Понятие о сестринском процессе
Цель сестринского процесса
Термин "сестринский процесс" впервые введен в США сестрой Лидией Холл в 1955 году. Слово "процесс" означает ход событий. В данном случае – последовательность действий, предпринятые сестрой при оказании помощи.
Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Этот метод включает в себя пациента и медицинскую сестру как взаимодействующих лиц. В основе находится пациент как личность, требующая индивидуального подхода.
Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей через квалифицированный сестринский уход. Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
- создание базы информационных данных о пациенте;
- выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
- обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
- составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
- определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.
Значение сестринского процесса
Значение внедрения сестринского процесса в следующем:
- обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;
- становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
- создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
- осуществляется эффективное использование времени и ресурсов;
- демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;
- обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания;
- самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.
Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом "манипуляционной техники". Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие отношения устанавливаются между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.
Этапы сестринского процесса
- Сестринское обследование – оценка состояния пациента.
- Сестринская диагностика – интерпретация полученных при обследовании данных выявление проблем пациента со здоровьем.
- Постановка целей и планирование предстоящей работы по уходу.
- Реализация составленного плана – выполнение сестринских вмешательств.
- Оценка результатов, эффективности сестринского ухода.
Первый этап - сестринское обследование.
Цель этапа - сбор информации о состоянии здоровья пациента для выявления у него нарушенных потребностей, проблем существующих и потенциальных, чтобы обеспечить качество жизни пациенту. Врачебная диагностика ставит целью постановку диагноза, выявления причины и механизма развития заболевания.
Источниками информации могут быть:
- сам пациент – наилучший источник;
- члены семьи, сопровождающие лица, соседи по палате;
- врачи, медицинские сестры, члены бригады скорой помощи, санитарки;
- медицинская документация (данные обследований, выписки из стационарной или амбулаторной карты);
- специальная медицинская литература (справочники по уходу, стандарты сестринских манипуляций, профессиональные журналы).
Различают субъективное и объективное сестринское обследование.
Субъективное обследование – информация, получаемая со слов пациента или другого лица. Субъективная информация - представления пациента о своем здоровье. Полноценность информации зависит от умения сестры расположить собеседника к общению.
Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы –данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).
Второй этап - сестринская диагностика.
Цель этапа:
- определение проблем, возникающих у пациента;
- установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем;
- выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению проблем.
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В некоторых странах называют проблему "сестринским диагнозом". В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.
Проблема отличается от врачебного диагноза:
Врачебный диагноз | Проблемы |
---|---|
Определяет болезнь (острый гастрит) | Определяют ответные реакции организма в связи с болезнью (изжога, боль в области эпигастрия, рвота…) |
Может оставаться неизменным в течение всей болезни | Могут меняться каждый день или даже в течение дня |
Предполагает лечение в рамках врачебной практики | Предполагают сестринские вмешательства в пределах её компетенции и практики |
Как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме | Часто связаны с представлениями пациента о состоянии его здоровья |
Виды сестринских диагнозов (проблем)
По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
- Физиологические – реакции на болезнь, обусловленные изменением функций органов и систем (на воспалительные изменения в лёгких организм реагирует нарушением функций органов дыхания: одышка, кашель…).
- Психологические – реакции, которые появились в ответ на болезненные изменения во внутренних органах (страх, плаксивость, эмоциональная ранимость).
- Социальные – связаны с нарушением удовлетворения социальных потребностей из-за заболевания (неполная семья, финансовая несостоятельность, потеря трудоспособности).
- Духовные – реакции организма, затрагивающие духовную сферу (потеря смысла жизни, нежелание следить за собой, уход в религию, одиночество).
По времени появления:
- Настоящие (основные и сопутствующие) – есть у пациента в момент обследования (например: головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода в связи с обездвиженностью пациента).
- Потенциальные (вероятные) – их нет на данный момент, но могут появиться с течением времени (например: появление пролежней у обездвиженного пациента, риск обезвоживания организма из-за упорной рвоты).
По серьёзности (приоритетности)
- Приоритетные - требуют срочных мероприятий, часто опасны для жизни (одышка, удушье).
- Промежуточные - не требуют экстренных мер, не опасные для жизни (снижение аппетита, слабость)
- Вторичные – не имеют прямого отношения к данному заболеванию (дисфункция кишечника у пациента с бронхитом).