Опубликован: 24.04.2014 | Доступ: свободный | Студентов: 2070 / 702 | Длительность: 06:18:00
Лекция 5:

Техника безопасности в библиотеках

Аннотация: Техника безопасности в библиотеке. Поддержание микроклимата. Звукоизоляция. Нормативы охраны труда. Обеспечение безопасности. Угрозы безопасности. Технические и организационные меры обеспечения безопасности.

Жизнедеятельность человека в искусственной среде связана со светом, цветом, теплом, воздухом, звуком и др. Эти функционально-технологические факторы обладают своими физическими свойствами, оказывают определенное влияние на организацию интерьера.

Искусственное освещение обеспечивает комфортные условия для деятельности человека при отсутствии или недостатке естественного. В некоторых случаях применение искусственных источников света позволяет решить задачи, практически невыполнимые при использовании только естественного освещения. Светильники рекомендуется размещать параллельно линии окон, т.е. торцами к направлению луча зрения читателя.

Наиболее равномерное освещение, с точки зрения специалистов, достигается при применении светящихся потолков с экранированием ламп решетками. Светильники над столами предлагается делать подвесными, сосредоточенно-направленного света. В читальных залах целесообразно устанавливать настольные лампы на каждом столе, а общий свет сделать приглушенным. Сейчас во многих библиотеках, особенно за рубежом, стеллажи открытого доступа снабжены специальными светильниками (также освещаются и карточные каталоги), свет которых экранируется направленно на полки с книгами, что, во-первых, очень удобно читателям и библиотекарям, а во-вторых – экономит электроэнергию.

Для современной библиотеки особенно важно обращать внимание на защищенность от излишнего солнечного света. Излишняя освещенность - как естественная, так и искусственная, означает избыток ультрафиолетовых лучей, что приводит к разрушению книги.

Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) - в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. В книгохранилищах норма освещенности на поверхности документа - не более 50 лк. Не допускается освещение документов прямым солнечным светом. В книгохранилищах светильники должны располагаться на расстоянии не менее 0,5 м от поверхности документа, стеллажа или шкафов.

Тепловой режим на территории библиотеки мало чем отличается от теплового режима бытового помещения. Норма теплового режима в помещении книгохранилища – не более (18+-2)°С и относительная влажность воздуха (55+-5)%.

В читальных залах и рабочих помещениях персонала библиотеки температурно-влажностный режим составляет значения соответственно: температура воздуха – (20+-1,5)°С, относительная влажность – (45+-7)%. Устойчивый нормативный температурно-влажностный режим библиотечного помещения можно поддерживать только при условии применения надежной системы кондиционирования воздуха, независимо от теплого и холодного времени года.

Любая библиотека нуждается в надежной системе аэрации помещений. Особое значение это имеет для книгохранилищ и помещений, где работает копировально-множительная техника и прочие технические средства. В идеале библиотека может использовать системы микроклимата. Системы микроклимата позволяют комплексно решать проблемы обеспечения нормальных условий температурно-влажностного режима, аэрации помещений, снижение уровня запыленности и загрязненности.

Помещения библиотеки должны быть защищены от шума, для чего могут быть использованы утолщенные внутренние перегородки, изолирующие двери и рамы. Для достижения необходимого акустического комфорта в читальных залах, рассчитанных более чем на 50 читателей, целесообразно устройство звукопоглощающих подвесных потолков. В качестве дополнительной меры может быть применена и звукопоглощающая облицовка стен.

Особое значение следует обращать на использование материалов при ремонте помещений библиотеки. Желательно свести к минимуму, а еще лучше совсем исключить из употребления искусственные синтетические материалы, например, линолеум, и не применять вредные для здоровья людей и сохранности книг красители. Не случайно в наиболее совершенных проектах современных библиотечных зданий, например, Британской библиотеки, принципиально предусматриваются только природные материалы (натуральное дерево и др.).

Предъявляются определенные требования к взаимодействию человека и машины, а также правильной организации рабочего места. А рабочее место в первую очередь характеризуется используемой мебелью. Важное значение имеют цвет и отражающая способность поверхности стола. Цвет не должен быть ярким. Рекомендуется для столов выбирать цвета, гармонично сочетающиеся с окраской помещения.

Однако следует иметь в виду, что в очень светлом помещении на экране монитора плохо видны буквы и цифры (символы). Лучше использовать матовые поверхности столов.

В качестве стульев предпочтительно пользоваться специальными полумягкими компьютерными креслами с подъемно-поворотными устройствами, имеющими подлокотники, основание на колесиках, возможность регулировать высоту сидения и угол наклона спинки. Последняя должна иметь форму, соответствующую правильной осанке спины человека (эргономический параметр). Поверхность сиденья должна иметь закругленный передний край и быть нескользящей, неэлектризующейся, с воздухопроницаемым покрытием. Рабочее место рекомендуется оборудовать подставкой для ног, ее поверхность должна быть рифленой.

Оптимальное расстояние между экраном и работающим с ПК должно быть около 50 см. На этом расстоянии обычно уже не выявляются ни ультразвуковое, ни рентгеновское излучение мониторов; и клавиатура, кстати, не должна быть ближе.

Не рекомендуется дотрагиваться до экрана работающего монитора, стирать с него пыль, ставить на него вещи, тем более горючие вещества или жидкости.

По утвержденным санитарным нормам, расстояние от рабочего места до стен с оконными проемами должно быть не менее 1-1,5 м, между рабочими местами - не менее 1,5 м. Работа с дисплеем на электронно-лучевой трубке должна занимать не более 60% общего рабочего времени. Если же работа с перерывами невозможна, время работы у экрана следует ограничить до 4 ч в рабочую смену.

При достаточно напряженной 8-часовой работе с ЭВМ, помимо обеденного перерыва, через 3 ч от начала работы и за 2 ч до ее завершения рекомендуется 10-минутный перерыв. Через каждый час должен быть перерыв 5-10 мин. или около 15 мин. через 2 часа работы.

По статье 34 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" администрация предприятий, где используются дисплеи, должна обеспечить необходимый контроль параметров электромагнитных, электростатических полей, уровня шума, контроль ПК, ЭВМ и др.

Перед работой на компьютере помещение должно быть хорошо проветрено, особенно в зимний период, когда функционирует центральное отопление, приводящее к сухости воздуха. При этом в отапливаемый период относительная влажность снижается в 4-5 раз по сравнению с нормой (55-62%). Проветривание должно осуществляться в любую погоду. Оптимальная температура воздуха при работе на компьютере должна находиться в пределах 19-21С.

Один компьютер должен располагаться в помещении площадью не менее 6 м2 , не допускается концентрация большого количества компьютеров в одном помещении, т.к. возрастают концентрации отрицательных легких, средних и особенно тяжелых ионов, которые отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность сотрудников.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что в настоящее время среди взрослого населения, систематически работающего на компьютере, более 70% имеют заболевания (комплекс заболеваний) называемое в разных вариантах "синдромом компьютерного стресса", "компьютерный синдром", "компьютерно-зрительный синдром". Один из его частных случаев – так называемый синдром "мышиного укуса" (синдром запястного канала), причиной которого являются мелкие однообразные движения рукой при нажатии на клавиши "мыши", приводящие к внутренним микротравмам. Мышечно-скелетные заболевания, от которых страдают более 40% всех работающих, - результат плохих эргономических условий. При регулярных нарушениях правил работы могут отмечаться изменения в сердечно – сосудистой системе, системе крови, снижение иммунитета. В некоторых случаях могут возникнуть начальные симптомы депрессии, могут начать выпадать волосы, правда, чаще это все минимально выражено. Иногда могут быть проявления неврастении с раздражительностью, утомляемостью, нарушениями сна, болями в области сердца, колебаниями артериального давления, потливостью, другими болезненными проявлениями.

У работающих с дисплеями без защитного экрана также может повышаться вероятность развития в дальнейшем онкологических заболеваний.

Пути выхода из создавшегося положения следует искать в русле гармонизации техногенных факторов и биологических предпосылок. Причем улучшение экологии существования в электронной среде может осуществляться по ряду направлений.

Во-первых, постоянно идет процесс совершенствования техники в сторону биооптимизации, например, мониторов. Существует мнение, что жидкокристаллические экраны более безопасны и комфортны для пользователей. Пока можно утверждать, что они лишены ряда опасных излучений, мелькания и имеют действительно плоскую поверхность экрана. Подсветка голубого цвета снижает утомляемость глаз, восстанавливает зрительные пигменты. Практически не имеют вредных излучений микрокомпьютеры типа "ноутбук". Наименее вредными для здоровья считаются персональные компьютеры типа "Грин-пи-си", со шведскими нормативами на излучения.

Специалистами заявлено о разработке специальных "призматических" очков, позволяющих одновременно охватывать взглядом и монитор, и клавиатуру на столе, что "разгружает" глаза, шейный отдел позвоночника, сосуды головного мозга. Например, фирма "Лорнет - М" предлагает специальную эргономическую оптику - очки со специальным цветовым покрытием, позволяющие снизить зрительные нагрузки и помогающие сохранить здоровье глаз.

Второе важнейшее направление связано с действием персонала. Это забота об улучшении условий труда, обязательное соблюдение элементарных гигиенических требований, разработанных специалистами и отраженных в соответствующих документах. Так, Министерством культуры РФ подготовлен "Перечень действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда для организаций федерального ведения". Детальное изложение норм и порядка организации действий персонала содержится в документе "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

В документе разъясняется и регламентируется весь комплекс работ и такие эргономические параметры, как микроклимат, освещение, организация и оборудование рабочих мест с ПЭВМ, размер стула, высота, глубина и ширина сиденья, высота прогиба спинки, радиус изгиба переднего края сиденья и т.д.

В последнее время подобные технологические службы появляются уже и в крупных библиотеках страны, которые занимаются улучшением условий труда, изучением нового отечественного и зарубежного опыта библиотек и внедрением его в практику своей работы.

Семён Бессонов
Семён Бессонов
Анна Непомнящая
Анна Непомнящая

Привет, Я библиотекарь подскажите какие нибудь интересные курсы ....