Санкт-Петербургский государственный университет
Опубликован: 02.03.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 3046 / 852 | Оценка: 4.27 / 4.03 | Длительность: 07:12:00
ISBN: 978-5-9556-0104-5
Лекция 4:

Документирование, сопровождение, реинжиниринг и управление качеством

< Лекция 3 || Лекция 4: 12345 || Лекция 5 >

Документирование

Одним из главных отличий просто программы от программного продукта является наличие разнообразной, хорошо подготовленной документации. Чтобы как-то структурировать этот параграф, воспользуемся ГОСТом ЕСПД (Единая Система Программной Документации) еще советских времен, кстати, до сих пор не обновлявшимся [13].

Самым главным документом является ТЗ (Техническое Задание), в котором описываются цели и задачи работы, заказчик и исполнители, технические требования, сроки и этапы, требования секретности, форс-мажорные обстоятельства и правила предъявления результатов. Технические требования, в свою очередь, делятся на функциональные, экономические, требования по надежности, эффективности, защищенности от несанкционированного доступа и др. ТЗ должно быть составлено таким образом, чтобы исключить возможные разночтения, все требования должны быть сформулированы так, чтобы их можно было проверить однозначным образом. Самая главная ошибка начинающих руководителей – это неаккуратно составленное ТЗ или неоднозначные спецификации. В моей практике было много случаев, когда заказчики, пользуясь неопытностью наших руководителей, отказывались от финальных платежей, требовали дополнительных работ или еще каких-то преференций. С другой стороны, при утверждении ТЗ, я как генеральный директор, не могу уследить за всеми деталями, поэтому еще много лет назад взял себе за правило проверять только финансовую сторону договора, а уж если руководитель договора прозевал что-то по технике, то пусть ему это будет уроком. Разумеется, в таком случае пострадает и предприятие, но надо же как-то учить руководителей.

Следующим по важности документом является ПМИ (Программа и Методика Испытаний). Структурно ПМИ подобна ТЗ – практически для каждого пункта ТЗ в ПМИ говорится, как этот пункт будет проверяться. Способы проверки могут быть самыми разными – от пропуска специального теста до изучения исходных текстов программы, но они должны быть предусмотрены заранее, а не придумываться в момент испытаний. Новички приступают к составлению ПМИ непосредственно перед завершением работ, а опытные руководители составляют ПМИ практически одновременно с ТЗ (хотя бы в общих чертах) и согласовывают ее с заказчиками вместе с ТЗ. Именно хорошо составленная ПМИ является гарантией успешной сдачи работ.

Руководство системного программиста, на современном чисто русском языке называется руководством по инсталляции. В нем описывается порядок установки системы на ЭВМ, как проверить корректность поставленной системы, как вносить изменения и т.п. Обычно это простой короткий документ; в противном случае система, наверное, плохая, сделанная непрофессионалами.

Руководство оператора (пользователя) – это, собственно, основной документ, описывающий, как пользоваться системой. В хорошем руководстве сначала описывается идея системы, основные функции и как ими пользоваться, а уже потом идет описание всех клавиш и меню. Многие современные книги по программам Microsoft представляют собой яркие примеры никуда не годных руководств – можно прочесть 100 страниц и не понять основных функций.

Руководство программиста. Часто это самый объемный документ, описывающий внутреннюю организацию программы. Обычно этот документ идет в паре с документом "текст программы" – одностраничный документ с оглавлением дискеты или CD. Руководство программиста дает заказчику возможность дописать какие-то новые фрагменты программы или переделать старые. В современной литературе этот документ называется SDK (Software Development Kit). Продукт, снабженный SDK, может стоить на порядок дороже, чем такой же продукт без оного, так что можно понять, насколько трудно создать действительно полезный SDK. Сейчас не очень принято продавать исходные тексты программ – проблемы с интеллектуальной собственностью, даже при наличии SDK трудно "влезть" в чужую программу – как говорится, себе дороже. Поэтому большое распространение получили API (Application Program Interface). Программа передается только в виде DLL (библиотека двоичных кодов), но известно, как обратиться к каждой функции из других программ, т.е. известно имя точки входа, количество, типы и значения параметров. Наличие множества API, конечно, хуже, чем наличие исходных текстов (например, нельзя переделать что-то в середине функции), зато много проще в использовании. С другой стороны, все большую популярность приобретает FSF (Free Software Foundation) [14]. Основателем этого движения был Ричард Столман, который забил тревогу по поводу попыток крупных фирм запатентовать многие основные алгоритмы и программы: "Дойдет до того, что они запатентуют понятия "цикл" и "подпрограмма", что мы будем тогда делать?" FSF представляет собой собрание программ в исходных текстах; любой программист может свободно использовать их в своих целях, но все добавления и улучшения, которые он сделал, тоже следует положить в FSF. Таким образом, FSF представляет собой одно из самых больших доступных хранилищ программ. Многие ведомства (например, военные) просто не могут использовать программы, текстов которых они не имеют. Мы уже много раз пользовались FSF, естественно, соблюдая все правила игры.

Остальные документы, перечисленные в ЕСПД, носят формальный или необязательный характер, поэтому мы их обсуждать не будем.

< Лекция 3 || Лекция 4: 12345 || Лекция 5 >
Елена Сергеева
Елена Сергеева
Россия, Таганрог, ТРТУ, 2003
Михаил Адигеев
Михаил Адигеев
Россия