательский характер ее деятельности, направленный на решение слабоструктурированных задач и быстрое реагирование на требования внешней среды.
Стадии жизненного цикла команды
Аналогично жизненному циклу проекта команда проекта имеет свой жизненный цикл, в котором можно выделить пять основных стадий:
- Формирование;
- Срабатываемость;
- Функционирование;
- Реорганизацию;
- Расформирование.
Формирование – на этой стадии происходит знакомство членов команды друг с другом и с проектом в целом, формируются общие цели и ценности, определяются нормы и правила взаимодействия, ставятся задачи команды и определяются пути и принципы их достижения.
Срабатываемость (психологическая напряженность) – внутри команды идет процесс выявления лидеров, формирования неформальных групп, определяются роли отдельных работников и их место в команде, устанавливается психологический климат в коллективе, его внутренняя культура, определяющая стиль работы и управления, образ взаимодействия членов команды.
Рабочая (нормальное функционирование) – наиболее продолжительная стадия. На основе сформированного командного чувства идет нормальный процесс работы. Детали взаимодействия уточняются по ходу выполнения задач, общения в различных рабочих ситуациях.
Реорганизация – стадия возникает при изменении в количественном или качественном составах команды, либо состоянии проекта.
Расформирование – при завершении отдельных стадий и всего проекта расформировываются отдельные подразделения и вся команда проекта.
Проблемы формирования проектной команды
Открытые и честные взаимоотношения являются важной составляющей процесса формирования эффективной проектной команды. Подбор психологически совместимых исполнителей - другая ключевая составляющая.
Ролевая ротация членов команды, жизненный цикл команды и проекта
Все вышеперечисленные определения, в нашем случае, не совсем подходят.
Студенческая среда не вполне проецируется на производственную, поэтому более подходит на начальном этапе принцип добровольности - пришел, начинай работать, аспект делается на самостоятельную работу. Естественно на сервере должен лежать полный комплект методических и справочных материалов, руководств и пр. Каждый, из изъявивших желание, последовательно проходит обучение на ролевых местах, в процессе обучения выявляется индивидуальные наклонности каждого студента. Далее формируется команда для выполнения курсового проекта, с обязательной ротацией членов команды по ролевым местам, за основу итогового результата выбирается архитектура проекта, методика тестирования, программная реализация и управление проектом получившие общие одобрение всеми членами команды и преподавателя. По итогам курсового проекта формируется команда для дипломного проектирования, с четко распределенными ролями.