Добрый день. Я имею высшее образование по специальности "юриспруденция". Могу ли я получить свидетельство о повышении квалификации, если пройду курс ".Основы маркетинга"? |
Основные понятия и термины
3.1 Маркетинговый обмен
Все что касается процессов покупки-продажи базируется на представлении об обмене, т.е. свободном, добровольном взаимодействии людей, состоящем в предоставлении друг другу ценностей или услуг в обмен на иные ценности и услуги.
Хорошо известная модель экономического обмена подразумевает обмен продукта (товара или услуги) на деньги на основе рационального решения сторон обмена.
Рациональность решения о покупке подразумевает способность покупателя объективно оценить приобретение, причем ДО совершения обмена, однако в реальной жизни подавляющее большинство приобретаемых товаров и услуг не могут быть оценены потребителем объективно1Это свойство оценки качества товаров легло в основу работ Нобелевского лауреата по экономике Джорджа Акерлофа: РЫНОК "ЛИМОНОВ": НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАЧЕСТВА И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ (George A. Akerlof. The Market for "Lemons": Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, v.84, August 1970, p.488-500. ) в интернете доступна эта работа в переводе Е.И. Николаенко в силу недоступности объективной информации о товаре и/или неспособности потребителя понять и интерпретировать доступную информацию.
Например, подавляющее большинство людей не читает информацию о составе копченой колбасы при покупке в супермаркете, а если и читает, то в большинстве случаев, не способно правильно интерпретировать эту информацию. Кроме того, ОБЪЕКТИВНЫЙ выбор подразумевает сравнение всех доступных вариантов покупки, однако стоя перед прилавком с сотней марок колбасы реальный потребитель не станет этого делать просто в силу чрезмерной трудоемкости этого процесса.
Оценка сделанного приобретения так же, как правило, не может быть объективной и сколь-нибудь разумно формализуемой и находится в эмоциональных категориях "нравится-не нравится", "доволен-не доволен".
Таким образом, в отличие от экономического обмена, маркетинговое представление об обмене базируется на следующих представлениях:
- В обмене существуют не только материальные, но и нематериальные (эмоциональные) аспекты, оказывающие существенное влияние на сделку.
- Стороны, как правило, не располагают достаточной и объективной информацией о приобретаемом товаре (услуге) и/или не способны ее рационально интерпретировать
- Оценка результата приобретения так же эмоциональна и основана на сравнении ожиданий от покупки (возможно завышенных) и результатом приобретения
Компоненты маркетингового обмена:
- Прямые затраты потребителя -материальные и нематериальные затраты связанные непосредственно с актом покупки (требования продавца)
- Сопутствующие затраты потребителя - материальные и нематериальные затраты, порождаемые приобретением, кроме прямых
- Полные затраты - сумма прямых и сопутствующих затрат
- Стоимость владения
- Воспринимаемое качество - результат сравнения ожиданий потребителя с реальным результатом сделки
Важно понимать, что оценка качества приобретенного товара сильно зависит от ожиданий потребителя. Продавец имеет возможность влиять на формирование ожиданий и если, например, реклама товара вызывает неоправданные ожидания потребителя, оценка качества может оказаться низкой, несмотря на объективно высокое техническое качество товара.
увеличить изображение
Рис. 3.1. Маркетинговый обмен, приобретение и содержание предмета в течение срока службы
Сравнение маркетингового и экономического обмена:
Экономический обмен | Маркетинговый обмен | |
Поведение потребителя | Рациональное | Рациональное и эмоциональное |
Оценка продукта | Объективная | Возможность оценки ограничена |
Оценка Альтернатив | Объективная | Возможность оценки ограничена |
Компоненты обмена | Материально-денежные | Материально-денежные и эмоциональные |
Оценка результата | Объективная по полученным выгодам | Субъективная по соответствию ожиданиям |