Опубликован: 16.07.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 37 / 0 | Длительность: 26:49:00
Лекция 5:

Методические основы создания информационных систем и технологий в управлении предприятием

< Лекция 4 || Лекция 5: 12345 || Лекция 6 >

Основу процесса формирования и развития информационной системы управления предприятием составляют отношения субъекта и объекта. Объектом управления выступает предприятие. Субъектом управления выступает система управления предприятием в лице исполнительного директора (вице-президента) по информационным ресурсам - информационного менеджера (Chief Information Officer - CIO.). Инструментом управления является информационная система, использующаяся для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информационном обслуживании с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Для теоретического познания необходимо проанализировать объект в определенном аспекте, обусловленном применяемым методологическим подходом. Методологический подход - это способ видения реальной действительности через призму научной категории и может быть представлен совокупностью научных методов. В современной науке широко используются следующие подходы: системный, базирующийся на общенаучной категории "система"; информационный - "информация"; стратегический - "стратегия"; деятельностный - "деятельность"; вероятностно-статистический - "возможность"; кибернетический - "обратная связь"; дескриптивно-нормативный - "норматив" и др.

Реальный объект, взятый в одном из аспектов, образует предмет изучения. Пользуясь методологическим подходом, исследователь выявляет скрытые и существенные закономерности, свойственные данному предмету. Если используется один методологический подход и объект рассматривается в одном аспекте, то имеют место частные результаты исследования, в противном случае объект рассматривается многоаспектно и имеют место обобщающие результаты.

Организация и становление информационных систем и технологий должны базироваться на системном, информационном, стратегическом и объектно-ориентированном подходах. В литературе, как правило, рассматривается информационный подход для выявления информационных потоков, а системный и объектно-ориентированный - для формирования информационной системы.

5.1. Системный подход

Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Ключевыми понятиями являются понятия: система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство; элемент - предел членения системы с точек зрения решения конкретной задачи и поставленной цели; структура - совокупность элементов и связей между ними; связь характеризует одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы; состояние - множество существенных свойств, которыми система обладает в данный момент времени; поведение - способность системы переходить из одного состояния в другое; внешняя среда - множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состояния вызывает изменение поведения системы; модель - описание системы, отображающее определенную группу ее свойств; равновесие - способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий сохранять свое состояние сколь угодно долго; устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих воздействий; цель - идеальное устремление, которое позволяет коллективу увидеть перспективы или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к идеальным устремлениям.

Используя данные выше определения, дадим формальное описание информационной системы на языке теории множеств, которое имеет следующий вид:

S = {E,R,Z,F}, (5.1)
где S - система;
E - множество элементов;
R - множество отношений между элементами;
Z - целевая функция;
F - внешние факторы;
{...} - знак множества.

Если элементарную схему коммуникации, считать системой - S, то описание этой системы (1.3.2) примет следующий вид:

E = {e1,e2,e3}, (5.2)
где e1 - коммуникант;
е2 - сообщение;
е3 - реципиент.
R = {r1,2,r3,2,r3,1}, (5.3)
где r1,2 - отношение коммуникант-сообщение;
r3,2 - отношение реципиент-сообщение;
r1,3 - отношение коммуникант-реципиент;
r3,1 - отношение реципиент-коммуникант.
Z = {z1,z2,z3}, (5.4)
где z1 - функция связи;
z2 - субъект-субъектное отношение;
z3 - субъект-объектное отношение.
F = {ƒ123}, (5.5)
где ƒ1 - канал связи;
ƒ2 - помехи;
ƒ3 - шумы.

Рассмотрим закономерности информационных систем, среди которых можно выделить следующие:

  1. Целостность проявляется в информационной системе в возникновении новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам. Свойства информационной системы в целом не являются суммой, но зависят от свойств каждого элемента или ее части.
  2. Интегративность. Интегративными называют системообразующие, системоохраняющие факторы, важными среди которых являются неоднородность и противоречивость ее элементов. Например, объем и скорость преобразования информации.
  3. Коммуникативность. Информационная система не изолирована, она связана множеством каналов связи с внешней средой, которая неоднородна и представляет собой сложное образование, содержит вышестоящую систему, задающую требования и ограничения для нее.
  4. Иерархичность. Заключается в том, что закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии информационной системы. Благодаря этому на каждом уровне возникают новые свойства, которые не могут быть выведены как сумма свойств элементов. Здесь важно не только то, что объединение нескольких элементов в подсистему приводит к появлению у нее новых свойств и утрате части прежних, но и то, что каждый элемент приобретает новые свойства, отсутствующие у него до этого.
  5. Эквифинальность. Характеризует предельные возможности информационных систем данного класса. Термин ввел Л. фон Берталанфи, который определяет эквифинальность открытой системы как способность полностью детерминированных начальными условиями систем достигать не зависящего от времени состояния. Эта закономерность начинает проявляться, начиная с некоторого уровня сложности, достигаемого информационной системой.
  6. Историчность. Время является непременной характеристикой системы, поэтому информационная система исторична. Основу закономерности "историчность" составляют внутренние противоречия между компонентами информационной системы. При создании информационной системы нужно предусматривать не только вопросы ее формирования, но и вопросы развития, а при необходимости - уничтожения (например, при несанкционированном доступе к информации).
  7. Закон необходимого разнообразия. Впервые сформулирован У.Р. Эшби: чтобы создать информационную систему, способную предоставлять информационные услуги и обрабатывать информационные потоки на предприятии, обладающие определенным, известным разнообразием, нужно, чтобы сама информационная система имела еще большее разнообразие, чем разнообразие решаемых проблем, или была способна создать в себе это разнообразие. Применение закона позволяет получить рекомендации по совершенствованию не только информационной системы, но и системы управления предприятием.
  8. Закономерность осуществимости и потенциальной эффективности информационной системы. Исследование взаимосвязи сложности структуры информационной системы со сложностью ее поведения позволяют получить количественные выражения предельных законов для таких качеств системы, как надежность, помехоустойчивость, управляемость и др. На основе этих законов возможно получение количественных оценок порогов осуществимости информационной системы с точки зрения того или иного качества. Объединяя качества, можно получить предельные оценки жизнеспособности и потенциальной эффективности информационной системы.
  9. Закономерности целеобразования. Здесь выделяют несколько закономерностей процессов обоснования и структуризации целей для информационной системы:
    1. зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта;
    2. зависимость цели от внутренних и внешних факторов;
    3. возможность сведения задачи формулирования общей (глобальной) цели к задаче структуризации цели;
    4. зависимость способа представления структуры целей от стадии познания объекта или процесса (продолжение закономерности а));
    5. проявление в структуре целей закономерности целостности.

К числу задач, решаемых системным подходом, относятся: определение общей структуры информационной системы; организация взаимодействия между подсистемами и элементами; учет влияния внешней среды; выбор оптимальной структуры информационной системы; выбор оптимальных алгоритмов функционирования информационной системы. Как наука системный подход развивается в двух направлениях: первое - феноменологический подход (причинно-следственный или терминальный), связан с описанием любой системы как некоторого преобразования входных воздействий (стимулов) в выходные величины (реакции); второе - теория сложных целенаправленных систем, здесь описание системы проводится с позиции достижения ее некоторой цели или выполнения некоторой функции.

< Лекция 4 || Лекция 5: 12345 || Лекция 6 >
валентина петрашева
валентина петрашева
rozybayev kemal
rozybayev kemal