Здравствуйте, прошел курс "Концептуальное проектирование систем в AnyLogic и GPSS World". Можно ли получить по нему сертификат? У нас в институте требуют сертификаты для создания портфолио. |
Модель функционирования терминала
Модель в GPSS World
Постановка задачи
Общий вид терминала показан на рис. 7.1. Территория терминала обозначена A, примыкающая городская территория - B.
- Автомобиль (транспортное средство), груженный или порожний, попадает в порт по дороге общего пользования C. В случае отсутствия мест на парковке D терминала, дорога становится накопительным буфером (очередь с дисциплиной FIFO).
- Если имеется свободное место, автомобиль въезжает на парковку, водитель выходит и с документами идет в офис E. Процедура парковки занимает около 2 мин.
- В офисе водитель дожидается своей очереди на обслуживание у одного из окошек. Дождавшись, он оформляет документы на въезд. Получив их, он возвращается к своему автомобилю. Оформление документов занимает, вместе с ходьбой, около 10 мин. Одновременно на терминал отсылается заявка на обслуживание данного автомобиля.
- Если ворота F имеют свободную полосу, автомобиль подъезжает на полосу досмотра. Здесь у него проверяют разрешение на въезд и проводят физический досмотр контейнера (пломб, наличия повреждений, отсутствия посторонних лиц и пр.). Досмотр занимает 2 мин.
- Автомобиль следует на оперативную парковку H, расположенную рядом с зоной погрузки-разгрузки I. Среднее время движения 2 мин. Этот участок дороги внутри терминала может использоваться как накопительный буфер, если нет свободных мест на парковке у зоны погрузки.
- Автомобиль становится на парковку H и ждет своей очереди на погрузку (момента выполнения заявки на его обслуживание, отправленной на шаге 3). Среднее время выполнения заявки составляет 10 мин.
Когда со стороны терминала готово транспортное средство для его погрузки-разгрузки (заявка на обслуживание автомобиля выполнена), и имеется свободная ячейка для обработки автомобиля в зоне H, автомобиль подъезжает к свободной ячейке для погрузки. Среднее время движения 2 мин. Если заявка была выполнена до приезда автомобиля и имеется свободная ячейка, автомобиль может прямо подъехать к ячейке, минуя парковку 6. Среднее время обслуживания автомобиля 5 мин.
- Обслуженный автомобиль по терминальному проезду подъезжает к выездным воротам терминала J. Среднее время движения 2 мин.
- После осмотра автомобиль покидает терминал. Среднее время осмотра 2 мин.
Необходимо разработать имитационную модель и промоделировать функционирование терминала в течение 8 ч.
Определить:
- количество обработанных автомобилей;
- среднее время обработки одного автомобиля;
- коэффициент обработки автомобилей терминалом;
- показатели использования элементов терминала.
Программа модели в GPSS World
В модели автомобили следует представить транзактами. Все остальные элементы терминала (парковку D, офис Е, полосы у ворот F и J, места у зон I и Z) - многоканальными устройствами (МКУ). Дадим МКУ имена согласно постановке задачи, добавив знак подчеркивания, например, D_.
Введем масштабирование: 1 единица модельного времени соответствует 1 мин, то есть, например, время моделирования равно 8*60 = 480 единиц модельного времени.
В постановке задачи на разработку модели указаны средние значения времени поступления автомобилей и их обработки. Примем, что интервалы времени во всех случаях распределены по экспоненциальному закону.
Декомпозиция терминала и состав сегментов модели определяются разработчиком. Введем следующие сегменты:
- ввод исходных данных;
- событийная часть модели;
- задание времени моделирования и вычисление результатов моделирования.
Как видно, в данном случае можно обойтись без разделения событийной части модели на сегменты.
Ниже приводится программа модели.
; Модель функционирования терминала ; Многоканальные устройства D_ Storage 10 ;Имитирующее парковку D E_ Storage 5 ;Имитирующее офис Е F_ Storage 5 ;Имитирующее полосы ворот F I_ Storage 7 ;Имитирующее места у зоны I ZP_ Storage 2 ;Имитирующее места в зоне Z J_ Storage 7 ;Имитирующее ворота J ; Исходные данные timeA EQU 9 ;Среднее время приезда транспорта timeD EQU 2 ;Среднее время парковки на D timeE EQU 10 ;Среднее время оформления документов в офисе Е timeF EQU 2 ;Среднее время досмотра на воротах F timeFH EQU 2 ;Среднее время движения от F к Н timeZ EQU 10 ;Среднее время выполнения заказа на обслуживание автомобиля timeI EQU 5 ;Среднее время обслуживания автомобиля в зоне I timeIJ EQU 2 ;Среднее время движения от I к J timeJ EQU 2 ;Среднее время досмотра на воротах J timeMod EQU 480 ;Время моделирования ; Статистические таблицы C_ QTABLE C_,1,1,50 E_ QTABLE E_,1,1,30 ZP_ QTABLE ZP_,1,1,40 TMeanP TABLE M1,40,1,80 ; Событийная часть модели GENERATE (Exponential(371,0,timeA));Имитация прибытия автотранспорта KolPrib QUEUE C_ ;Занять очередь на парковку D ENTER D_ ;Занять одно место на парковкеD DEPART C_ ;Покинуть очередь на парковку ADVANCE (Exponential(83,0,timeD));Имитация парковки на D QUEUE E_ ;Встать в очередь в офис Е ENTER E_ ;Занять окошко в офисе Е DEPART E_ ;Покинуть очередь в офис Е ADVANCE (Exponential(113,0,timeE)) ;Имитация оформления документов в офисе Е LEAVE E_ ;Покинуть офис Е SPLIT 1,,1 ;Расщепление для отправки заявки TEST E P1,1,Met1 ;Автотранспорт к воротам F, заявка в Z QUEUE ZP_ ;Занять очередь в зону Z ENTER ZP_ ;Занять место обслуживания заявки в зоне Z DEPART ZP_ ;Покинуь очередь в зону Z ADVANCE (Exponential(213,0,timeZ));Имитация выполнения заявки в зоне Z LEAVE ZP_ ;Освободить место обслуживания заявки в зоне Z TRANSFER ,Met2 Met1 QUEUE F_ ;Встать в очередь к воротам F ENTER F_ ;Занять полосу у ворот F DEPART F_ ;Покинуть очередь к воротам F LEAVE D_ ;Освободить место на парковке ADVANCE (Exponential(183,0,timeF));Имитация досмотра у ворот F LEAVE F_ ;Освободить полосу у ворот F ADVANCE (Exponential(163,0,timeFH));Имитация движения от F к H Met2 ASSEMBLE *1 ;Фиксация - выполнение заявки ENTER I_ ;Занять ячейку I ADVANCE (Exponential(315,0,timeI)) ;Имитация обслуживания в зоне I LEAVE I_ ;Освободить ячейку I ADVANCE (Exponential(511,0,timeIJ));Имитация движения от I к J ENTER J_ ;Занять место на воротах J ADVANCE (Exponential(703,0,timeJ)) ;Имитация осмотра на воротах J LEAVE J_ ;Освободить место на воротах J KolObr SAVEVALUE timeSum+,M1 TABULATE TMeanP TERMINATE ; Задание времени моделирования и расчет результатов GENERATE TimeMod TEST L X$Prog,TG1,Met3 SAVEVALUE Prog,TG1 Met3 TEST E TG1,1,Met4 SAVEVALUE TimeObr,(X$TimeSum/N$KolObr) ; Среднее время обработки транспорта SAVEVALUE KoefIsp,(N$KolObr/N$KolPrib) ; Коеффициент использования терминала SAVEVALUE KolObrCar,(N$KolObr/X$Prog) ; Количество обработанных транспортов Met4 TERMINATE 1 START 10000