Спонсор: Microsoft
Воронежский государственный университет
Опубликован: 04.02.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 8253 / 690 | Оценка: 4.14 / 3.78 | Длительность: 19:54:00
Самостоятельная работа 3:

Введение в JavaScript. Программное взаимодействие с HTML документами на основе DOM API

< Лекция 3 || Самостоятельная работа 3: 123 || Самостоятельная работа 4 >
Аннотация: Цель работы: знакомство с языком разработки клиентских веб-сценариев JavaScript. Изучение основ языка и его применения для автоматизации процесса разметки и добавления интерактивных возможностей веб-страниц.

Элементы языка JavaScript

JavaScript позволяет "оживить" веб-страницу. Это реализуется путем добавления к статическому описанию фрагмента исполняемого кода. JavaScript-сценарий может взаимодействовать с любыми компонентами HTML-документа и реагировать на изменение их состояния.

JavaScript не является строго типизированным языком, в переменных могут храниться практически любые типы данных.

Как и программа на языке Java, сценарий JavaScript выполняется под управлением интерпретатора. Однако если Java-приложение или Java-аплет компилируется в байтовый код, то сценарий JavaScript интерпретируется на уровне исходного текста.

Следует отметить, что языковые конструкции JavaScript совпадают с соответствующими средствами C++ и Java.

Структура сценария

Сценарием JavaScript считается фрагмент кода, расположенный между дескрипторами <SCRIPT> и </SCRIPT>:

Текст HTML-документа

<SCRIPT>
  Код сценария
</SCRIPT>
Текст HTML-документа

Переменные

В сценариях JavaScript переменные могут хранить данные любых типов: числа, строки текста, логические значения, ссылки на объекты, а также специальные величины, например "нулевое" значение null или значение NaN, которое сообщает о недопустимости операции.

Переменная в языке JavaScript объявляется с помощью ключевого слова var. Так, например, выражение

var selected = "first item";

создает переменную с именем selected и присваивает ей в качестве значения строку символов " first item ". Переменные могут объявляться также автоматически. Это происходит при присвоении значения переменной, не встречавшейся ранее в данном сценарии. Так, в следующем примере создается переменная с именем rating, которой присваивается числовое значение, равное 512.5:

rating = 512.5;

Объекты

В языке JavaScript не предусмотрены средства для работы с классами в том виде, в котором они реализованы в C++ или Java. Разработчик сценария не может создать подкласс на основе существующего класса, переопределить метод или выполнить какую-либо другую операцию с классом. Сценарию, написанному на языке JavaScript, в основном доступны лишь готовые объекты. Построение нового объекта приходится выполнять лишь в редких случаях.

Объекты содержат свойства (свойства объектов можно сравнить с переменными) и методы. Объекты, а также их свойства и методы идентифицируются именами. Объектами являются формы, изображения, гипертекстовые ссылки и другие компоненты веб-страницы, HTML-документ, отображаемый в окне браузера, окно браузера и даже сам браузер. В процессе работы JavaScript сценарий обращается к этим объектам, получает информацию и управляет ими.

Кроме того, разработчику сценария на языке JavaScript доступны объекты, не связанные непосредственно с HTML-документом. Их называют предопределенными,или независимыми объектами. С помощью этих объектов можно реализовать массив, описать дату и время, выполнить математические вычисления и решить некоторые другие задачи.

Первый объект, с которым необходимо познакомиться, чтобы написать простейший сценарий, - это объект document, который описывает HTML документ, отображаемый в окне браузера. Ниже приведен исходный текст веб-страницы, содержащей сценарий, действия которого сводятся к выводу строки текста в окне браузера.

<HTML>
  <НЕАD>
    <ТIТLЕ>Первый сценарий JavaScript</TITLE>
  </HEAD>
  <BODY>
    <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">
      document.write("Проверка сценария JavaScript");
    </SCRIPT>
  </BODY> 
</HTML>

Имена чувствительны к регистрам символов, и если вы попытаетесь обратиться к текущему документу по имени Document, интерпретатор JavaScript отобразит сообщение об ошибке.

Основное назначение сценариев JavaScript - создавать динамически изменяющиеся объекты, корректировать содержимое HTML-документов в зависимости от особенностей окружения, осуществлять взаимодействие с пользователем и т.д.

Операции

Набор операторов в JavaScript, их назначение и правила использования в основном совпадают с принятыми в языке С++. Исключением является операция задаваемая символом " + ".

В JavaScript символ "+" определяет как суммирование числовых значений, так и конкатенацию строк.

Так, например, в результате вычисления выражения

sum = 47 + 21;

переменной sum будет присвоено значение 68, а после выполнения операции

sum = "строка 1 " + "строка 2";

в переменную sum будет записана последовательность символов " строка 1 строка 2 ".

Рассмотрим еще один пример:

<HTML>
  <BODY>
    <H2>Числа и строки</H2><BR>
    <SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">

      var a = 3; 
      var b = 8; 
      var c = " попугаев ";

      document.write("a+b="); document.write(a + b);                   
      document.write("<BR>");
      document.write( "a + с = "); document.write(a+c); 
      document.write("<BR>");
      document.write("c + a = "); document.write (c + a); 
      document.write ("<BR>");
      document.write ("a + b + с = "); document.write(a + b + c);
      document.write("<BR>");
      document.write("c + a + b = "); document.write(c + a + b);
      document.write("<BR>"); 

    </SCRIPT>
  </BODY> 
</HTML>

В окне браузера приведенный выше HTML-код выглядит так, как показано на скриншоте


Первая строка отображает результат суммирования двух числовых значений, вторая и третья - результат конкатенации строки и символьного представления числа. Если операция суммирования чисел предшествует конкатенации, JavaScript вычисляет сумму чисел, представляет ее в символьном виде, затем производит конкатенацию двух строк. Если же первой в выражении указана операция конкатенации, то JavaScript сначала преобразует числовые значения в символьный вид, а затем выполняет конкатенацию строк.

Управляющие конструкции

Управляющие конструкции, используемые в языке С++, в основном применимы и в сценариях JavaScript.

В JavaScript дополнительно определены языковые конструкции, отсутствующие в С++, а именно: операторы for...in и with.

В пример 6.1 с помощью оператора цикла на веб-странице формируется таблица умножения чисел.

<html>
<body>
<table>
<script language="JavaScript">
	document.write("<tr><td> </td>");
	for (i = 1; i < 10; i++) document.write("<td>"+i+" </td>");
	document.write("</tr>");
	for (i = 1; i < 10; i++)
	{
		document.write("<tr><td>" + i + " </td>");
		for (j = 1; j < 10; j++)
		{
			document.write("<td  bgcolor='#00ffa0'>" + (i*j) + " </td>");}
		document.write("</tr>");
	}

</script>
</table>
</body>
</html>
Пример 6.1.

Отдельного внимания заслуживает оператор new. Несмотря на то, что большинство объектов уже созданы браузером и доступны сценарию, в некоторых случаях приходится создавать объекты в процессе работы. Это относится к предопределенным объектам и объектам, определяемым разработчиком сценария. Для создания объекта используется оператор new, который вызывается следующим образом:

переменная =  new   тип_ объекта (параметры)
< Лекция 3 || Самостоятельная работа 3: 123 || Самостоятельная работа 4 >
Михаил Олифиренко
Михаил Олифиренко
Александр Табачук
Александр Табачук

Это только у меня не работает кнопочка "Получить код DreamSpark"? Пишет "временно не доступно..." А когда заработает?