Если я прошла курс где мой сертификат |
Правовая охрана окружающей природной среды от загрязнений
Правовая охрана атмосферного воздуха от химических загрязнений
Загрязнение ОС - это попадание в нее или образование в ней вредных (загрязняющих) веществ в количествах, превышающих установленные нормативы. Вредным признается вещество, которое способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб флоре и фауне.
Вредное воздействие на ОС - это воздействие, приводящее к изменению состояния ОС, в результате которого ухудшаются условия жизни человека, условия обитания и произрастания живых организмов.
Атмосферный воздух - это естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых и производственных помещений.
Загрязнение атмосферного воздуха - это поступление или образование в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества воздуха (ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Охрана атмосферного воздуха - это система мер по улучшению его качества и предотвращению его вредного воздействия на здоровье человека и ОПС. Основными правовыми средствами охраны воздуха от загрязнения являются: выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 14 ФЗ); государственная регистрация загрязняющих веществ; учет вредных воздействий на воздух и их источников: инвентаризация выбросов загрязняющих веществ; мониторинг атмосферного воздуха: государственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха.
В целях регулирования выбросов вредных веществ устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
Технический норматив выброса - это норматив выброса вредного вещества для источников, который отражает максимально допустимую массу выброса в расчете на единицу продукции или мощности.
Предельно допустимый выброс - это норматив предельно допустимого выброса вредного вещества, который устанавливается для источника с учетом непревышения нормативов качества воздуха и критических нагрузок на экологические системы. При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания выбросов в атмоссрерном воздухе.
Статья 15 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" допускает производство и использование технических и технологических установок только при наличии сертификатов. Сертификаты подтверждают соответствие содержания вредных веществ в выбросах технических и технологических установок техническим нормативам выбросов.
Правовая охрана вод от химического загрязнения
Загрязнение водных объектов - это сброс или поступление в водные объекты вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод. Использование водных объектов должно осуществляться с минимальными негативными последствиями для них (Водный кодекс РФ). При залповом сбросе вредных веществ возникает аварийное загрязнение водных объектов, которое причиняет вред здоровью населения и биологическому разнообразию. Захоронение и сброс токсичных веществ в водные объекты запрещается. Запрещается сброс не очищенных и не обезвреженных сточных вод, а также забор воды, существенно влияющий на состояние водных объектов.
Для использования подземных вод, сброса сточных вод, для поддержания пластового давления при эксплуатации место рождений нефти и газа предусматривается выдача лицензии. В лицензии должны содержаться сведения об установленных лимитах водопользования, которые могут пересматриваться.
Водопользователи обязаны:
- соблюдать условия, установленные в лицензии на водопользование;
- не нарушать прав других водопользователей;
- не ухудшать качество поверхностных и подземных вод;
- информировать органы власти об аварийных ситуациях.
Поддержание вод в надлежащем экологическом состоянии обеспечивается двумя видами нормативов:
- нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты, которые устанавливаются из условия недопустимости превышения ПДК вредных веществ в водных объектах;
- нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах и сточных водах.
Нормативы качества воды - это совокупность допустимых значений показателей ее состава и свойств. Для каждого выпуска возвратных (сточных) вод устанавливаются ПДС веществ, чтобы в контрольных створах водных объектов обеспечивались нормативы качества воды.
При проектировании предприятий и внедрении новых технологических процессов необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение и истощение водных объектов (например, фильтрующих накопителей и захоронений). Для объектов, подверженным авариям (нефтепроводы, нефтехранилища, накопители сточных вод и др.), должны быть разработаны и осуществлены противоаварийные мероприятия.
Для обеспечения охраны вод устанавливаются водоохранные и санитарно-защитные зоны, в которых поддерживается специальный режим хозяйственной деятельности.
Правовая охрана почвы от химического загрязнения
Основные источники загрязнения почвы подразделяются на две группы. К первой группе относятся источники загрязнения, эксплуатация которых прямо не связана с использованием земель. Это промышленные предприятия и транспорт, выбрасывающие загрязняющие вещества в атмосферный воздух или в водные объекты, которые затем попадают в почву. Ко второй группе относятся сельскохозяйственные организации, применяющие пестициды и агрохимикаты.
Учитывая это обстоятельство, законодательство об охране ОПС решает проблему охраны почвы от загрязнения путем регулирования выбросов и сбросов загрязняющих веществ в воздушную и водную среду. Почва в отличие от воды и воздуха не является пространственной средой, в которую сбрасываются или удаляются загрязняющие вещества. Законодательство водное и об атмосферном воздухе специально регулируют вопросы сброса и выброса вредных веществ в эти природные объекты. Законодательство об охране почвы построено на иных принципах. Главной его задачей является не регулирование поступления вредных веществ в почву, a предотвращение попадания таких веществ в почву.
При размещении новых сооружений и внедрении новых технологий должны предусматриваться мероприятия по охране земель. Для оценки состояния почвы устанавливаются нормативы ПДК вредных химических веществ в почве. Их содержание определяется в миллиграммах на килограмм почвы. Например, содержание ванадия может достигать 150 мг; марганца - 1500; марганца + ванадия - 1000 + 100; ртути - 2,1; свинца - 32; нитратов - 130 мг.
Правовая охрана ОПС от загрязнений производственными отходами
Ежегодно в России образуется около 7 млрд т отходов, из которых используется лишь 2 млрд т. В отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд т твердых отходов. Под полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно отводится 10 тыс. га земель.
Вопросы обращения с отходами регулирует ФЗ "Об отходах производства и потребления". Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека: поддержание благоприятного состояния ОПС и сохранение биологического разнообразия: использование новых научно-технических достижений для реализации малоотходных и безотходных технологий (ст. 3 ФЗ).
Отходы производства и потребления - это остатки сырья и материалов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства.
Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в целях предотвращения попадания вредных веществ в ОПС.
Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Использование отходов - это применение отходов для производства продукции или оказания услуг.
Статья 4 ФЗ определяет правовой режим отходов как объекта права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья или продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Собственник не может отказаться от права собственности на отходы. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом. Создание объектов размещения отходов (полигонов, шламохранилищ, отвалов горных пород) допускается на основании разрешений при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Места размещения отходов, содержащие более 1 тыс. т или 5 тыс. отходов, подлежат инвентаризации.
При выдаче лицензии на право пользования недрами утверждаются лимиты на размещение отходов, включая размещение отходов в недрах.