Приложения для социальных сетей
Понятие " Социальный Веб " ( Social Web ) используется для описания того, как происходит социализация пользователей и их взаимодействие друг с другом с помощью сети WWW. Основой для объединения пользователей служат самые разнообразные общие интересы.
Термин " Социальный Веб " может быть использован для выражения двух понятий.
- Первое понятие связано с описанием технологий Веб 2.0, которые фокусируются в первую очередь на социальных взаимодействиях и сообществах.
- Второе понятие используется для описания сети будущего, аналогичной WWW.
Можно рассматривать как сообщество множество людей, связанных и взаимодействующих между собой посредством контента в режиме диалога и совместных действий через Интернет.
Будучи нацеленными на стимулирование взаимодействия между людьми, социальное ПО для Веб оперирует со следующими социальными атрибутами:
- идентичность,
- репутация,
- присутствие,
- связи,
- групповая принадлежность,
- общение,
- разделяемый контент.
Социально программное обеспечение - это широкий диапазон программных систем, позволяющмх пользователям взаимодействовать и обмениваться данными. Этот способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов как MySpace, Facebook, Одноклассники, медиа сайтов Flickr и YouTube, коммерческих сайтов eBay.
Многие из из этих приложений имеют такие общие характеристики как: открытые API, сервис-ориентированный дизайн, возможность удаленного размещения данных и медиа-файлов. Такие приложения принято относить к системам Веб 2.0.
Внутри социального ПО можно выделить две группы программных инструментов: коммуникационные и интерактивные.
- Коммуникационные инструменты применяются для записи, хранения и представления коммуникационных данных, чаще всего в текстовом виде, но все больше в аудио и видео форматах.
-
Интерактивные инструменты применяются для поддержки опосредованного данными (различных медиаформатов) взаимодействия между отдельными пользователями и их группами. В отличие от коммуникационных инструментов акцент делается на поддержке связности пользователей и механизмов общения между ними.
- В противоположность коммуникационным инструментам, которые являются обычно асинхронными, интерактивные инструменты преимущественно синхронны, позволяя взаимодействовать пользователям в режиме реального времени (как в случае интернет-телефонии, видеочатов и т.п.) либо почти синхронно (службы мгновенных сообщений, текстовые чаты и т.п.).
Можно назвать следующие примеры программных систем, которые относится к социальному ПО:
- Системы обмена мгновенными сообщениями ( IM - Instant messaging ) позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (в относительно защищенном режиме). К наиболее популярным из них можно отнести Skype, ICQ, Yahoo! Messenger, MSN Messenger, AOL Instant Messenger, Miranda IM. К системам, ориентированным на бизнес, можно отнести IBM Lotus Sametime, Microsoft Messenger и Jabber.
- Интернет-чаты ( IRC - Internet Relay Chat ) позволяют одновременно нескольким пользователям общаться в режиме реального времени.
- Интернет-форумы пришли на смены электронным конференциям (возникшим до появления WWW). Пользователь форума может создавать новую "тему", доступную для других. Другие пользователи могут просматривать тему и оставлять свои комментарии в режиме последовательной записи.
- Веб-блоги ( web logs ), или кратко блоги, можно рассматривать как личные он-лайн журналы отдельных пользователей. Владелец блога может размещать сообщения в своем журнале, в то время как другие пользователи (читатели) могут оставлять к ним свои комментарии.
- Вики-справочники ( wiki ), или просто вики, - по-сути, веб-сайты, содержимое которых может редактироваться посетителями сайта. Наиболее известный пример - Википедия.
- Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, В контакте.
- Социальные сети прнятия решений - веб-сети для обсуждения с целью принятия решений. Используются для установления постоянной связи отдельных людей с правительством.
- Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учета их мнений о продукте, о том как сделать его лучше и т.п., тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.
- Социальные закладки ( social bookmarking ). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: del.icio.us.
- Социальные каталоги ( social cataloging ) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.
- Социальные библиотеки представляю собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т.п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т.п. Примеры: discogs.com, imdb.com.
- Многопользовательские сетевые игры ( Massively Multiplayer Online Games ) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчета очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.
Фолксономия
Фолксономия ( folksonomy ) — практика и методика совместной категоризации контента (ссылок, фото, видео клипов и т.п.) посредством произвольно выбираемых меток (тегов). Она основана на спонтанном сотрудничестве группы людей с целью организации контента и полностью отличается от традиционных формальных методов классификации на основе индексных терминов. Как правило, этот феномен возникает только в неиерархических сообществах, например на общедоступных веб-сайтах. Так как участники фолксономии контента обычно являются и основными же ее потребителями, использование методики фолксономии приводит к результатам, более точно отражающим совместную концептуальную модель контента всей группы.
Основными проблемами фолксономии, приводящими к ненадежности и несогласованности результатов, являются:
- Наличие форм множественного числа.
- Полисемия.
- Синонимия.
- Глубина (специфичность) использования меток.
Фолксономию можно рассматривать в качестве одного из ключевых элементов в развитии Семантической веб-сети, в рамках которой все веб-страницы содержат машинно-ориентированные метаданные, описывающие содержимое страниц. Эти метаданные должны значительно улучшать точность работы поисковых систем.Однако во избежание трудностей, вызванных ненадежностью и несогласованностью в работе больших сообществ авторов страниц, им рекомендуется использовать стандарты метаданных, например Дублинское ядро ( Dublin Core ).
Семантическая веб-сеть
Семантическая веб-сеть (Semantic Web) — часть глобальной концепции развития сети Интернет, целью которой является реализация возможности машинной обработки информации, доступной в сети WWW. Основной акцент в этой концепции делается на работе с метаданными, однозначно характеризующими свойства и содержание ресурсов WWW, вместо используемого в настоящее время текстового анализа документов.
Термин был введен Тимом Бернерсом-Ли в мае 2001 года.
В семантической веб-сети предполагается повсеместное использование
- универсальных идентификаторов ресурсов (URI),
- онтологий и языков описания метаданных.
Концепция семантической веб-сети была принята и продвигается W3С. Для ее внедрения предполагается создание сети документов, содержащих метаданные о ресурсах WWW, и существующей параллельно с ними. Тогда как сами ресурсы предназначены для восприятия человеком, метаданные используются машинами (поисковыми роботами и другими интеллектуальными агентами) для получения однозначной информации о свойствах этих ресурсов с помощью механизмов логического вывода.
Техническую часть семантической паутины составляет семейство стандартов на языки описания, включающее XML, XML Schema, RDF, RDF Schema, OWL и др. Необходимость описания метаданных так или иначе приводит к дублированию информации. Каждый документ должен быть создан в двух экземплярах: размеченным для чтения людьми, а также в машинно-ориентированном формате.
Онтология
Онтология - это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы. Обычно такая схема состоит из иерархической структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области.
Современные онтологии обычно состоят из экземпляров, понятий, атрибутов и отношений.
Для описания онтологий Веб был разработан специальный язык - OWL (Web Ontology Language), построенный на основе XML. Язык OWL может быть использован для описания классов и отношений между ними. В основе языка — представление действительности в модели данных "объект — свойство". Язык применим не только для описания веб-страниц, но и любых объектов действительности и рассматривается в качестве одной из фундаментальных технологий, необходимых для построения Семантической веб-сети.
Семантические веб-сервисы
В то время как совокупность ресурсов и их метаданных можно считать статической частью семантической паутины, ее динамическую часть представляют семантические веб-сервисы - законченные элементы программной логики с однозначно описанной семантикой, доступные через Веб и пригодные для поиска, композиции и выполнения.
Технически, семантический веб-сервис отличается от обычного веб-сервиса наличием не только описания интерфейса (обычно на языке WSDL ) в терминах типов данных, передаваемых сервису, возвращаемых значений и генерируемых ошибок, но и наличием семантического описания всех его характеристик.
Потенциальная выгода от использования семантических веб-сервисов заключается в возможности автоматического поиска (а также композиции) программными агентами подходящих сервисов для решения поставленных задач.
Тем не менее, сложность этой задачи в ее общей формулировке пока позволяет добиваться некоторых положительных результатов только в узкоспециализированных отраслях, явным образом выигрывающих от внедрения сервисно-ориентированной архитектуры, например в интеграции корпоративных приложений.